kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Многоугольники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке создается проблемная ситуация, учащиеся приобретают первичные исследоватеьские умения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Многоугольники"»

Обобщающий урок по теме «Правильные многоугольники», 9 кл.

Цели:

  • продолжить формирование умений применения математических знаний к решению практических задач;

  • способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, творческих способностей;

  • прививать интерес к предмету.

Ход урока


1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На доске двое учащихся записывают решения № 307 и № 312 [3]

3. Актуализация опорных знаний

Класс выполняет устные задания на готовых чертежах [1], таблица 9.8

4. Решение задач

- Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Правильные многоугольники», применяем полученные знания и умения для решения задач.

Задача № 1. У правильного треугольника радиус вписанной окружности в два раза меньше радиуса описанной окружности. Докажите (рисунок на доске).

Класс разделен на шесть групп. Каждой группе предлагается решить эту задачу одним из способов:

  1. используя свойство медиан треугольника;

  2. используя свойство биссектрис треугольника;

  3. используя определение синуса угла;

  4. выполнив дополнительное построение: провести диаметр ВК, соединить точку К с вершиной треугольника С;

  5. используя метод площадей;

  6. используя подобие треугольников.


Решение.


В

L


О



Д

C

А


К

Выступление представителя первой группы:

- В правильном треугольнике центр вписанной окружности совпадает с центром описанной окружности, биссектрисы треугольника являются и медианами. Так как медианы в точке пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины, то R : r = 2:1, т. е. R = 2r.

Выступление представителя второй группы:

- Рассмотрим треугольник ВАД. Биссектриса АО делит сторону ВД в отношении , т. е. R = 2r.

Выступление представителя третьей группы:

- В равнобедренном треугольнике АОС = 120˚, как центральный угол, соответствующий вписанному углу = 60˚. Высота ОД является и биссектрисой, поэтому ДОС = 60˚, а ОСД = 30˚. Следовательно, ОС = ; R = ; т.е. R = 2r

Выступление представителя четвертой группы:

- Продлим отрезок ОД до пересечения с описанной окружностью в точке К, тогда треугольник ОКС – равносторонний со стороной, равной R, у которого высота СД является и медианой. Следовательно, ОК = 2∙ОД, т.е. R = 2r

Выступление представителя пятой группы:

- S∆АВС = ВД∙ АС = ;

S∆АВС =3∙ S∆АОС (т.к. ∆АОС = ∆АОВ = ∆СОВ)

S∆АВС = 3∙ ∙ ОД∙АС = ra, тогда = ra, = 3r или R = 2r

Выступление представителя шестой группы:

- ∆ВОL ∆ВСД (по двум углам), тогда или = R = 2r

- На примере этой задачи вы убедились, что задача может иметь несколько решений, нужно стремиться к поиску наиболее рационального решения.


Далее на доске решаем задачу из сборника заданий для подготовки к экзамену.

Задача № 2. ABCDEFправильный шестиугольник. Перпендикуляр CH, проведенный к диагонали AD, равен 4 см. Найдите периметр и площадь шестиугольника.

Делаем рисунок, отмечаем данные (рис.1).

C

B



H

D

A




F


E

Рис.1


С

В


С


A

H

D

O


F

E

Рис.2

В процессе поиска решения задачи, проводим еще одну диагональ ВЕ, точка пересечения больших диагоналей О является центром правильного шестиугольника, вспоминаем, что сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной окружности, проводим отрезок ОС (рис.2). Тогда треугольник ОСD – правильный и отрезок СН является медианой, высотой и биссектрисой этого треугольника, то есть равен , значит, 4 а = CD = 8 см. РABCDEF = 6 , SABCDEF = 6 SOCD = 6 = 6 = = 96 (см2).

Сообщаю учащимся, что этот способ решения задачи не единственный и дома им предстоит найти другие.

