Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике 4 класс тема: «Письменное умножение на двузначное число».»
Конспект урока математики - 4 класс
УМК «Школа России»
учитель начальных классов Кучерявенко И.В.
Тема: «Письменное умножение на двузначное число».
Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формировать вычислительные навыки, знакомить с алгоритмом письменного умножения на двузначное число;
- учить логически мыслить, рассуждать.
Планируемые результаты
Предметные:
- знакомиться с алгоритмом письменного умножения на двузначное число;
- решать задачи изученных видов
Метапредметные:
- владеть навыками смыслового чтения математических текстов в соответствии с поставленными целями и задачами;
- владеть основами логического и алгоритмического мышления и выполнения алгоритмов
Личностные:
- проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
Уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Метапредметные связи: окружающий мир: моделировать различные ситуации в виде схем, анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам
Ход урока.
Iэтап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел сейчас звонок - начинается урок
Мы с доски не сводим глаз, и учитель учит нас
А пока проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
- А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.
IIэтап. Актуализация знания.
У нас на уроке сегодня гостья Маша со сказки Маша и Медведь.
Так случилось, что Маша попала в беду. Нам нужно ей помочь.
-Ребята, поможем ей?
Для этого нужно выполнить различные, но очень интересные задания.
-Ребята, какой праздник будет скоро?
Скоро праздник 8-е марта и каждая девочка любит цветы. Но у нас не обыкновенный цветок, а с заданиями, которые мы должны выполнить на уроке, чтобы помочь Маше.
Первое задание самостоятельная работа.
2.1. Самостоятельная работа (карточки по уровням).
-Ребята, сейчас я вам раздам карточку, вам необходимо ее подписать и выполнить. Кто выполнит, кладет карточку на край стола.
Молодцы, с первым заданием справились.
2.2. Работа в тетрадях.
Откройте тетрадь, возьмите ручку, сядьте ровно, тетрадь под наклоном.
Запишите число и классная работа.
2.2.1. Минутка чистописания. (прописывают цифры 4 и 5)
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
Маша предлагает выполнить второе задание.
На доске находятся перевернутые карточки с примером.
Кто желает выполнить 1 карточку на доске с устным объяснением в столбик?
Роман, выходи к доске и выполняй пример столбиком. А записывают в тетрадь. 2809*7 . Роман, оцени свою работу. ( Я выполнил работу самостоятельно без помощи учителя)
Второй пример выполнит Ярослав. 15395:5 Оцени свою работу.
3 пример выполнит Анастасия. 5160*300. Оцени свою работу.
4 пример выполнит Вадим. 801000:900 . Оцени свою работу.
Ребята, посморите, пожалуйста, на последнюю карточку.
-Кто сможет решить?
(Возникает проблема при решении примера 46 · 73 =)
IIIэтап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи, темы урока.
- В чем трудность, почему не решили пример? (Не решали такие примеры, не получается решить тем способом, который нам знаком.)
- Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше? (Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце)
- Итак, какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число. )
- Сформулируйте тему урока? (Умножение на двузначное число)
- Возвращаемся к нашему примеру. Какие у вас есть предложения по решению проблемы?
46 · 73 =
- Как же быть, пример необходимо решить. Какие способы нам знакомы?
(Нужно представить одно из чисел в виде суммы разрядных слагаемых, а потом умножать. Сначала первый множитель умножим на двузначное число, затем второй, а потом полученные результаты сложим. )
- Какое свойство умножения мы при этом будем использовать?
( Умножение числа на сумму. Распределительное.)
А по другому как можно? (У доски)
Удобно записать так: 46
73
IVэтап. Работа по теме урока (по учебнику)
4.1. 3 задание. Составить алгоритм.
Ребята, давайте составим алгоритм выполнения. Поможем Маше понять, как записывать и считать такие примеры.
Откройте учебник стр.44
На доске алгоритм.
Ребята, что нужно сделать сначала?
Алгоритм
1
Записываю выражение так: единицы под единицами, десятки под десяткам.
