Система уроков с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках изучении темы "Координатная плоскость"
Система уроков с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках изучении темы "Координатная плоскость"
Материал содержит 4 конспекта уроков (урок открытия нового знания, закрепления, обобщения и систематизации знаний, контроля и коррекции) в рамках темы Координатная плоскость", 6 класс. Уроки построены с применением информационно-коммуникационных технологий (онлайн-сервисов Desmos, Google-презентации, GeoGebra, YouTube, Google-форма). Задания ориентированы на учебник Зубаревой И.И.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система уроков с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках изучении темы "Координатная плоскость"»
Стифорова Анна, СГСПУ г. Самара
Конспекты уроков
с применением информационно-коммуникационных технологий
познакомить учащихся с понятиями: координатная плоскость, система координат,начало координат; координатные оси - ось абсцисс, ось ординат; координаты точки на плоскости и рассмотреть применение данных понятий в жизни человека;
научить учащихся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости.
Планируемые образовательные результаты:
предметные
- знать определения: система координат, координатные оси, начало координат, координаты точки на плоскости;
- находить координаты заданных точек;
- по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
личностные
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в решении поставленных целей;
метапредметные
- умение ставить перед собой цель и планировать деятельность в соответствии с поставленной целью;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Организационный момент, мотивация к учебной деят-ти
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку; организует внимание.
- Общаясь друг с другом луди часто говорят: “оставьте свои координаты”. Это может быть телефон, e-mail, почтовый адрес и т.д. Главное в том, что по этим данным человека можно будет найти.
Существует понятие “система координат” - это правило, по которому определяется положение объекта.
Кроме телефонов и адресов, системы координат пронизывают всю человеческую жизнь.
Сервис Google-презентации
- Например, кто из вас не был в кинотеатре?
Чтобы найти свое место в зале, мы ищем свой ряд, затем свое место. Причем, 8 ряд 3 место, это не одно и тоже, что и 3 ряд, 8 место.
1.Какие примеры можете привести вы?
Учитель выслушивает учащихся и демонстрирует на экране примеры.
2.Обратите внимание, сколько координат необходимо знать для определения местоположения предмета?
-Интересно, а как объясняет эти явления математика? Оказывается в математике есть тоже системы координат.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: “координатная плоскость”
Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока.
1.Приводят примеры.Это может быть билет в поезде, игра шахматы, морской бой и т.д.
2. Две.
Открывают тетради, записывают число и тему: “Координатная плоскость”
4
Регулятивные:
организация своей учебной деятельности.
прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
планирование учебного сотрудничества.
2
Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение
Фронтальная работа с классом.
Сервис Desmos - координатная плоскость
Учитель демонстрирует материал на экране.
- Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Можно ли утверждать, что на рисунке изображены координатные прямые? почему?
2. Под каким углом расположены эти прямые друг к другу?
3. Охарактеризуйте точку пересечения этих прямых.
4. Что напоминает запись числа (2; 3)? Чем она отличается от записи координаты точки на координатной прямой?
5. Под каким углом из точки А проведены стрелки к прямым Ох и Оу?
6. Какая связь между точками координатных прямых, на которые указывают стрелки, и записью А(2; 3)?
Отвечают на вопросы
1.На рисунке изображены прямые Ox и Оу. Эти прямые - координатные, т.к. для них выбрано начало отсчета, направление и единичные отрезки.
2.Эти прямые взаимоперпендикулярные.
3.Точка пересечения прямых является началом отсчета для каждой из них.
4.Запись А(2;3) похожа на запись координаты точки на прямой, однако здесь указаны два числа, а не одно.
5. Стрелки проведены под прямым углом.
6. Вертикальная стрелка указывает на точку 2 координатной прямой Ох, соответствующее число стоит на первом месте в записи А(2;3). Горизонтальная стрелка указывает на точку 3 координатной прямой Оу, соответствующее чило стоит на втором месте в записи А(2;3)
5
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
излагать известную информацию в контексте поставленного вопроса;
сравнивать, обобщать
умение работать с моделью.
