Цель: совершенствовать навыки решения задач на нахождение объемов фигур
вращения (цилиндра и конуса)
Данный урок – продолжение серии уроков по решению задач, связанных с фигурами вращения. Имея навыки работы с опорными задачами, необходимо научиться решать комбинационные задачи, применяя уже полученные знания в нестандартных ситуациях.
Обучающиеся формулируют задачи, решение которых должно привести к достижению поставленной цели:
- актуализировать уже изученный теоретический материал;
- вспомнить основные типы опорных задач;
- повторить основные методы решения опорных задач;
- разработать алгоритм использования опорных задач для решения поставленной проблемы;
- использовать правила работы в микрогруппах для интенсификации учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А) Проверка готовности к уроку обучающихся: наличие учебников,
рабочих тетрадей, выполнение домашней работы, в том числе
индивидуальной.
Б) Проверка готовности ТСО (тест Activote)
Объявление темы урока, целеполагание, мотивация.
А) Учитель: данный урок – продолжение серии уроков по решению задач, связанных с фигурами вращения. Имея навыки работы с опорными задачами, необходимо научиться решать комбинационные задачи, применяя уже полученные знания в нестандартных ситуациях.
Б) Обучающиеся формулируют задачи, решение которых должно привести к достижению поставленной цели:
- актуализировать уже изученный теоретический материал;
- вспомнить основные типы опорных задач;
- повторить основные методы решения опорных задач;
- разработать алгоритм использования опорных задач для решения поставленной проблемы;
- использовать правила работы в микрогруппах для интенсификации учебной деятельности.
Актуализация и коррекция опорных знаний.
А) представление индивидуального домашнего задания – презентация по теме «Цилиндр» (фронтальная устная работа)
Оценка деятельности на этапе: тестирование по теме «Опорные задачи для цилиндра и конуса» (используется система электронного голосования Activote). Результаты тестирования, представленные на интерактивной доске, обсуждаются с классом.
Диаметр основания цилиндра 4 см, высота 3 см. Найти диагональ осевого сечения.
А) 5 см В) 4 см С) 6 см D) 10 cм Е) 12 см
Если увеличить радиус основания цилиндра в 2 раза, то во сколько раз увеличится его объем?
А) 2 В) 3 С) 4 D) 5 Е) 6
Высота цилиндра 2 см., радиус основания 3 см. Определить объем.
Радиус основания цилиндра равен 3 см, высота – 4 см. Цилиндр пересечен плоскостью, перпендикулярной оси и отстоящей на 1 см от нижнего основания. Найти площадь сечения.
Образующая конуса 5 см и наклонена к плоскости основания под углом 300. Определить высоту конуса.
А) 5 см В) 4 см С) 6 см D) 10 cм Е) 2,5 см
Применение знаний в нестандартной ситуации
А) Самостоятельная работа в микрогруппах по решению задач. (используется Сборник задач для поступающих во втузы под ред. М.И.Сканави,-М:Просвещение, 1997)
Доказать, что объем конуса равен объему цилиндра с тем же основанием и той же высотой минус произведение боковой поверхности этого цилиндра на треть радиуса его основания. (11.075)
Треугольник со сторонами 10 см, 17 см и 21 см вращается вокруг большей стороны. Вычислить объем полученной фигуры вращения. (11.092)
Определить высоту конуса, объем которого равен см3, а площадь осевого сечения 100см2 .
Выразить объем конуса через его боковую поверхность S и расстояние r от центра основания до образующей. (11.077)
Полукруг радиуса 6 см свернут в конус. Найти объем конуса.
Цилиндр можно образовать вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Выразить объем V цилиндра через площадь S этого прямоугольника и длину С окружности, описанной точкой пересечения его диагоналей. (11.078)
В цилиндре площадь сечения, перпендикулярного образующей, равна М, а площадь осевого сечения равна N определить объем цилиндра.(11.085)
Доказать, что объем конуса равен трети произведения боковой поверхности на расстояние от центра основания до образующей. (11.087)
Площадь основания конуса в 36 раз больше площади основания цилиндра, вписанного в конус. Определить, во сколько раз объем конуса больше объема цилиндра, если высота конуса 30 см, а радиус цилиндра 3 см.
Радиус основания конуса равен R, а угол при вершине в развертке его боковой поверхности равен 900. Найти объем конуса. (11.089)
Боковая поверхность конуса вдвое больше площади основания. Площадь его осевого сечения равна Q. Найти объем конуса. (11.098)
Боковая поверхность конуса развернулась на плоскости в сектор, центральный угол которого содержит 120 0, а площадь равна S. Найти объем конуса. (11.101)
Радиус основания конуса равен R, а боковая поверхность равна сумме площадей основания и осевого сечения. Найти объем конуса. (11.182)
Высота конуса равна h. Разверткой боковой поверхности этого конуса является сектор с центральным углом 120 0. Вычислить объем конуса. (11.186)
Радиус основания конуса равен R. Две взаимно перпендикулярные образующие делят площадь боковой поверхности конуса на части в отношении 1:2. Найти объем конуса. (11.190)
Плоскость, проведенная через вершину конуса, пересекает основание по хорде, равной радиусу основания. Найти отношение объемов образовавшихся частей конуса. (11.192)
Найти объем конуса, полученного вращением равнобедренного прямоугольного треугольника с гипотенузой 3вокруг своего катета.
Боковая поверхность цилиндра – прямоугольник, у которого диагональ равна d и составляет с основанием угол α. Определить объем цилиндра.
Площадь боковой поверхности цилиндра равна S, площадь основания Q. Найти объем.
Во сколько раз надо увеличить высоту цилиндра, не меняя основание, чтобы объем увеличился в n раз?
Найти объем цилиндра, вписанного в правильную шестиугольную призму, у которой каждое ребро равно а.
Б) Представление решения задач для фронтального обсуждения
(необходимые записи и рисунки выполняются на интерактивной доске с