Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект на тему «Смешанные числа» в 5 классе»
5 класс.
Тема: Вычитание смешанных чисел.
Цель: Обобщение знаний об обыкновенных дробях; закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел.
Оборудование: доска, карточки с тестом и ответы к нему.
Ход урока.
Организация класса и сообщение темы урока.
Здравствуйте гости! Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания об обыкновенных дробях, а также закрепим навыки сложения и вычитания смешанных чисел.
Наш урок мы проведем в форме командной игры. Первая команда – ученики сидящие на 1 варианте, вторая команда – на 2 варианте. Каждый правильный ответ будет оцениваться баллами.
Для проверки домашнего задания вызываю 2 человек, они записывают дом задания на обратной стороне крыльев доски и садятся на свое место.
А я объявляю 1 гейм "Разминка".
Предлагаю отгадать кроссворд.
Задания для кроссворда.
По вертикали:
число, записанное над чертой дроби. (Числитель). Попутно вопрос: что показывает числитель дроби?
число, записанное под чертой дроби. (Знаменатель) Вопрос: что показывает знаменатель?
По горизонтали:
1 г это какая часть килограмма? (Тысячная)
как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная).
как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
Вопрос: Что еще можно сказать о числителе неправильной дроби? И в этом случае чему равна дробь? (1)
всякая правильная дробь _______ единицы. Назовите пропущенное число. (Меньше). Вопрос: сравните неправильную дробь с 1. Сравните правильную и неправильную дроби.
как называется число, в записи которого ест целая и дробная части. (Смешанное).
Кроссворд объявляю отгаданным.
А теперь мы с вами попытаемся отгадать слово, зашифрованное на доске. А слово это – фамилия европейского ученого, который первым стал использовать и распространять современную запись дробей.
Прошу членов команды по очереди называть буквы.
Это слово – Фибоначчи.
Историческая справка.
На протяжении многих веков на языках разных народов дробь именовали ломаным числом. Оно ведет свое начало от арабов, и через Леонардо Пизанского (Фибоначчи) вошло в большинство европейских руководств по арифметике. В нашей стране это название существовало до 19 века. Между прочим, со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка "попасть в дроби", равнозначная нашей "попасть в переплет" – о трудном, а то и безвыходном положении.
2 гейм. Домашнее задание.
Учащиеся проверяют домашнее задание. Ученики, которые писали домашнее задание на доске, объясняют свою работу, получают оценки, а их команда - соответствующие баллы.
3 гейм. Устные упражнения.
1. Сравните дроби.
; ; ;
2. Найдите пару.
3. какое число лишнее?
а) . Выделите из этой дроби целую часть.
б) . Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.
4. а) а:7= . При делении какого числа а на 7 получается дробь . Вспомним, какое действие означает черта дроби?
5. При делении числа х на 9 получается . Найдите число х.
4 Гейм. "Темная лошадка".
Самостоятельная работа по карточкам на 10-15 минут.
Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работаем на листочках под копирку. Я раздаю вам карточку с заданием и карточку с вариантами ответов. Вы выполняете задание, находите в карточке с ответами ваш ответ и записываете соответствующую ему букву. После выполнения всех заданий у вас получиться слово.
Итак, приступайте
В результате самостоятельной работы по карточкам у учащихся должны появиться слова:
Барсук – 1 вариант.
Беркут – 2 вариант.
Справка.
Барсук: имеет интересный окрас, тело клинообразно сужается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определенных областях запрещена.
Беркут: крупная птица. Строит огромное до 3 метров в диаметре гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесена в Красную книгу.
Подвожу итоги самостоятельной работы.
А я объявляю последний 5 гейм. Он называется "Гонка за лидером".
Порешаем с вами уравнения:
а) у-=
б)
Резерв. в)
Подведение итогов игры. Поздравление команде-победительнице.
Итог урока.
Ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторили, как сравнивать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем, с одинаковым числителем, с разными числителем и знаменателем. Закрепили правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, смешанных чисел, порешали уравнения, провели интересную самостоятельную работу, ознакомились с некоторыми историческими сведениями.
А еще раз свои знания по этой теме вы покажете при выполнении контрольной работы, которую мы проведем на втором уроке.