Тема : «Модуль числа»
Цели: Сформировать понимание учащихся сути термина «модуль». Закрепить полученные знания и умения.
Оборудование: «магический квадрат», две карты для устного счета, карточки с числами для физ. минутки.
- Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих, объяснения хода урока.
- Устный счет
- Учитель: Начертите квадрат со стороной 3 сантиметра и поделите его на девять равных частей.
3
5
7
1
0
-1
-7
-5
-3
Внимательно посмотрите на мой квадрат. В какой зависимости расположены числа? Запомните как они расположены.
( в центре 0, сверху-нечетные числа, а внизу им противоположные)
Квадрат убирается.
2. Учитель: Восстановите числа в своих квадратиках.
Самопроверка (квадрат показывается еще раз).
3.эстафета «Восстанови цепочку».
(по рядам, каждому ряду дается по листку).
4.Задача. Быстро и правильно заполни пропуски.
Сидящий за первой партой записывает первое число
(результат первого действия), передает второму и т. д.
1-й ряд 12 * 8 + 14 : 11 * 15 : 30
2-й ряд 16 * 3 : 12 * 13 + 38 : 3
-2-
Проверка:
1-й ряд : 96,110, 10, 150, 5.
2-й ряд : 48, 4, 52, 90, 3.
III. Объяснение нового
Учитель. А сейчас я расскажу вам сказку, вы послушаете и постараетесь услышать слово, еще не знакомое вам.
На числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительные, отрицательные и Нуль. Председателем единогласно был избран Нуль. Он встал и стал держать речь: «Уважаемые числа, мы собрались здесь для того, чтобы оценить наши действия. Я должен отметить, хотя, может быть, это и не скромно, что от меня идет счет, поэтому я и буду давать всем оценку. Справа от меня находятся положительные числа, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева - числа отрицательные. В жизни очень плохо быть отрицательным, но вам, в математике, часто не получить без них положительный ответ. Всякого одобрения заслуживает МОДУЛЬ, который всегда неотрицательный». Сидят числа и раздумывают: как понимать оценку Нуля?
Учитель: Какое новое слово вы услышали?
(модуль)
Давайте разберемся с этим словом. запишите тему урока. Начертите координатную прямую. Какие три условия необходимы для ее изображения?
(точка отчета, единичный отрезок, направление)
Отметьте на ней точку А (5) и точку В, имеющую противоположную координату.
Какую координату имеет точка В?
(-5)
Измерьте расстояние от точки, ОА и ОВ. Что можно о них сказать?
(Эти расстояния равны.)
Итак, расстояние от точки, изображающей это число на координатной прямой до нуля - начала отсчета - называется модулем числа.
Записывается так: .
Значит, если ОА= 5 см., то = 5 и если ОВ= 5 см., то есть = 5,
то есть = =5.
Как это записать в общем виде?
-3-
Как можно назвать числа а и – а ?
Как можно сделать вывод?
(Модули противоположных чисел равны.)
А чему же равен модуль числа 0?
Почему?
(Противоположен сам себе.)
- Закрепление
Учитель. Я показываю карточку, а вы через запятую записываете в тетрадь, чему равен модуль данного числа (один человек у доски).
Какие числа вы записали? Что в них общего?
(Нет отрицательных)
Итак, модуль любого числа неотрицательный.
V. Физкультурная минутка
Учитель. У каждого из вас есть карточка с числом.
-12
12
-66
66
-15
0
-7
7
-19
15
19
По команде отдайте мне свою карточку. Выходят только те, у кого в руках числа, модуль которых равен 12, 66, 15…
(Карточки вывешиваются на доску парами.)
Какое число осталось без пары? (0)
-4-
- работа с учебником.
Страница 156, № 973 (а-е). ( решают в тетрадях и у доски с объяснением)
VII.Самостоятельная работа.
=
=
=
=
=
=
VIII. Задание на дом:
с.158, №954.
IX. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с новым словом - модуль
Что называется модулем числа?
(расстояние от данной точки на координатной оси до нуля)
Как его обозначают на письме? Каким будет модуль положительного числа? (положительным)
Каким будет модуль отрицательного числа
(положительным)
Какие числа имеют отрицательный модуль?
(никакие)
Чему равен модуль числа 0?
(нулю)
Ответить на вопросы учащихся.
Поблагодарить за активность и внимательность учащихся на уроке.
-5-