kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по биологии 5 класс к учебнику Ловягина, Вахрушева, Раутиана Обо всем живом..Данная презентация может быть использована после изучения тем "Бактерии","Грибы", "Водоросли"  на обобщающем уроке.  Урок построен в форме игры.

. Класс делится на две команды. Каждая из них придумывает себе название, выбирает тему и разный по уровню сложности вопрос. Команды стараются заработать как можно больше баллов.

За количеством  набранных баллов следит учитель. Он подводит итог игры. Победителем  становится команда, набравшая большее количество баллов.

Все задания выполняются, а затем  по щелчку появляются правильные ответы к каждой теме. После выполненного задания, нажав на многоугольник в углу слайда, вновь появляется меню игры

На поле «Меню игры» находится сноска (картинка ежика). При ее нажатии открывается слайд 13, на котором находится физкультминутка. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли".»

Сформулируйте тему урока,  отгадав загадки. Хотя меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые. А капитану в море От них большое горе. Под сосною у тропинки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет ботинка, Шляпка есть – Нет головы.

Сформулируйте тему урока,

отгадав загадки.

Хотя меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной

Зеленые, лиловые,

Есть бурые, бордовые.

А капитану в море

От них большое горе.

Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть –

Нет головы.

Обобщение изученного по теме:  «Бактерии, грибы, водоросли» Цель урока : обобщить, систематизировать и проверить знания по пройденному материалу.  Задачи:

Обобщение изученного по теме: «Бактерии, грибы, водоросли»

Цель урока : обобщить, систематизировать и проверить знания по пройденному материалу.

Задачи:

  • выявить отличительные особенности грибов, бактерий, водорослей;
  • систематизировать знания, полученные при изучения этих тем;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, высказывать свое мнение;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
МЕНЮ ИГРЫ Категории Баллы Бактерии 10 Грибы 10 20 Водоросли 10 20 30 30 40 20 40 30 40

МЕНЮ ИГРЫ

Категории

Баллы

Бактерии

10

Грибы

10

20

Водоросли

10

20

30

30

40

20

40

30

40

Выполните тест Как называется наука, изучающая бактерии? а. микология б. цитология в. бактериология 2. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов , называются: а. сапрофиты б. хемотрофы в. фототрофы г. паразиты 3. Бактерии размножаются делением материнской клетки: а. на 2 новые б. на 3 новые в. на 4 новые г. на множество новых 4.Клубеньковые бактерии обогащают почву: а. соединениями азота б. соединениями серы в. углекислым газом г. кислородом 5. Заболевание, вызываемое бактериями: а. грипп б. холера в. чесотка г. Лишай 6. Что не относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями: а. соблюдение правил личной гигиены б. прививки и вакцины в. употребление овощей прямо с грядки Ответы: 1в 2г 3а 4а 5б 6в

Выполните тест

  • Как называется наука, изучающая бактерии?

а. микология б. цитология в. бактериология

2. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов ,

называются:

а. сапрофиты б. хемотрофы в. фототрофы г. паразиты

3. Бактерии размножаются делением материнской клетки:

а. на 2 новые б. на 3 новые в. на 4 новые г. на множество новых

4.Клубеньковые бактерии обогащают почву:

а. соединениями азота б. соединениями серы в. углекислым газом г. кислородом

5. Заболевание, вызываемое бактериями:

а. грипп б. холера в. чесотка г. Лишай

6. Что не относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями:

а. соблюдение правил личной гигиены б. прививки и вакцины

в. употребление овощей прямо с грядки

Ответы: 1в 2г 3а 4а 5б 6в

Заполните таблицу Положительная роль бактерий Отрицательная роль бактерий

Заполните таблицу

Положительная роль бактерий

Отрицательная роль бактерий

  • Защищают человека.
  • Снабжают азотом растения, поселившись на их корнях.
  • Взаимопомощь бактерий и травоядных (симбиоз).
  • Бактерии и корни растений помогают друг другу.
  • Использование бактерий в промышленности и сельском хозяйстве.
  • Создают новые горные породы.
  • Заражают человека разными путями.
  • Разрушают промышленные конструкции, резиновые шины, некоторые пластмассы, синтетические волокна, разрушают горные породы.
  • Бактерии портят продукты пиания, промышленное сырье и готовые изделия.
Какие процессы изображены на схемах? Расскажите о них. Деление клетки бактерии Образование спор

Какие процессы изображены на схемах? Расскажите о них.

