Просмотр содержимого документа
«Открытый урок математики в 6 классе "Сравнение чисел"»
Тема: Сравнение чисел
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: Развивать представление о числах, изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.
Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные числа.
Ресурсы урока: проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки для работы в группах, карточки с практическими заданиями по новой теме, смайлики для рефлексии.
Ход урок
1.Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята!
Сели ровно, оглянулись.
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Прежде чем начать работу, я хочу узнать ваше настроение в данный момент. Для этого вам нужно всего лишь поднять карточку со стилизованным рисунком, которая соответствует вашему настроению. У каждого на столе лежат 3 карточки с разными стилизованными рисунками».
2.Мотивация к учебной деятельности
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на доске)
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится!
3.Проверка д/з. №909,917,918*. За 3номера –4б, за 2 номера –3б, за 1 номер- 2б. (выставляем в оценочный лист)
4.Актуализация знаний. У вас на столах оценочные листы.
(За каждый правильный ответ 1бал).
-На улице какая погода? (холодно) А в классе тепло?
– Какими числами, мы обозначаем теплую температуру воздуха? (положительными)
– Сразу возникает вопрос: А – холодную? (Отрицательными)
– А как такие числа называются? (противоположные)
А где наглядно мы можем увидеть все эти числа? (при измерении температуры, обозначении глубин и вершин) Межпредметная связь - связь с географией и физикой.
«Высота гор измеряется с помощью положительных чисел». «Глубина воды измеряется с помощью отрицательных чисел». «Положительно заряженные частицы - протоны. Отрицательно заряженные частицы – электроны». Ребята, физику будете изучать с 7 класса, где вы подробно ознакомитесь с этими понятиями.
Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?
(-знаками)
- Что можно сказать про число 0? (число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.)
- Какие числа называются противоположными? Приведите примеры.
(Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами)
- Что называется модулем числа а? (Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А (а.))
- Чему равен модуль положительного числа? Пример. (Модуль положительного числа равен самому числу)
- Чему равен модуль отрицательного числа? (равен положительному числу)
- Чему равен модуль нуля?
- Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой
- Назовите точки, которые лежат левее нуля, правее нуля.
- Где на координатной прямой расположена точка с меньшей координатой?
- Где на координатной прямой расположена точка с большей координатой?
- Какие координаты точек которые лежат левее нуля, правее нуля?
2.Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число: а) 2,6 б) -3 в) 0 г) -0,8
5.Подготовка к усвоению нового материала. Создание проблемной ситуации.
Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить».
Устная работа:
Вычислите:
│8│ + │-4│ = 12
│-5│- │-3│ = 2
│-15│- │12│ = 3
│-4│ • │25│ = 100
│48│ : │-8│ = 6
│75│ : │-3│ = 25
│-52│ • │-2│ = 104
│27│+ │44│ = 71
Сравните числа :
15 и 28
13,7 и 8,6
12,3 и 12,29
80 и 79
125 и 0
-12 и 20
-12 и -15
-15 и 0
Обсуждение проблемной ситуации Почему не смогли сравнить последние пары чисел?
(Не умеем сравнивать отрицательные числа между собой и числа с разными знаками.)
6. Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, какую тему мы будем изучать? (Сравнение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.)
-Запишите число и тему урока (Записывают в тетрадях число и тему урока.)
-Какие цели поставим на сегодняшний урок, чему вы хотели бы сегодня научиться? (Вместе с детьми формулируются цели урока).
Определяют учебные задачи урока.
1. Вывести правила сравнения чисел.
2. Научиться применять эти правила при сравнении чисел.
А где нам это пригодится? Зачем нам нужно изучать?( в географии, физике, для к/р и конечно ЕГЭ).
Какие знаки мы используем для сравнения? Ребята, а знаете ли вы , что «Современные знаки неравенств появились лишь в 17-18в. В 1631 г. английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства , употребляемые поныне».
