Просмотр содержимого документа
«Открытый урок математики в 3 классе по теме "Закрепление изученного материала"»
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Дата проведения: 14 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
ТЕМА: Закрепление изученного материала.
Цели урока:
Ознакомить с приёмом деления нуля на число.
Обобщить и закрепить знания таблицы умножения.
Закрепить умение решать составные задачи.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать мышление, математическую речь, интерес к математике.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: плакаты, карточки.
Форма урока: урок-сказка.
Ход урока.
Девиз урока:
Математику, друзья, не любить никак нельзя!
Учитель:
-Вы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает, в жизни что-то достигает.
Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки.
Руки дружно поднимайте, если спросят – отвечайте.
-В тетрадях подпишите число, классная работа.
В нашей школе проводится Неделя математики. И урок мы начнём со сказки.
-За горами, за лесами, за широкими морями есть страна Цифирия. Правит той страной царица Математика.
Много в стране городов больших и маленьких. И сегодня мы побываем в одном таком маленьком городке.
В этом сказочном городке жили-были цифры ( карточки-картинки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), и каждая цифра обозначала число.
Внимание вопрос: на какие две группы можно разбить числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9? (чётные и нечётные, у доски ребёнок группирует числа)
Какие числа называются чётными?
Как называются остальные числа?
Как-то раз они дружно работали: поливали цветы, подрезали кусты и пололи грядки. Неспешно цифры вели беседу о том, что в домике, что стоит в конце улицы, до сих пор никто не поселился. Кто будет там жить? Говорят, царица Математика уже отправила в городок своего посланника… Кто он? Какой он? Что делать умеет? Сможет ли с ними, цифрами, подружиться?
И вдруг они услышали:
- Скажите, пожалуйста, где находится улица Кленовая? В домике на той улице я буду жить.
Смотрят цифры на незнакомца, а тот продолжает:
- Сколько лет в яйце цыплёнку, сколько крыльев у котёнка,
Сколько в алфавите цифр, сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн, сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль, знает только цифра НОЛЬ.
Позвольте представиться: я – НОЛЬ.
(А сейчас небольшая пауза. Вы, несомненно, слышали слова НОЛЬ и НУЛЬ. Слово НУЛЬ старинное. Ещё во времена царя Петра Первого оно существовало. Поговаривают, что попало оно на Русь из голландского языка или из других языков германской группы.
Слово НОЛЬ пришло к нам позже и тоже с Запада.
С середины 19 века люди употребляют обе формы слова. Но в некоторых выражениях употребляется какая-либо одна форма слова. Например, говорят: счёт игры НОЛЬ-НОЛЬ, т.е. ничья. Или: сегодня температура воздуха ниже НУЛЯ).
Но вернёмся к нашим цифрам.
- Добро пожаловать! – хором воскликнули цифры. Смотрят на незнакомца - и впрямь
Ноль собой весьма хорош, на бараночку похож,
И на бублик, и на шар, и на круглый самовар.
(плакатик, на нём баранка, бублик, воздушный шар, самовар)
- А что ты умеешь делать? – интересуется цифра 1.
- Астры на этой клумбе можешь сосчитать? – спрашивает цифра 2.
- Я вообще считать не умею, - говорит НОЛЬ.
Цифры переглянулись.
- А вот мы умеем считать, - говорит цифра 3
-И складывать умеем! – хвастается цифра 4 (детям: как называются числа при сложении?).
-И вычитать! – кричит цифра 5 (детям: как называются числа при вычитании?).
-И умножать! – радуется цифра 6 (детям: как называются числа при умножении?).
-И делить!- шепчет цифра 7 (детям: как называются числа при делении?).
- А ещё мы знаем ОСОБЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ! – говорит цифра 8.
- Это какие? – прошептал бедный НОЛЬ.
1 * а = аа : а = 1
а * 1 = а а : 1 = а
а * 0 = 0 а : 0
( к каждой карточке подобрать пример)
- А я ничего этого не знаю… - чуть не плачет НОЛЬ.
Зашушукались цифры:
- Зачем его прислала царица? Какой от НУЛЯ толк?
Цифра НОЛЬ – пустое место, или просто – ничего.
НОЛЬ раздулся в знак протеста, чтоб заметили его
и говорит:
- Я совсем забыл: королева велела вам передать письмо.
Ноль – число, не пустота, сила в нём и красота.
Ноль всегда всё округляет и на числа так влияет,
Что из хилой единицы 10 (бумажная лента:10) может получиться!
Если 6 нулей добавить, миллионом кол вдруг станет
(бумажная лента: 1 000 000) –
Удесятеряет числа
НУЛЬ, как цифра, очень быстро!
- Так это же здорово! – радуется цифра 9, - Каждая из нас может стать больше в 10, 100, 1000 раз!
А хочешь, мы познакомим тебя ещё с одним ОСОБЫМ СЛУЧАЕМ ДЕЛЕНИЯ?
Ну, например:
0 : 8 = … (записать в тетради)
Какие у вас есть предположения? Какая цифра получится в частном?
Почему?
(дети составляют, называют и записывают подобные примеры)
Вывод: при делении 0 на число получается 0.
Карточка + запись в тетради: 0 : а = 0
Закрепление:
с. 85, с комментированием.
Низ страницы – с комментированием.
Обрадовался НОЛЬ, что понял ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ ДЕЛЕНИЯ, что оказался полезным цифрам и что подружился со всеми.
Тут и сказочке конец, а кто слушал и работал на уроке – молодец!
А вы слышите, какой сильный ветер поднялся над садом?
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше!
Учитель:
- И вот ветер перемен перенёс всех нас в класс.
Мы продолжим наш урок.
Все ли правильно сидят,
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Работа в группах по учебнику:
А) с. 85, з.4
Дополнительный вопрос:
6
18
24
22
30
Какое число лишнее? Почему?
Б) с. 85, з. 5
1). 48 : 8 = 6 ящиков
2). 9 * 6 = 54 кг груш
Дополнительный вопрос:
23
28
16
26
24
Какое число лишнее? Почему?
Самостоятельная работа в парах: с. 85, п. 6, 1-ый ряд – № 1, 2-ой ряд – № 2.
Проверка:
87, 1, 0
32, 1, 99
30, 30, 60
Проверка:
7, 28, 32
8, 7, 16
7, 49, 44
72, 8, 80
Учитель подводит итоги урока:
-Вот и заканчивается наш урок.
- Какую работу мы выполняли на уроке?
-С каким случаем особого деления познакомился 0?
-Как вы оцениваете свою работу?
ВСЕМ СПАСИБО.
Использованная литература:
1.учебник «Математика» под ред. Моро и др. (3 класс, 1 часть)