Регулятивные:
постановка цели учебной задачи,
планирование этапов решения задачи.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
слушать и вступать в диалог.
3
Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
Учитель излагает новый материал.
Запись А(2;3) позволяет определить местоположение токи А уже не на прямой, а на плоскости. Это возможно потому, что мы взяли не одну, а две координатные прямые и расположили их под прямым углом так, что начало отсчета каждой из них совпало с точкой их пересечения.
-Две взаимоперпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета каждой из них, образует систему координат. -Прямые, образующие систему координат, называются координатными осями. Какие координатные оси есть на данной координатной плоскости?
-Каждая ось имеет свое название: горизонтальная (Ох) - ось абсцисс, вертикальная (Оу) - ось ординат.
Посмотрите рис. 74 учебника на стр. 95
-Плоскость, на которой выбрана система координат, называется координатной плоскостью.
Каждая точка такой плоскости имеет координаты, которые можно определить, опустив перпендикуляры на координатные оси, как в случае с точкой А(2;3). Координаты точки на плоскости - это пара чисел, в которой на первом месте стоит абсцисса, а на втором - ордината этой точки.
Посмотрите рис. на стр. 95
Прямые Ох и Оу.
Слушают и смотрят рис.по учебнику.
9
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
излагать известную информацию в контексте поставленного вопроса;
сравнивать, обобщать.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
умение слушать и организовывать учебное сотрудничество
4
Физминутка
Выполняя умственную работу необходимо расслабляться. Давайте немного отдохнем.
Сервис Youtube - физкультминутка 2 мин
Выполняют упражнения
2
Личностные:
осознание ценности здоровья
5
Закрепление изученного на уроке
7. Координаты можно указать для любой точки на плоскости. что для этого нужно сделать? Вы, наверное догадались…
8. Выполните №415 (а) (учебник), по цепочке с комментированием.
9. Фронтальная работа с классом. Выполните №428, по цепочке с комментированием.
10.Пусть теперь требуется по известным координатам определить положение точки на плоскости. Для этого выполняют обратные действия. Какие?
Верно, это будет искомая точка - точка с заданными координатами.
Посмотрите на рис. 77 - на нем показано схематично. как найти точку М(3;-4)
11.Теперь в тетрадях начертите координатную плоскость, приняв единичный отрезок длиной 1 см (две тетрадные клетки). Как вы это будете делать?
Учитель проходит и смотрит у каждого тетрадь. Параллельно чертит координатную плоскость на доске.
7.Надо из точки опустить перпендикуляры на координатные оси и определить, какому числу координатной оси соответствует основание перпендикуляра.
8. Выполняют задание по цепочке
9. Выполняют задание по цепочке
10. Через точки координатных осей, соответствующие абсциссе и ординате, проводят прямые, перпендикулярные осям, и находят их точку пересечения.
11.Чертим две взаимоперпендикулярные прямые, указываем направление для каждой из них, начало отсчета и единичный отрезок.
Чертят.
13
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия,
анализ и синтез объектов;
создавать и преобразовывать модели для решения задач
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Класс выполняет работу в тетради, несколько учеников выполняют работу у доски. Учащиеся, выполняющие задание в тетрадях сверяются с доской.
Выполняют задание.
7
Познавательные:
создавать и преобразовывать модели для решения задач.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные:
адекватно понимать причины успеха/неудач в деятельности
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и четкостью
7
Итог урока, оценивание знаний.
Рефлексия.
Итак, подведем итоги занятия:
-Давайте ещё раз проговорим, как найти координаты заданной точки;
-как по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости.
Сервис Google-форма - лист рефлексии
Учитель предлагает учащимся заполнить лист рефлексии.
Учащиеся проговаривают алгоритм действий.