(По мере постановки учащимися учебных задач появляются на слайде)
7. Открытие новых знаний (сам. работа, работа в паре)
- Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? (сообща конечно)
- Сейчас вы выступите в роли исследователей и попробуйте сформулировать правило сравнения чисел с разными знаками.
– Сегодня на уроке мы постараемся разработать и защитить мини - проекты по теме «Сравнение чисел» . А какие числа мы можем сравнить? (отв уч)
– Поэтому вы разделены на 3 группы.
I. группа II. группа III. группа (НА ДОСКУ)
Защита мини – проектов
Два отрицател числа
Отрицат. и положит. число
Исследование осуществляется по алгоритму ( приложение). 8-10минут.
– Капитаны групп пройдите к доске и доведите до нашего сведения результат вашего исследования.
( На доске записывает в столбик 3неравенства, формулирует правило, а все остальные ребята записывают в своих тетрадях)
– На сколько вы нас убедили, проверим сейчас на примере. Каждой группе задание приведите свой пример. Запишите его на доске.
Аналогично выходят члены других групп к доске
Примерный ответ учащегося : выполнив задание, мы пришли к выводу,
что 3 0; 50;… Значит любое положительное число больше нуля.
Алгоритмы исследования
Группа 1
1. Отметьте точки на координатной прямой : А(3), В( 5), С(2), D(1,5), O(0).
2. Объясните, как расположены точки относительно нуля?
3. Сравните с помощью координатной прямой числа:
3 и 0 5 и 0 2 и 0 1,5 и 0
4. Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля.
5. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-1,5), O(0).
6. Объясните, как расположены точки относительно нуля?
7. Что говорят про координату точки, которая расположена левее.
8.Сравните с помощью координатной прямой числа:
-3 и 0 -5 и 0 0 и -2 0 и -1,5
9. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем. Приведите свои примеры.
Группа 2
1 .Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -2).
2. Точка с какой координатой лежит левее ?
3. Найдите модули этих чисел.
4. Сравните модули. Какой из двух модулей больше?
5. Сравните числа -3 и -2. Какое число будет меньше?
6. Какое из двух отрицательных чисел будет меньше?
7. Сделайте вывод.
8. Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-1).
9. Точка с какой координатой лежит правее ?
10. Найдите модули этих чисел.
11. Сравните модули. Какой из двух модулей меньше?
12. Сравните числа -3 и -2. Какое число будет больше?
13. Какое из двух отрицательных чисел будет больше?
14. Сделайте вывод. Приведите свои примеры.
Группа 3
1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В( 2), С(-0,5), D(4), O(0).
2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)?
3.Выполните сравнение: -5 и 2 -0,5 и 2 4 и -0,5 -5 и 4 -0,5 и 4
4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное?
5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел. Приведите свои примеры.
- И так, результатом нашего исследования стали правила сравнения.
Давайте, сравним с учебником на с 196 п33.Прочитйте и выучите к следующему уроку. (на слайде).
8.Физминутка. (1 мин) Устали? Сделаем перерыв
Молодцы! Передохнули, продолжим. Я хотела бы напомнить о том, как важно следить за осанкой. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придаёт человеку бодрость, уверенность в себе. Рене Декарт, который дал геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел, был не только математиком и физиком, но и философом. Одно из его изречений на доске: « Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно». Давайте примем правильную осанку и продолжим работу.
9. Закрепление материала1) Работа с учебником
- “Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею”(Цицерон) Делают вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.
А сейчас закрепим правила на практике, выполним № 919, 921. ).
( по два ученика у доски выполняет по одному неравенству, опираясь на правила).