2
Умножаю данное число на число единиц второго множителя
3
Получаю первое неполное произведение
4
Умножаю данное число на число десятков второго множителя
5
Получаю второе неполное произведение
6
Складываю два неполных произведения
7
Читаю ответ
Ребята, кто сможет рассказать по опорным словам алгоритм работы письменного умножения на двузначное число.
Молодцы, ребята!
4.2. Ребята, что необходимо сделать №156.
Это задание будем выполнять устно.
Для этого номера нам понадобится алгоритм.
-Первый пример объяснение учителем.
Второй пример…..
3 пример…….
Молодцы, ребята, справились заданием.
V этап. Физкультминутка
Ребята, давайте отдохнем.
У нас сегодня необычная физкультминутка, а математический футбол.
У меня в руках мячик, когда я буду бросать его кому нибудь в руки. Я буду задавать пример по таблице умножения. А вам необходимо его решить.
(мячик - таблица умножения)
4.3. Выполнение №157.
Задание 4.
Решение примеров на доске №157.
Ребята, несколько примеров выполним на доске с устным обьяснением, а остальные самостоятельно. Самопроверка по эталону. (на доске эталон).
VII этап. Закрепление изученного материала. (Дополнительный материал)
Решение задачи №158
1-й способ: 2-й способ:
1) 15 · 10 = 150 (км) 1) 270 : 10 = 27 (км/ч)
2) 270 - 150 = 120 (км) 2) 27 – 15 = 12 (км/ч)
3) 120 : 10 = 12(км/ч)
VIII этап. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
IX этап. Подведение итогов урока
- Ребята, давайте подведём итог урока.
- Какая цель была поставлена в начале урока?
( Научиться умножать на двузначное число.)
- Добились ли цели, которую поставили на уроке?
Ребята, у каждого на столе лежат лепестки.
Выберите один лепесток.
Если у вас все получилось, вы поняли тему, то л. зеленый.
Если у вас были затруднения при решении заданий, то л. желтый.
Если вам нужно поработать над темой урока, то л. красный.
А я выбираю зеленый л., так как вы МОЛОДЦЫ. Многие из вас были старательными, внимательными.
Молодцы, ребята. Отметки скажу, когда проверю Ваши работы.
Наш дружный класс поздравляет Машу с наступающим 8 мартом. Подарим Маше цветочек.
Откройте дневник и запишите д.з.
Маша Вам подготовила сюрприз.
IX этап. Домашнее задание
№159, №167 (вариант 1 - верхняя строка, вариант 2- вторая строка ), творческое задание (по желанию) стр.44 на полях.
Спасибо Всем. Урок окончен.
Самоанализ урока
Мой урок математики по теме «Письменное умножение на двузначное число» состоялся в 4 классе.
В классе 22 ученика. Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний.
Взаимоотношения между учениками ровные, спокойные, дружеские.
Данный урок входит в систему уроков по разделу «Умножение и деление».
Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формировать вычислительные навыки, знакомить с алгоритмом письменного умножения на двузначное число;
- учить логически мыслить, рассуждать.
Для себя я ставила следующие задачи
1. Обучить детей приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи урока для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующий алгоритм.
3. Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.
Планируемые результаты
Предметные:
- знакомиться с алгоритмом письменного умножения на двузначное число;
- решать задачи изученных видов.
Метапредметные:
- владеть навыками смыслового чтения математических текстов в соответствии с поставленными целями и задачами;
- владеть основами логического и алгоритмического мышления и выполнения алгоритмов.
Личностные:
- проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
Уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку.
На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом.
На третьем и в четвертом этапах для создания проблемной ситуации было использовано уже знакомое задание. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
В процессе закрепления примеры решались с комментированием.
Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
На следующем этапе было повторение пройденного материала, решение задачи №158 – задачу на движение. Ребята справились с этим заданием.
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились умножать двузначное число на двузначное число. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит как новый материал, так и материал на повторение.