-Чтобы найти координаты заданной точки надо из точки опустить перпендикуляры на координатные оси и определить, какому числу координатной оси соответствует основание перпендикуляра.
-Чтобы по заданным координатам определить положение точки на координатной плоскости, нужно выполнить обратные действия: через точки координатных осей, соответствующие абсциссе и ординате, проводят прямые, перпендикулярные осям, и находят их точку пересечения. Искомая точка - точка с заданными координатами
Заполняют лист рефлексии
3
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
рефлексия деятельности.
Регулятивные:
оценка своей деятельности в рамках урока.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог
8
Домашнее задание
Учитель задает дозированное домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению.
Учащиеся записывают домашнее задание, обсуждают и задают вопросы учителю при необходимости
2
Регулятивные:
ставить перед собой цель и планировать деятельность.
Коммуникативные:
умение слушать.
Урок закрепления
Цель урока:
закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме: “Координатная плоскость”
применять знания к решению задач на плоскости (нахождения площади фигуры, зная координаты ее вершины; находить неизвестную координату вершины фигуры, зная ее тип и координаты других точек).
Планируемые образовательные результаты:
предметные
- находить координаты заданных точек;
- по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
- применять знания по теме к решению практических задач (находить площадь фигуры, зная ее координаты; находить неизвестную координату вершины фигуры, зная ее тип и координаты других вершин).
личностные
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в решении поставленных целей;
метапредметные
- умение ставить перед собой цель и планировать деятельность в соответствии с поставленной целью;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Формулируют цели урока: закрепить знания по теме: “Координатная плоскость”
Записывают число, вид работы.
3
Регулятивные:
ставить цель и планировать пути достижения цели;
прогнозирование своей деятельности
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
3
Актуализация знаний
Фронтальная работа с классом.
Сервис Learningapps - найти координаты точек
Учитель вместе с классом решает задания теста с комментированием.
Учащиеся выполняют задание.
5
Познавательные:
умение излагать информацию, интерпретируя ее в контексте поставленного вопроса.
Регулятивные:
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
корректировать свои действия в зависимости от ситуации.
Коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество
4
Первичное закрепление в знакомой ситуации.
1. Выполните задание №419.
Учитель предлагает выполнить задания у доски, по 2 точки, по цепочке, остальные учащиеся - в тетради, сверяя с доской.
- Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод, ответив на вопросы:
-Где лежат точки, абсцисса которых равна нулю?
-Где лежат точки, ордината которых равна нулю?
2.Выполните задание №420
Учитель предлагает выполнить задания у доски, по 2 точки, по цепочке, остальные учащиеся - в тетради, сверяя с доской.
- Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод, ответив на вопросы:
-Где лежат точки, имеющие одну и туже абсциссу?
-Где лежат точки, имеющие одну и туже ординату?
1.Выполняют задание, проверяют, делают вывод.
-на оси ординат;
-на оси абсцисс.
2.Выполняют задание, проверяют, делают вывод.
-на одной прямой, которая параллельна оси ординат;
-на одной прямой, которая параллельна оси абсцисс.
7
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия,
анализ и синтез объектов;
создавать и преобразовывать модели для решения задач
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
коллективное обсуждение при необходимости.
5
Физминутка
Выполняя умственную работу необходимо расслабляться. Давайте немного отдохнем.
Сервис Youtube - физкультминутка 2 мин
Выполняют упражнения
2
Личностные:
осознание ценности здоровья
6
Первичное закрепление в незнакомой ситуации
Решение задач в тетради. По одному учащемуся с каждым номером у доски. Остальные - сверяются с доской.
3. Выполните задание №422 (а)
-Что нужно сделать для начала?
Строим прямоугольник, зная его координаты. Отмечаем точки.
-Как найти площадь прямоугольника?
-Чему равна длина? высота прямоугольника?
-Чему равна площадь?
Записываем ответ.
4. Выполните задание № 423 (в)
-Что нужно сделать для начала?
Строят прямоугольник. Отмечают точки?