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЮТ В группе. (на листочках,на слайде)
Средняя месячная годовая температура воздуха (С)
(по данным Л.М.Вознесенской)
Название
метеостанции
МЕСЯЦЫ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Астрахань
-5,6
-5,2
0,2
10,9
18,2
22,9
25,7
23,7
17,4
9,5
2,7
-2,1
В Баскунчак
-8,5
-8,6
-2,2
10,0
18,0
22,4
25,5
23,5
16,5
7,8
0,7
-4,6
Досанг
-7,0
-6,7
-0,3
10,7
18,3
22,9
25,8
23,8
17,0
8,7
1,8
-3,3
Зеленга
-5,7
-5,2
0,0
10,2
17,9
22,4
24,0
23,0
17,0
9,4
2,7
-2,1
Лиман
-4,7
-4,4
0,6
10,8
18,3
22,7
25,3
23,6
17,6
9,9
3,5
-1,2
Харабали
-7,4
-7,3
-0,9
10,7
18,2
22,7
25,0
23,6
16,8
8,7
1,6
-3,5
Черный яр
-8,0
-8,6
-2,6
9,8
17,6
21,5
23,6
22,4
15,9
8,1
1,1
-4,2
1гр: в каком населенном пункте Астраханской области самая низкая темапература воздуха в декабре.
2гр: в каком населенном пункте Астраханской области самая высокая темапература воздуха в январе.
3гр: какая температура была в Лимане в феврале.
Общее: найдите среднюю температуру воздуха в Астраханской области в январе и среднюю температуру воздуха в Астрахани за год.
Задание из ЕГЭ выполняют в паре Задание 2 № 27518
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наибольшую среднемесячную температуру во второй половине 1973 года. Ответ дайте в градусах Цельсия.
Задание 2 № 27516
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Санкт-Петербурге за каждый месяц 1999 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру во второй половине 1999 года. Ответ дайте в градусах Цельсия.
10.Самостоятельная работа. Проверим, как вы усвоили новый материал, выполнив небольшое тестирование. Ребята на столе у вас лежат тестовые задания, выполните их. Каждый сам рассчитывает только на свои силы.
Выберите прав ответ.
1.Укажите верное неравенство.
а)-52; б)-20
2. Укажите неверное неравенство а )40; б)-5-4; в)7-12; г)0-9;
3.Расположите числа -100, -200 и 50 в порядке возрастания
Проверяем по слайдам. За каждый правильный ответ 1 бал.
Максим кол-во 5балов.
10) Расшифруй слово. В паре - Для того , чтобы расшифровать слово вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой .У вас получится слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда.
2,52
-1
-
-11
15,75
-14
-9
0
25
100
У
Г
Х
М
Р
П
Б
А
А
Т
А
Расшифрованное слово запишите в тетради. Ответ: БРАХМАГУПТА
Историческая справка.
Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке.
Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».
11. Рефлексия учебной деятельности
Фалес Милетский великий философ и мудрец Греции сказал:
Что больше всего на свете— пространство. (ибо оно вмещает все).
Что быстрее всего — мысль. ( ибо она бежит без остановки. )
Что мудрее всего — время. (ибо оно обнаруживается во всем)
Что приятнее всего – достичь желаемого. Достигли ли вы сегодня желаемого? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли вы этой цели?
-Каким способом?
- Закончите предложение:
«Я знаю по теме…»
«Я знаю, что любое положительное число…..»
«Я знаю, что нуль больше….»
«Я знаю, что из двух отрицательных чисел меньше то…..»
«Я умею по теме..»
Давайте вернемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока:
-12 и 20
-12 и -15
-15 и 0
12. Д/з.«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» - сказал Демократ. В этом нам помогут номера из учебника
№920,922,938*.
Подсчитали кол-во балов в оценочном листе. Поставили оценки за урок.
11-15б-«3», 16-19б-«4», 20-22б-«5» дети озвучивают только баллы, а учитель оценку. Оценку «2» не озвучивать!
- Каково ваше настроение?
хорошее среднее плохое
Урок сегодня завершён, но каждый должен знать! Познанье, упорство и труд к прогрессу в жизни приведут!
Спасибо за урок, я рада за ваши успехи, я рада за результат вашей деятельности на уроке. Было очень приятно с вами сегодня общаться. До свидания!