Создание проблемной ситуации. - Как вы поняли, что такое окружность? (Очертание, граница круга.) - Приведите примеры окружностей. (Обруч, поясок, колечко, гайка и т. д.) - Что такое круг? (Окружность с внутренней частью плоскости.) - Приведите примеры кругов. (Тарелка, диск, крышка и т. д.) (У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.) - Возьмите круг, который лежит перед вами. Фломастером обведите его границу. Что вы нарисовали? (Окружность.) - Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали. Прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу. Два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии. - Это центр окружности и круга. Обозначьте его точкой О. - Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности. Этот отрезок называется радиусом. - Какие точки соединяет радиус? (Центр окружности и любую точку на окружности.) - Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности до другой через центр (линия сгиба). Эта линия называется диаметром. - Что такое диаметр? (Линия, которая соединяет две тонкие окружности и проходит через центр.)
- Как можно изобразить круг на бумаге? (Ответы детей.) Удобнее всего воспользоваться циркулем. Вспомните правила техники безопасности пользования циркулем. (Учитель показывает разные виды циркулей: для работы на доске, ученический, чертежный.) Циркуль имеет две ножки. Одна нужна для устойчивости, он зацепляется ею за бумагу, а вторая работает — чертит. - Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите окружность. (Учащиеся работают на альбомных листах. Учитель выполняет все действия вместе с детьми.) - Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните мне, как она называется. (Круг.) - Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга. - А сейчас найдите границу круга. Что эго? (Линия, которую оставил грифель.) Граница круга - это окружность. - Начертите рядом окружность. - Выделите точку, оставленную иголочкой. Это центр окружности. - Обозначьте центр окружности буквой О. - Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности. Вы начертили радиус окружности. Радиус — это еще и расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем. - А сейчас проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы лежали на окружности. Это диаметр окружности. - Дополните тему урока.
У: Какая будет цель урока? 1.Узнать…. 2. Повторить ….
|