Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле. Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне ( хором) И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке. Я верю, что вы все любите математику и наш урок будет очень плодотворным.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В экспедицию отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
- Как было сказано в стихотворении: нас ждут открытия. Значит…Как вы думаете? Что мы сегодня будем делать на уроке?
- (Открывать новые знания!)
- А как вы это будете делать?
- Сами найдем способ! Повторим, что уже знаем, выясним, каких знаний у нас еще нет и самостоятельно откроем новые знания.
- Не боитесь трудностей?
- Нет
- Пожелайте друг другу успеха.
-С чего начнём работу?
-С повторения.
2. Актуализация знаний.
Устный счет
Прочитайте числа, записанные на доске: 38124, 345, 1001, 74, 25348
Назовите их соседей в общем числовом ряду.
Назовите количество единиц каждого разряда.
В это время 3 ученика работают по карточкам.
520см =5 200мм
6 400мм =64дм
3м =3 000мм
720м =72 000см
800мм =80см
24 800мм =248дм
1 460дм =146см
57м 8дм 6см =5 786см
10кг 100г =10 100г
162кг 856г =16 2856г
492кг 800г =492 800г
421кг 29г =421 029г
6кг 628г =6 628г
5кг 200г =5 200г
920 000г =920кг
28 000г =28кг
3.Определение темы урока.
Давайте определим тему сегодняшнего урока, для этого выполним интеллектуальную разминку.
-Прочитайте слова, записанные на доске
Массаж, долина, метро
- объясните значение каждого слова.(ответы детей)
А вот такое толкование этих слов можно найти в Толковом словаре С.И.Ожегова.
Массаж – лечебная процедура с растиранием тела.
Долина – углубление среди гор
Метро – подземный железнодорожный транспорт.
-Исключите из каждого слова одну букву и найдете в каждом из них математический термин.
- Какие слова получились?
Длина Масса Метр
_ Какое слово лишнее? (Масса)
-Почему?
(Метр – единица измерения длины. С помощью массы мы измеряем вес предмета)
Итак, тема нашего урока «Единицы массы»
Сегодня на уроке слово «масса» было исключено вами как лишнее, а на самом деле оно главное.
Чтобы научиться чему- то новому, нужно сначала выяснить, что вы уже знаете по данному понятию.
_Что такое масса? (это количество чего- либо)
- Где в жизни мы пользуемся этим понятием?
-Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
- Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1кг=1000г)
-Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
Для чего нужна такая единица массы?(чтобы определить массу очень маленьких и очень легких предметов.)
4 .Изучение нового материала
(проблемное объяснение нового материала)
На уроке речь пойдет о массе. Назовите прибор для измерения массы и единицу ее измерения.
-Весы и килограмм.
– Как проверить, что тяжелее?
- Подержать в руках, взвесить.
- Давайте попробуем определить массу пакетов с помощью весов.
Учитель показывает детям безмен (кантор)
– Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов, из пружины, скрытой в корпусе, и крючка, на который вешается нужный нам предмет. Массу каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?
Дети называют предметы. Учитель предлагает взвесить чей-нибудь портфель, заранее наметив самый тяжелый и самый легкий. Портфели взвешивают.
– Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?
- Тот, у кого портфель легче.
- А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?
- Нет.
- Для измерения массы людей существуют напольные весы.
Учитель показывает весы.
– Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый?
Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика. Их массу записывают на доске: например, 22 кг и 35 кг.. Какие задачи можно составить, используя эти числа?
- Можно ли на таких весах взвесить слона?
- Конечно, нет.
- А кто знает, сколько весит слон?
Выслушиваются ответы детей. Учитель записывает на доске:
- Слон может весить 8000 кг. Переведите в граммы.
– Как вы думаете, наша Земля имеет массу? А как ее взвесить?
Выслушиваются ответы детей.
– Ученые подсчитали, сколько весит Земля. Чтобы записать ее массу, надо к числу, показывающему массу слона, приписать еще 24 нуля. А можно ли на напольных весах взвесить спичечный коробок?
- Нет, для этого нужны маленькие весы.(демонстрация весов)
-У. Какой вывод можем сделать?
- А сейчас, ребята, вы узнаете как образовались единицы массы?
Историческая справка.
Давайте отправимся в прошлое, на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что будут продавать
В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными. Например, “горсть”, “охапка”. Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры
Рыбу купцы продавали “возами”, соленую – “бочками”, квас – “ведрами”, зерно – “кадями” (кадка, кадь, бочка по верху окованная железом, чтобы нельзя было ее уменьшить).
Позднее появился пуд – 16 кг 380 г., фунт – 400 г.
ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в соврменном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях: "не фунт изюма", "узнать почём фунт лиха"..
Сахар продавали фунтами. Чай покупали на золотники. Золотник = 4,266г.
До недавнего времени, маленькая пачка чаю, весом в 50 грамм называлась "осьмушка" (1/8 фунта)
Гривна (позднейший фунт) оставалась неизменной. Слово "гривна" употребляли для обозначения как весовой, так и денежной единицы. Это наиболее распространенная мера веса в розничной торговле и ремесле. Ее применяли и для взвешивания металлов, в частности, золота и серебра.
БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на остров Бьерк. (163,8 кг)..
ЗОЛОТНИК равнялся 1/96 фунта, в современном исчислении 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". Это слово, первоначально обозначало зoлотую монет
ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам.
ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.
ПУД равнялся 40 фунтам, в современном исчислении - 16,38 кг. Применялся уже в 12 веке. Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г.
Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, поя вились позже. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг. и 1 м. У нас в стране тоже есть эталоны 1 кг. и 1 м. Они хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере. Дверь, заперта на 3 ключа. А ключи эти у трех разных людей. Внутри камеры сейф, он тоже заперт на 3 разных ключа.ились только в 18 веке во Франции – 1 кг, 1 м, 1 л.
Закрепление изученного.
- Какие единицы массы мы знаем?
- кг г 1 кг=1000г
- Сегодня мы познакомились с более крупными единицами массы- с. 45.
Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
- Как вы думаете, что можно измерить с помощью тонны и центнера?
Синий кит весит 150 тонн- *кг (150000кг)
Тюлень-монах-300кг -*ц (3ц)
Бегемот-4000кг- *т (4т=40ц)
Бурый медведь-7ц50кг-* кг (750 кг)
(по ходу учитель спрашивает о животных)
Задача
Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3т, другой утверждает, что масса бегемота 3000кг, а третий и вовсе называет – 30ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто – то из ребят ошибается?
(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)