Деление клетки бактерии

Образование спор

Заполните схему и назовите функции каждого органа. Рибосомы создают молекулы белка; 5. Клеточная стенка защищает клетку. 4. ДНК  содержит наследственную информацию 2. Цитоплазма обеспечивает связь  между частями клетки 3. Жгутики  органы передвижения

Заполните схему и назовите функции каждого органа.

  • Рибосомы

создают молекулы белка;

5. Клеточная стенка

защищает клетку.

4. ДНК

содержит

наследственную

информацию

2. Цитоплазма

обеспечивает связь

между частями клетки

3. Жгутики

органы передвижения

По поговоркам и пословицам соотнесите правила сбора грибов. 1.Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться) 2.Не знаешь гриб- не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб) 3.Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества) 4.Не собирай старые, перезревшие грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви) 5.Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окружённой оболочкой! (Как правило, это ядовитый гриб). 6. Срезай гриб ножом! (Чтоб не повредить грибницу) А. «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?» Б. «Чтоб и дети ваши грибы ели, берегите грибницу- мицелий!» В. « Кто любит земле кланяться- без добычи не останется.» Г. «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.» Д. «Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши.» Е. «Лучше оставить в лесу 10 хороших грибов, чем положить в лукошко 1 плохой.» З. «От переросших грибов пользы никакой, а вред большой.»   Теперь остаётся их только соблюдать!!! Ответ: 1Д 2Г 3А 4З 5Е 6БВ

По поговоркам и пословицам соотнесите правила сбора грибов.

1.Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)

2.Не знаешь гриб- не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)

3.Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества)

4.Не собирай старые, перезревшие грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)

5.Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окружённой оболочкой! (Как правило, это ядовитый гриб).

6. Срезай гриб ножом! (Чтоб не повредить грибницу)

А. «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»

Б. «Чтоб и дети ваши грибы ели, берегите грибницу- мицелий!»

В. « Кто любит земле кланяться- без добычи не останется.»

Г. «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.»

Д. «Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши.»

Е. «Лучше оставить в лесу 10 хороших грибов, чем положить в лукошко 1 плохой.»

З. «От переросших грибов пользы никакой, а вред большой.»

 

Теперь остаётся их только соблюдать!!!

Ответ: 1Д 2Г 3А 4З 5Е 6БВ

Задание: найдите и исправьте ошибки в тексте.

Отправились Ваня и Таня в лес за ягодами. Ягоды они не нашли, но увидели много грибов. « Какие всё же прекрасные растения - эти грибы!»- сказала Таня. « Ой!»-воскликнул Ваня, - «Вон под осинкой растут грибы-дрожжи!».

Отправились Ваня и Таня в лес за ягодами. Ягоды они не нашли, но увидели много грибов. « Какие всё же прекрасные растения - эти грибы!»- сказала Таня. « Ой!»-воскликнул Ваня, - «Вон под осинкой растут грибы -дрожжи !».

« А я увидела на дереве гриб- трутовик! Как хорошо, что он приносит пользу дереву!»

« А я увидела на дереве гриб- трутовик! Как хорошо, что он приносит пользу дереву!»

«Давай наберём семян грибов и посеем их дома?!»-радостно вскричал Ваня.

«Давай наберём семян грибов и посеем их дома?!»-радостно вскричал Ваня.

«Давай!»- ответила Таня. И дети весело побежали домой!

«Давай!»- ответила Таня. И дети весело побежали домой!

Решите экологическую задачу.

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые да мухомор, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь?- спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

Коля прав! Несъедобные грибы нельзя уничтожать,

так как ими питаются другие животные.

Напишите названия грибов и заполните таблицу 3. 1. 5. 4. 2. Груздь Мукор Трутовик Подосиновик Мухомор 8. 9. 7. 6. 10. Головня Пеницилл Волнушка Бледная поганка Спорынья ШЛЯПОЧНЫЕ 1, 4, 5, 6, 9 ПЛЕСНЕВЫЕ 3, 7 ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ 2, 8, 10

Напишите названия грибов и заполните таблицу

3.