- Как найдем координаты точки D?
Записываем ответ.
5. Выполните задание № 424 (а), №426 (б)
-Что нужно сделать для начала?
Строим треугольник, зная его координаты. Отмечаем точки.
-Как найти площадь треугольника?
-Чему сторона треугольника? высота, проведенная к этой стороне?
-Чему равна площадь?
Записываем ответ.
3.Для начала нужно построить прямоугольник.
Строят прямоугольник.
Нужно его длину умножить на ширину.
Находят площадь, записывают ответ
4.Нужно построить данный прямоугольник.
Точка D будет находиться на пересечении прямых, содержащей точку А, параллельно оси абсцисс и прямой, содержащей точку С, параллельной оси ординат.
Находят координату, записывают ответ.
5. Нужно построить данный треугольник.
Площадь треугольника равна половине произведения основания на высоту, проведенную к этой стороне.
Находят площадь, записывают ответ.
13
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия,
анализ и синтез объектов;
создавать и преобразовывать модели для решения задач
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
коллективное обсуждение при необходимости.
7
Самостоятельная работа
Сервис Desmos - задание
Задание: "Какие суда сейчас находятся в зоне особого внимания (голубой сектор на экране радара)?"
В левой части экрана расположены координаты, записанные в виде выражений на действия с положительными и отрицательными числами. Найдите координаты точек, а затем постройте эти точки на координатной плоскости и определите, лежат они внутри выделенного сектора или нет.
Учитель проверяет выполненное задание.
Учащиеся выполняют задание на компьютере
7
Познавательные:
создавать и преобразовывать модели для решения задач.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные:
адекватно понимать причины успеха/неудач в деятельности
8
Итог урока, оценивание знаний.
Рефлексия
Итак, подведем итоги занятия:
Сервис Google-форма - лист рефлексии
Учитель предлагает учащимся заполнить лист рефлексии.
Выставление оценок за самостоятельную работу, поощрение дополнительной оценкой активных на уроке.
Заполняют лист рефлексии
3
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
рефлексия деятельности.
Регулятивные:
оценка своей деятельности в рамках урока.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог
9
Домашнее задание
Учитель задает дозированное домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению.
№423 (в), №438 (в), №428 (а)
Учащиеся записывают домашнее задание, обсуждают и задают вопросы учителю при необходимости
2
Регулятивные:
ставить перед собой цель и планировать деятельность.
Коммуникативные:
умение слушать.
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме “координатная плоскость”;
Планируемые образовательные результаты:
предметные
- знать определения: система координат, координатные оси, начало координат, координаты точки на плоскости;
- находить координаты заданных точек;
- по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
- применять знания к решению задач на плоскости (строить симметричные фигуры)
личностные
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в решении поставленных целей;
метапредметные
- умение ставить перед собой цель и планировать деятельность в соответствии с поставленной целью;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач;
- умение вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально задание (математический диктант)
Учитель инициирует обсуждение ошибок (если они имеются)
№ 453 - устный счет по цепочке
7
Познавательные:
умение излагать информацию, интерпретируя ее в контексте поставленного вопроса.
Регулятивные:
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
корректировать свои действия в зависимости от ситуации.
Коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество
4
Решение задач
1.Фронтальная работа: учитель демонстрирует на доске, учащиеся участвуют в обусуждении
Выполните задание №429
- Чертим координатную плоскость.
- Отмечаем точку А(2;3)
- Какая точка будет симметрична точке А относительно оси абсцисс? Назовем ее точкой В
- Какая точка будет симметрична точке А относительно оси ординат? Назовем ее точкой С
- Какая точка будет симметрична точке А относительно начала координат? Назовем ее точкой D
2.Выполните задание №431 (в)
Выполняют построение и отображают фигуру. 1 учащийся у доски, остальные в тетради. Учитель исправляет, помогает при необходимости.
