kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по математике на тему: «Единицы массы. Тонна и центнер».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок : открытие новых знаний. Дети знакомятся с новыми единицами массы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике на тему: «Единицы массы. Тонна и центнер».»


МБОУ «Новоромановская СОШ»



Открытый урок

по математике

на тему:








Учитель начальных классов

Кузьмицкая Н.И.








Класс: 4 а класс.

Тема урока: «Единицы массы. Тонна и центнер».

Тип урока: Открытие нового знания.


Основные цели:

Образовательные:

  1. сформировать знания о новых единицах измерения массы, установить соотношения тонны и центнера с известной единицей измерения – килограмм;

  2. сформировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.

Метапредметные:

  1. сформировать умения вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы для решения и оформления учебных и познавательных задач;

  2. сформировать умение работать в группе по решению общих учебных задач.

Личностные:

  1. формировать мотивацию на обучение;

  2. формировать навыки коммуникативной компетентности.


Ход урока.

1.Организационный момент

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле.
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне ( хором)
И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке. Я верю, что вы все любите математику и наш урок будет очень плодотворным.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В экспедицию отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Бороться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!


- Как было сказано в стихотворении: нас ждут открытия. Значит…Как вы думаете? Что мы сегодня будем делать на уроке?

- (Открывать новые знания!)

- А как вы это будете делать?

- Сами найдем способ! Повторим, что уже знаем, выясним, каких знаний у нас еще нет и самостоятельно откроем новые знания.

- Не боитесь трудностей?

- Нет

- Пожелайте друг другу успеха.

-С чего начнём работу?

-С повторения.





2. Актуализация знаний.

Устный счет

  1. Прочитайте числа, записанные на доске: 38124, 345, 1001, 74, 25348

  2. Назовите их соседей в общем числовом ряду.

  3. Назовите количество единиц каждого разряда.


В это время 3 ученика работают по карточкам.

520см =5 200мм

6 400мм =64дм

3м =3 000мм

720м =72 000см

800мм =80см

24 800мм =248дм

1 460дм =146см

57м 8дм 6см =5 786см

10кг 100г =10 100г

162кг 856г =16 2856г

492кг 800г =492 800г

421кг 29г =421 029г

6кг 628г =6 628г

5кг 200г =5 200г

920 000г =920кг

28 000г =28кг


3.Определение темы урока.


Давайте определим тему сегодняшнего урока, для этого выполним интеллектуальную разминку.

-Прочитайте слова, записанные на доске

Массаж, долина, метро

- объясните значение каждого слова.(ответы детей)

А вот такое толкование этих слов можно найти в Толковом словаре С.И.Ожегова.


Массаж – лечебная процедура с растиранием тела.

Долина – углубление среди гор

Метро – подземный железнодорожный транспорт.


-Исключите из каждого слова одну букву и найдете в каждом из них математический термин.

- Какие слова получились?

Длина Масса Метр

_ Какое слово лишнее? (Масса)

-Почему?

(Метр – единица измерения длины. С помощью массы мы измеряем вес предмета)

Итак, тема нашего урока «Единицы массы»

Сегодня на уроке слово «масса» было исключено вами как лишнее, а на самом деле оно главное.

Чтобы научиться чему- то новому, нужно сначала выяснить, что вы уже знаете по данному понятию.

_Что такое масса? (это количество чего- либо)

- Где в жизни мы пользуемся этим понятием?

-Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)

- Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1кг=1000г)


-Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)

Для чего нужна такая единица массы?(чтобы определить массу очень маленьких и очень легких предметов.)


4 .Изучение нового материала

(проблемное объяснение нового материала)

На уроке речь пойдет о массе. Назовите прибор для измерения массы и единицу ее измерения.

-Весы и килограмм.

– Как проверить, что тяжелее?

- Подержать в руках, взвесить.

- Давайте попробуем определить массу пакетов с помощью весов.

Учитель показывает детям безмен (кантор)

– Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов, из пружины, скрытой в корпусе, и крючка, на который вешается нужный нам предмет. Массу каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?

Дети называют предметы. Учитель предлагает взвесить чей-нибудь портфель, заранее наметив самый тяжелый и самый легкий. Портфели взвешивают.

– Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?

- Тот, у кого портфель легче.

- А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?

- Нет.

- Для измерения массы людей существуют напольные весы.

Учитель показывает весы.

– Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый?

Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика. Их массу записывают на доске: например, 22 кг и 35 кг.. Какие задачи можно составить, используя эти числа?

- Можно ли на таких весах взвесить слона?

- Конечно, нет.

- А кто знает, сколько весит слон?

Выслушиваются ответы детей. Учитель записывает на доске:

- Слон может весить 8000 кг. Переведите в граммы.