Физкульминутка, гимнастика для глаз

Задача № 3. Ребята, как вы думаете, почему пчелы «выбрали» себе для ячеек на сотах форму правильного шестиугольника? Сейчас вместе мы попытаемся ответить на этот интересный вопрос. Но сначала немного полезной информации.

- Пчеловодство – один из основных промыслов белорусов, который насчитывает многовековую историю. Сначала мед собирали у диких пчел. Оценив его качество, человек пришел к мысли приручить пчел. Постепенно он овладел искусством пчеловодства, а основной продукт жизнедеятельности пчел занял главенствующее место в питании славян.

«Божья работница» - пчела – в культуре многих народов стала чрезвычайно многоплановым символом. Она олицетворяет трудолюбие и усердие, организаторские и творческие способности, мудрость и храбрость, чистоплотность и самоотверженность, экономность и бережливость. Древние люди предполагали, что пчелы появляются на свет «сами по себе, из воска и меда», поэтому пчела ассоциировалась с целомудрием. Нередко она символизировала красноречие, недаром в разговоре употребляли выражение «медовые речи». Поскольку в прежние времена читать и писать приходилось при восковых свечах, пчелу связывали с просвещением. [2]

Итак, вернемся к вопросу поставленной задачи, почему пчелы «выбрали» себе для ячеек на сотах форму правильного шестиугольника?

Решение:

1) Из всех правильных многоугольников только треугольниками, квадратами и шестиугольниками можно заполнить плоскость без пробелов и наложений. Действительно, в этом случае, сумма углов, сходящихся в одной вершине, равна 360˚: 60˚∙ 6 = 360˚, 90˚ ∙ 4 = 360˚, 120˚ ∙ 3 = 360˚. Поэтому пчелы должны были выбрать одну из этих фигур. Почему же они выбрали именно правильный шестиугольник?

2) Сравним периметры этих многоугольников при равных площадях:

S3 = S4 = S6 = S.

S3 = ; ; P3 = 6 ;

S4 = a2; a = ; P4 = 4 ;

S6 = 6 = ; a = P6 = 6

P3 : P4 : P6 = ( 6 : (4 ) : ( 6 4,6 : 4 : 3,7

Итак, мы видим, что пчелы, не зная математики, верно «определили», что среди фигур равной площади правильный шестиугольник имеет наименьший периметр. Строя шестиугольники, пчелы наиболее экономно используют площадь внутри небольшого улья и воск для изготовления ячеек.

3. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что больше всего тебе запомнилось на уроке?

- Что удивило?

- Что понравились больше всего?

- Каким ты хочешь увидеть следующий урок?

4. Домашнее задание. Задачу № 2 решить другим способом, № 320 [3]

5. До свидания, всего доброго!

Литература:

  1. Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004

  2. Котович О. В., Крук И. И. Золотые правила народной культуры. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010

  3. Казаков В. В. Геометрия . 9 класс: учебное пособие. – Мн: Народная асвета, 2019



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме "Многоугольники"

Автор: Чернякович Татьяна Федоровна

Дата: 03.09.2021

Номер свидетельства: 586214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Обобщающий урок по теме: "Площадь многоугольников" "
    ["seo_title"] => string(60) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-ploshchad-mnoghoughol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101270"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412304"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли"."
    ["seo_title"] => string(52) "obobshchaiushchiiurokpotiemiebaktieriigribyvodorosli"
    ["file_id"] => string(6) "310324"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458997265"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли"."
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchiiurokpotiemiebaktieriigribyvodorosli1"
    ["file_id"] => string(6) "310325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458997272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по теме «Правильные многоугольники». "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravil-nyie-mnoghoughol-niki"
    ["file_id"] => string(6) "244619"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445964745"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "обобщающий урок по теме "Площади многоугольников""
    ["seo_title"] => string(55) "obobshchaiushchiiurokpotiemieploshchadimnoghougholnikov"
    ["file_id"] => string(6) "273057"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452136873"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства