-С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг? (Я видел циферблат в часах в форме круга.; А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга и т. д..) -Правильно, ребята. Послушайте загадку. У круга есть одна подруга, Знакома всем её наружность. Она идет по краю круга И называется … А что такое круг! Границы любого круга – это окружность КРУГ- это часть плоскости, ограниченная окружностью. (Картинка) - Попробуйте объяснить, чем отличается окружность от круга? Окружность- это граница круга, а круг – это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью. -Круг на чертеже закрашивают полностью, т.к. у него есть внутренняя область. Кто попробует на доске начертить окружность? (2 – 3 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная.) - Может у меня получится? - Как мы можем добиться идеально круглой формы?(нужен инструмент) Кто из вас знает как называется инструмент? Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем ”. Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит. Расскажите правила пользования циркулем . (листочки на столах) 1.Не держи циркуль концами вверх. 2. Не оставляй циркуль раскрытым. 3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед. 4. Работай аккуратно! Будь внимателен! Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель? ( Я думаю, что в центре окружности должна быть игла. Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.) Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.) Какой ножкой циркуль чертит? (Циркуль чертит грифелем.) Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе? - Ребята, начертите у себя в тетради 3 окружности разного размера. (показываю круг) - Можете поверить, что здесь тоже 3 окружности? (показываю обратной стороной круг) - Как у меня получилось? Если поставить остриё циркуля в центр и не менять его положения, а только раздвигать ножку с грифелем. - А что оставляет игла, когда мы чертим окружности? (дырочку, точку) - Что это будет относительно окружности? (центр) Обозначьте на одной из окружностей центр буквой О. Поставьте на окружности точки А, В и С. Соедините по линейке эти точки с точкой О. Что получили? (отрезки). -Что можно узнать про эти отрезки? (длину) -Как? (измерить с помощью линейки) -Измерьте длины отрезков. Что вы заметили? (они равны, одинаковы по длине) А как называются эти отрезки? Чтобы узнать, вам необходимо поработать в группе. Каждой группе я раздам задачу, вам нужно решить ее сообща и выбрать карточку с ответом, на которой написана буква. Из полученных букв сложим название отрезков. Получилось радиус. Радиус-это отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой -А сколько радиусов можно построить в окружности? ( много) -Какие они будут? ( равные) -Почему же все радиусы окружности имеют одну и ту же длину? (все точки окружности равноудалены от центра) А у круга тоже есть радиус и центр? (ДА). Как мы можем узнать, правильно ли мы рассуждали? ( прочитать в учебнике) Постановка цели (проблемная ситуация). Вводное задание на подготовку к изучению нового. Работа в коллективе б) Измерь диаметр и радиус окружностей. Рассмотри чертежи и ответь на вопросы. а) На каком чертеже окружности имеют общий центр? Одинакова ли длина радиусов этих окружностей? б) На каком чертеже окружности имеют общий центр и радиусы разной длины? в) Могут ли две разные окружности иметь общий центр и одинаковые радиусы? г) На каком чертеже окружности имеют разные центры и одинаковые радиусы? д) На каком чертеже окружности имеют разные центры и радиусы разной длины? А-3 б-3 в-нет г-4,5 д-1,2 |