1.

5.

4.

2.

Груздь

Мукор

Трутовик

Подосиновик

Мухомор

8.

9.

7.

6.

10.

Головня

Пеницилл

Волнушка

Бледная поганка

Спорынья

ШЛЯПОЧНЫЕ

1, 4, 5, 6, 9

ПЛЕСНЕВЫЕ

3, 7

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ

2, 8, 10

Дайте название рисунку и напишите, что указано на нем цифрами и буквами 3. Микориза 1. Тело гриба 2. Грибница Вода и минеральные соли Сахар и белки

Дайте название рисунку и напишите, что указано на нем цифрами и буквами

3. Микориза

1. Тело гриба

2. Грибница

Вода и минеральные соли

Сахар и белки

Ответьте быстро!

Ответьте быстро!

  • Что такое слоевище?
  • На какие группы по строению делятся водоросли?
  • Чем клетка водоросли отличается от клетки бактерии?
  • Как называются водоросли, которые ведут прикрепленный образ жизни?
  • Почему планктонные водоросли не тонут?
  • Что такое спорангии?
  • В чем недостаток бесполого вегетативного размножения?
  • Каково значение водорослей?
  • Что такое зигота?
  • Что называется конъюгацией?
Заполните схему Размножение водорослей Бесполое Половое Споровое Вегетативное Распад слоевища Почкование

Заполните схему

Размножение водорослей

Бесполое

Половое

Споровое

Вегетативное

Распад слоевища

Почкование

О каком процессе говорится в данном стихотворении? Свой ответ аргументируйте. Листок зеленый – Труженик хваленый. Лучик света он поймал И в сахар упаковал.  О каких условиях, необходимых для этого процесса, говорится в стихотворении, а о каких не упоминается?

О каком процессе говорится в данном стихотворении? Свой ответ аргументируйте.

Листок зеленый –

Труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.

О каких условиях, необходимых для этого процесса, говорится в стихотворении,

а о каких не упоминается?

Дайте название рисунку и напишите, что указано на нем цифрами и буквами Симбиоз 2. Созревание гамет 1.Почкование 3. Зигота А. Бесполое размножение Б. Половое размножение

Дайте название рисунку и напишите, что указано на нем цифрами и буквами

Симбиоз

2. Созревание гамет

1.Почкование

3. Зигота

А. Бесполое размножение

Б. Половое размножение

Физкультминутка

Физкультминутка

" Ёжик”  Ходил ёжик по полянке  (Ходьба на месте)  Он искал грибы опятки.  (Повороты головы вправо и влево)  Глазки щурил и моргал,  (Сильно прищуриться и широко открыть глаза)  Но грибов не увидал.  (Развести руки в стороны)  Вверх смотрел он,  (Поднять голову, посмотреть вверх)  Вниз глядел,  (Опустить голову, посмотреть вниз)  Сам тихонечко пыхтел.  (Произнести "пых”, "пых”, "пых”)  Смотрел влево, 

(Голова неподвижна, посмотреть влево)  Смотрел вправо,  (Голова неподвижна, посмотреть вправо)   Вдруг увидел гриб на славу!  (Плотно закрыть и широко открыть глаза)  Оглянулся он ещё  (Руки спрятать за спину)  Через левое плечо,  (Повернуть голову влево, посмотреть назад)  Через правое ещё.  (Повернуть голову вправо, посмотреть назад)  Ёж затопал по тропинке  (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)  И грибок унёс на спинке.

Спасибо за участие!

Спасибо за участие!

Ресурсы http://www.udec.ru/gribi/ https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz http://soldmaral.ucoz.ru/load/didakticheskij_material/skhemy/razmnozhenie_ulotriksa/68-1-0-168 http://www.proshkolu.ru/user/ksmsweta2/file/2727646 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

Ресурсы

http://www.udec.ru/gribi/

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz

http://soldmaral.ucoz.ru/load/didakticheskij_material/skhemy/razmnozhenie_ulotriksa/68-1-0-168

http://www.proshkolu.ru/user/ksmsweta2/file/2727646

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли".

Автор: Рыженкова Нелли Юрьевна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли"."
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchiiurokpotiemiebaktieriigribyvodorosli1"
    ["file_id"] => string(6) "310325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458997272"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства