Тема урока: Закрепление по теме «Задача».
Цели урока.
Обучающая цель: выработка умения выделять основные части задачи и решать простые задачи; формирование навыка устных вычислений; развитие логического мышления; привитие интереса к предмету через нестандартные формы организации урока.
Развивающая цель. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать. Развивать психические процессы учащихся: память, внимание, мышление. Создавать условия комфортности каждого ребенка. Развивать рефлексию и адекватную самооценку деятельности у детей.
Воспитательная цель. Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока.
I.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
1.Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Математика у нас!
Проверьте, готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Учебник, ручка и тетрадь?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
2.- Ребята, сегодня урок математики мы проведем в форме игры-путешествия. Вы, наверное, ждете от него чего-то необыкновенного. Покажите, пожалуйста, какое перед началом урока у вас настроение. (На столе у каждого лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи.)
II.Ввод в тему урока.
- Сегодня на уроке мы все попадем в сказку, сказку знакомую, и в то же время мы будем сочинять ее сами. А чтобы узнать, в какую сказку мы отправимся, на карточке, лежащей перед вами соедините последовательно все точки и получите изображение одного из персонажей сказки. Из какой сказки этот лебедь? Из сказки «Гуси-лебеди». Чтобы сказка получилась, надо внимательно слушать героев и выполнять все задания.
III.Устный счет.
- Итак, сказка начинается. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. – Доченька,- говорила мать,- мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей, мы тебе платочек купим.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
- Поиграем и мы. Раз сегодня мы в сказке, то все вы немножко волшебники и можете даже отгадывать мысли.
Угадайте, какое число я задумала, и запишите его. (Математический диктант)
- Оно на 2 >, чем 3
- К неизвестному числу прибавила 4 и получила 8. Какое число я задумала?
- От какого числа я отняла 5 и получила 3?
- Сколько я прибавила к 6, чтобы получилось 9?
- А теперь я попробую отгадать задуманные вами числа.
Задумайте любое число от 1 до 5.
Вычтите столько же.
Прибавьте 4.
Вычтите 2.
Прибавьте 3.
Прибавьте 5. Получилось 10.
- Теперь поиграем в логические игры. Подумайте и ответьте.
1.Из-под ворот видны 8 кошачьих лап. Сколько кошек за воротами?
2.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги впереди и 2 ноги сзади. Сколько всего ног у животного?
3.В вазе было 9 роз. Мальчик подарил маме, бабушке и сестре по 3 розы. И 3 розы остались в вазе. Как такое могло случиться?
А теперь рассмотрите ряды чисел:
1 2 3 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 6 5 7 8…
1 2 3 4 5 6 7 8…
-Есть ли здесь натуральный ряд чисел? Если есть, подчеркните его синим карандашом.
Есть ли отрезок натурального ряда? Если есть, подчеркните его красным карандашом.
Самопроверка.
- Когда числа образуют натуральный ряд чисел?
- Что обозначают точки в конце ряда?
IV.Повторение изученного.
- Мы с вами тоже заигрались, а пора возвращаться в нашу сказку. Оставила девочка братца одного, а тут налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету. Ахнула она, кинулась туда-сюда – нету! Выбежала в чисто поле и только видала: метнулись вдали гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут девочка и догадалась, что унесли гуси-лебеди ее братца. Бросилась она вдогонку. Бежала, бежала, увидела – стоит печь. – Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? – Выполни мое задание – скажу. Посмотрела девочка на задание и горько заплакала. Задания все математические, а считать она не умела. Поможем девочке выполнить задания?
На доске запись:
2 <3 7<8 4>5 9>6 5>7 9<8
Как называются эти выражения?
Какие знаки используют для записи неравенства?
На какие две группы можно разделить эти неравенства?
Назовите верные неравенства.
Запишите пример, в котором надо 3 увеличить на 2. Прочитайте его разными способами.
Запишите: первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Найдите сумму.
Запишите: 7 уменьшить на 2.
Во второй столбик запишите взаимнообратные примеры.
V.Изучение нового материала.
-Выполнили мы с вами все задания, и девочка побежала дальше. Да вдруг остановилась. Перед ней три дорожки. По которой пойти? На каждой дорожке – конверт с заданием и подсказка: надо пойти по той дорожке, на которой самое маленькое число ответе получится.
Итак, налево пойдешь, такую задачу надо решить. Вспомните, что называется задачей? Назовите части задачи. Прочитайте условие первой задачи, потом ее вопрос. Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу? Запишите решение и ответ.
Налево пойдешь, задачу №2 решить придется. Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос. Какое действие надо выполнить, чтобы решить эту задачу? Запишите решение и ответ.
А прямо пойдешь, задачу № 3 найдешь. Прочитайте задачу и скажите, что в ней известно и что требуется узнать. Решите задачу и сравните все три ответа. В какой задаче самый маленький ответ?
VI.Закрепление изученного.
- Побежала девочка по прямой дорожке и привела она ее прямо к яблоньке.
- Яблонька, яблонька, куда гуси-лебеди полетели? – Сорви мой наливные яблочки, выполни их задания, я и укажу тебе дорогу.
(Яблоки «собраны» в корзинки. На каждом пример в несколько действий. Каждый ученик получает одно яблоко, решает пример, записывает ответ.)
Проверка. Если в вашем примере получился ответ 7, поднимите красную фишку. Если в вашем примере ответ равен 8, поднимите зеленую фишку. Если у вас получилось 6, поднимите желтую фишку.
Показала яблонька дорогу. Побежала девочка дальше. А на пути молочная речка с кисельными берегами. Через реку мосток проложен. А бревнышки качаются. Чтобы по мостику пройти, надо на каждом бревнышке остановиться и на вопрос ответить.
- Как называются числа от 1 до 9?
- Какое однозначное число самое маленькое, самое большое?
- Назовите знаки сравнения.
- Назовите знаки действий.
- Как называются числа при сложении?
- Перешла девочка мостик и оказалась перед избушкой Бабы Яги. Смотрит, а на крылечке братец сидит. Схватила его девочка и бросилась в обратный путь. Только гуси-лебеди могут догнать беглецов. Опять нужна наша помощь. Давайте смастерим для детей ковер-самолет. Он будет состоять из различных геометрических фигур. Их вы найдете у себя на парте. (Ученики прикрепляют свои фигуры на магнитную доску. Получается ковер самолет)
- Вот так мы помогли малышам и сами повторили решение примеров и задач, вспомнили знаки сравнений и действий, компоненты сложения.
VII. Рефлексия деятельности.
На доске появляется анкета, позволяющая сделать самоанализ, дать качественную оценку уроку.
1.На уроке я работал охотно / неохотно
2.Своей работой на уроке я доволен / недоволен
3.Для меня урок показался коротким / длинным
4.За урок я устал / не устал
5.Материал урока мне был понятен / непонятен
- А какое настроение у вас в конце урока? Покажите карточкой.
Спасибо за урок!