Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Прогрессии"»
Методическая разработка урока алгебры по математике в 9 классе по теме: « Прогрессии»
Подготовила учитель математики МБОУ «Пикшикская СОШ»
Цели урока:
Образовательные
обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме;
знакомство с прототипами заданий открытого банка задач ОГЭ 2021
диагностика усвоения системы знаний и умений ее применения для выполнения практических заданий базового уровня.
Развивающие
развитие внимания;
развитие умения решать задания с разной формой записи ответа;
формирование самостоятельности в мышлении.
Воспитательные
привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы, навыков самопроверки
Оборудование:
Компьютеры, проектор, презентация: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
На последних уроках мы с вами познакомились с арифметической и геометрической прогрессией. А сегодня постараемся обобщить и систематизировать знания по данным темам.
Ход урока: I.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
Включить учащихся в учебную деятельность;
Определить содержательные рамки урока: расширить знания о применении понятия последовательности к решению задач в практической деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Пожелаем друг другу удачи на уроке и успехов. Садитесь, пожалуйста. Давайте, обратим внимание на эпиграф к нашему уроку
Изучена данная тема, Пройдена теории схема, Вы много новых формул узнали, Задачи с прогрессией решали. И вот в последний урок Нас поведет Красивый лозунг “ПРОГРЕССИО - ВПЕРЕД”.
Цель нашего урока повторить и закрепить умения и навыки использования основных формул прогрессии при решении практических задач, успешно решать задание № 14 на ОГЭ
Тема арифметической и геометрической прогрессии была известна еще математикам древности. Мы с вами познакомились с теоретическим материалом по данной теме, научились решать задачи, применяя изученные формулы. А вот исторической справки об этих понятиях у нас еще не было. Одно из домашних заданий у вас было собрать интересные и исторические сведения о прогрессиях.( в конце урока мы об этом поговорим.)
Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».
Для того, чтобы вы окончательно убедились в своих твердых знаниях теоретического материала и формул, я предлагаю вам повторить определения и формулы. (сл 4-6)
«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано; научиться этому можно лишь, подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»,- говорил Д.Пойа.
Предлагаю устные упражнения
Выбери последовательность, которая является арифметической прогрессией.
2) Оределите истинно или ложно каждое высказывание?
1. В арифметической прогрессии 2,4; 2,6;… разность равна 2.
2 . В геометрической прогрессии 0,3; 0,9;… третий член равен 2,7
3. 11-ый член арифметической прогрессии, у которой равен 0,2
4. Сумма 5 первых членов геометрической прогрессии, у которой b =1, q = -2
равна 11.
5. Последовательность чисел, кратных 5, является геометрической прогрессией.
6. Последовательность степеней числа 3 является арифметической прогрессией.
(один ученик зачитывает ответы)
3) Физкультминутка
1.Сожмите кисть столько раз, чему равен знаменатель пргрессии 1; 5; 10…
2. Вращение туловища столько раз налево и направо чему равны корни уравнения следующие неизвестные члены последовательности: 2;Х1; 4;Х2; 6;7…
3. Присядьте столько раз, чему равна сумма разность членов последовательности 4;10; 16…..
4) Решение задач ГИА 2021 Задания №14 (Работа у доски с помощью учителя)
1.В течение 20 банковских дней акции компании дорожали ежедневно на одну и ту же сумму. Сколько стоила акция компании в последний день этого периода, если в 9-й день акция стоила 888 рублей, а в 13-й день – 940 рублей?
2.При проведении химического опыта реагент равномерно охлаждали на 7,5°С в минуту. Найдите температуру реагента (в градусах Цельсия) спустя
6 минут после начала проведения опыта, если начальная температура составляла – 8,7°С
3.При проведении химического опыта реагент равномерно охлаждали на 7,5°С в минуту. Найдите температуру реагента в градусах Цельсия) спустя
6 минут после начала проведения опыта, если начальная температура составляла – 8,7°С
4.В 11:00 часы сломались и за каждый следующий час отставали на одно и то же количество минут по сравнению с предыдущим часом. В 21:00 того же дня часы отставали на 20 минут. На сколько минут отставали часы спустя 24 часа после того, как они сломались?
5. Курс воздушных ванн начинают с 10 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 5 минут. В какой по счету день продолжительность процедуры достигнет 1 часа 5 минут?
6. Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория – туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 1280?
7. Врач прописал больному капли по схеме: в первый день 5 капель, а в каждый следующий на 5 капель больше, до тех пор, пока доза не достигнет 40 капель. Такую дозу (40 капель) больной ежедневно принимает 5 дней, а затем уменьшает прием на 5 капель в день до последнего дня, когда больной принимает последние 10 капель. Сколько пузырьков лекарства надо купить на весь курс, если в каждом пузырьке 200 капель?
8. К концу 2009 года в городе проживало 53 100 человек. Каждый год число жителей города возрастало на одну и ту же величину. В конце 2018 года в городе проживало 60 390 человек. Какова была численность населения этого города к концу 2015 года?
5) Самостоятельная работа. (1уровень и 2 уровень и 3 уровень задачи ГИА) (см. карточки –задания) (2-ой уровень на слайде 14-15)
1 уровень
(задания по коррекции знаний ученики решают за компьютером, затем проверяют ответы по готовым решениям)
1) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия
а1 = 5 d = 3
Найти: а6 ; а10.
2) Дано: (bn ) геометрическая прогрессия
b1= 5 q = 3
Найти: b3 ; b5.
3) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия
а4 = 11 d = 2
Найти: а1 .
4) Дано: (bn ) геометрическая прогрессия
b4= 40 q = 2
Найти: b1.
5) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия
а4=12,5; а6=17,5
Найти: а5
6) Дано: (bn ) геометрическая прогрессия
b4=12,5; b6=17,5
Найти: b5
2 уровень
(класс решает самостоятельную работу на 15 минут)
1)Дано: (а n ), а1 = – 3, а2= 4. Найти: а16 – ?
2)Дано: (bn ) , b12= – 32, b13 = – 16. Найти:q– ?
3)Дано: (а n ), а21 = – 44, а22 = – 42.Найти:d - ?
4)Дано: (bn ) ,bп0, b2 = 4, b4 = 9.Найти:b3 – ?
5)Дано: (а n ), а1 = 28, а21 = 4. Найти:d - ?
6) Дано: (bn) , q = 2. Найти:b5– ?
7) Дано: (а n ), а7 = 16, а9= 30.Найти: а8 –?
Задания 3-го уровня задания ОГЭ 2021 №14 по каталогу заданий.