Рекомендации учителя:
-выделяйте получившуюся симметричную фигуру другим цветом, карандашом
3.Выполните задание №432 (в)
Выполняют построение и отображают фигуру. 1 учащийся у доски, остальные в тетради.
4. Выполните №433 (в)
Выполняют построение и отображают фигуру. 1 учащийся у доски, остальные в тетради.
Дополнительно (кто сделает) - №442
Решение задач по теме
1.Учащиеся участвую во фронтальной работе. Отвечают на вопросы
-В(2;-3), С(2;-3), D (-2;-3)
2. Учащиеся выполняют построение, отображают отрезок относительно оси абсцисс.
3. Учащиеся выполняют построение, отображают треугольник относительно оси ординат.
4. Учащиеся выполняют построение, отображают четырехугольник относительно начала координат.
15
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия,
анализ и синтез объектов;
создавать и преобразовывать модели для решения задач
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
коллективное обсуждение при необходимости.
5
Физминутка
Выполняя умственную работу необходимо расслабляться. Давайте немного отдохнем.
Сервис Youtube - физкультминутка 2 мин
Выполняют упражнения
2
Личностные:
осознание ценности здоровья
6
Самостоятельная работа
Сервис GeoGebra - Дифференцированное задание
Учитель предлагает выполнить дифференцированное задание по карточкам (см. Приложение 1) предварительно пояснив как пользоваться инструментарием сервиса.
Задание: отметить координаты заданных точек. соединить последовательно отрезками те точки, которые требуется в задании. Что у вас получилось?
Учитель оценивает данную работу
Учащиеся выполняют самостоятельно задание. Соединяют отрезками заданные точки. Получают изображение.
10
Познавательные:
создавать и преобразовывать модели для решения задач.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные:
адекватно понимать причины успеха/неудач в деятельности
7
Итог урока, оценивание знаний.
Рефлексия
Итак, подведем итоги занятия:
Сервис Google-форма - лист рефлексии
Учитель предлагает учащимся заполнить лист рефлексии.
Выставление оценок за самостоятельную работу.
Заполняют лист рефлексии
3
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
рефлексия деятельности.
Регулятивные:
оценка своей деятельности в рамках урока.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог
8
Домашнее задание
Учитель задает дозированное домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению.
параграф 14,
Сервис - GeoGebra
Сервис Google-таблицы - ссылки на апплеты
Задание: придумать уникальный аппелет, аналогичный заданию в самостоятельной работе, важно - использовать в апплете симметричные точки, точки. лежащие на оси абсцисс и ординат, используйте возможность работы со цветом. Ссылку на апплет вставьте в Google-таблицу.
Учащиеся записывают домашнее задание, обсуждают и задают вопросы учителю при необходимости
2
Регулятивные:
ставить перед собой цель и планировать деятельность.
Коммуникативные:
умение слушать.
Урок контроля и оценки
Цель урока: определить уровень владения знаниями, умениями и навыками учащихся по теме: “Координатная плоскость”
Планируемые образовательные результаты:
предметные
- знать определения: система координат, координатные оси, начало координат, координаты точки на плоскости;
- находить координаты заданных точек;
- по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
- применять знания для решения практических задач на плоскости.
личностные
- применять полученные знания на практике;
метапредметные
- умение ставить перед собой цель и планировать деятельность в соответствии с поставленной целью;
- умение вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, компьютеры для каждого учащегося.
Структура и ход урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время
Формируемые УУД.
1
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание.
Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам.
Сегодня мы с вами проведем контрольный урок по этой теме.
Приветствуют. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока.
3
Регулятивные:
организация своей учебной деятельности.
прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
умение слушать,
планирование учебного сотрудничества.
2
Самостоятельная работа учащихся
Сервис Google-форма - итоговая работа.
Задание: сядьте за компьютер, выполните предложенные задания и ответьте на вопросы формы. Письменные задания выполните в тетраде, полученный ответ внесите в форму.