– Как вы думаете, наша Земля имеет массу? А как ее взвесить?

Выслушиваются ответы детей.

– Ученые подсчитали, сколько весит Земля. Чтобы записать ее массу, надо к числу, показывающему массу слона, приписать еще 24 нуля. А можно ли на напольных весах взвесить спичечный коробок?

- Нет, для этого нужны маленькие весы.(демонстрация весов)

-У. Какой вывод можем сделать?

- А сейчас, ребята, вы узнаете как образовались единицы массы?


Историческая справка.

Давайте отправимся в прошлое, на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что будут продавать

В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными. Например, “горсть”, “охапка”. Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры

Рыбу купцы продавали “возами”, соленую – “бочками”, квас – “ведрами”, зерно – “кадями” (кадка, кадь, бочка по верху окованная железом, чтобы нельзя было ее уменьшить).

Позднее появился пуд – 16 кг 380 г., фунт – 400 г.

ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в соврменном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях: "не фунт изюма", "узнать почём фунт лиха"..

Сахар продавали фунтами. Чай покупали на золотники. Золотник = 4,266г.

До недавнего времени, маленькая пачка чаю, весом в 50 грамм называлась "осьмушка" (1/8 фунта)

Гривна (позднейший фунт) оставалась неизменной. Слово "гривна" употребляли для обозначения как весовой, так и денежной единицы. Это наиболее распространенная мера веса в розничной торговле и ремесле. Ее применяли и для взвешивания металлов, в частности, золота и серебра.

БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д.
Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на остров Бьерк. (163,8 кг)..

ЗОЛОТНИК равнялся 1/96 фунта, в современном исчислении 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". Это слово, первоначально обозначало зoлотую монет


ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам.



ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.

ПУД равнялся 40 фунтам, в современном исчислении - 16,38 кг. Применялся уже в 12 веке.
Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г.

Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, поя вились позже. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг. и 1 м. У нас в стране тоже есть эталоны 1 кг. и 1 м. Они хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере. Дверь, заперта на 3 ключа. А ключи эти у трех разных людей. Внутри камеры сейф, он тоже заперт на 3 разных ключа.ились только в 18 веке во Франции – 1 кг, 1 м, 1 л.

  1. Закрепление изученного.

- Какие единицы массы мы знаем?

- кг г 1 кг=1000г

- Сегодня мы познакомились с более крупными единицами массы- с. 45.

Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»

- Как вы думаете, что можно измерить с помощью тонны и центнера?

Синий кит весит 150 тонн- *кг (150000кг)

Тюлень-монах-300кг -*ц (3ц)

Бегемот-4000кг- *т (4т=40ц)

Бурый медведь-7ц50кг-* кг (750 кг)

(по ходу учитель спрашивает о животных)





Задача


Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3т, другой утверждает, что масса бегемота 3000кг, а третий и вовсе называет – 30ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто – то из ребят ошибается?

(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)

- Запишите это равенство в тетрадь (3т=3000кг=3ц)


Работа у доски

Работа в парах.

1т2ц40кг = кг

4т 3ц 5 кг = кг

9785 г = кг г

150 т = ц

8 т 200 кг = кг

6000 кг = т


15 т 3ц = ц

1 кг 52 г = г

5т = кг

6 ц = кг

4т = ц


Самостоятельная работа.

  1. 5ц = кг 800кг = ц 7000кг = т

4ц32кг = кг 1600кг = ц 4000кг = т

18ц7кг = кг 9000кг = ц 30ц = т

Геометрическое задание.


работа по учебнику № 207


  1. Рефлексия.

  • Какие новые ед. измерения узнали?

  • Назвать наибольшие и наименьшие.

  • Сколько в 1т - ? кг, ц

  • Сколько в 1ц - ? кг

  • Какую цель ставили?

  • Достигли ли цели?

  1. Д.З.: с. 45 № 204, 205.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по математике на тему: «Единицы массы. Тонна и центнер».

Автор: Кузьмицкая Надежда Ивановна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-iedinitsy-massy-tonna-tsientnier"
    ["file_id"] => string(6) "212266"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431794479"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Технологическая карта урока на тему "Единицы массы. Тонна, центнер" "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-iedinitsy-massy-tonna-tsientnier"
    ["file_id"] => string(6) "119914"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413552440"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок математики "Единицы массы. Тонна, центнер" "
    ["seo_title"] => string(58) "otkrytyi-urok-matiematiki-iedinitsy-massy-tonna-tsientnier"
    ["file_id"] => string(6) "126064"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415110903"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок математики 4 класс. Меры массы. УМК Школа России."
    ["seo_title"] => string(46) "urokmatiematiki4klassmierymassyumkshkolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "258613"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448536551"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект "Урок математики в 3 классе" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-urok-matiematiki-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "234607"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443468092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства