Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Необходимое оборудование: таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Вводно-мотивационная часть урока(5 мин) |
1 | Организационный момент. Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Озвучивает тему и цель урока - Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание) - Молодцы! Сформулируйте цели урока. (закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока) | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
2 | Актуализация знаний. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел. | Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Начнем с устной работы. Задание 1. Заполнить таблицу: Данные числа | 82 | 1,3 | 0,42 | 90,03 | Числа на 1 больше данных | | | | | Числа на 0,1 больше данных | | | | | Числа на 0,01 больше данных | | | | | Данные числа | 90,13 | 18,21 | 10,1 | 20 | Числа на 10 меньше данных | | | | | Числа на 0,1 меньше данных | | | | | Числа на 0,01 меньше данных | | | | | Задание 2. Узнайте, какой из трех отрезков длиннее. | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. | |
| Основная часть урока (операционная) (25 мин) |
| Изучение нового материала. Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. | Ребята, повторим свойства вычитания суммы из числа и свойства вычитания числа из суммы. Задание 3. 73,12 – (5,34 + 13,12) 68,7 – (44,02 + 0,375) (43,83 + 15,77) – 6,83 (47,28 + 34,98) – 35,98 Задание 4. Отметьте на координатном луче числа: 0,25; 0,5; 0,9; 0,37; 0,73; 1,24. За единичный отрезок примите 1 дм. Задание 5. Задача. Трубу длиной 9,35 м разрезали на две части. Длина одной части 2,89 м. На сколько метров вторая часть длиннее первой? | Читают текст заданий. Обсуждают.
Составляют план решения.
Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данных заданий. Выполняют действие в тетради. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. Составляют схему действий. Комментируют выполнение задания. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. |
| Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. | - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. № 1225 - Прочитайте условие задачи. Перескажите. - Составим модель задачи на доске и в тетради. - Решим задачу с комментированием (по алгоритму). АВ = 2,8 м. ВС больше АВ на 1,8 м. ВС меньше АС на 1,1 м. Найти периметр треугольника. (2,8 + 1,8) + (2,8 + 1,8 + 1,1) + 2,8 = 13,1 (м) – периметр треугольника АВС Задание 5. Самостоятельная работа Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,5 км/ч. Найдите скорость движения теплохода против течения и по течению. Задание 6. Работа в парах с взаимной проверкой. 6,7 – х = 2,8 у – 2,3 = 3,5 (х + 3,5) – 4,8 = 2,4 (7,1 - х) + 3,9 = 4,5 | Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
Работа в парах с комментариями результатов
| Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
| Самостоятельная работа. Самопроверка. | Ребята, сейчас каждый проверит себя и работу своего напарника. Оцените работу. Прокомментируйте ошибки. | Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. |
| Домашнее задание. Цель – обсудить и записать домашнее задание. | Запишите домашнее задание: №№ 1260, 1268(а, б) Даёт комментарии к домашнему заданию | Записывают домашнее задание. | |
| Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин) |
| Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________ Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________ Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________ Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________ | | Называют основные позиции закрепленного материала и как они их усвоили. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения |