Что вы можете сказать о характере изменения функции, если f ‘(х)0 для всех х? f ‘(х)
Найдите область определения функции : у=х+2 ; у=х2 ; у=2/х ; у=х - 2/х2 ;
У=2х/(1 - х2)2
3. Изучение новой темы.
Изучение новой темы я хочу начать с рассказа Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли надо». О том, как крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал наконец желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдёшь, вся твоя будет за тысячу рублей. Но, если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, прибежал на место и упал без чувств, обежав четырехугольник периметром 40 км.
Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом? Давайте исследуем данную ситуацию.
Учащимся предлагается начертить четырехугольник с Р=40 и наибольшей площадью. Учащиеся пробуют начертить известные им четырехугольники: трапецию, ромб, прямоугольник, квадрат. Побеждает тот ряд, представитель которого нашёл ключ к разгадке задачи. Для подкрепления догадки предлагается составить таблицу для вычисления площадей прямоугольников с различными длинами сторон.
Вывод. Из всех прямоугольников данного периметра наибольшую площадь имеет квадрат. Пахом, например, мог бы пройти всего 36 км и иметь участок площадью S=9*9=81км2.
После этого учащиеся составляют функцию и исследуют её на экстремум.
Составляем уравнение: пусть х-длина, тогда 40-х ширина, а площадь S=х*(40-х)=40х-х2, найдем экстремум получившегося выражения: S’=40-2х, х=20, то есть наибольшая площадь будет, если у нас квадрат.
Вывод алгоритма.
Итак, мы сделали вывод, что функция может достигать наибольшего значения либо на концах отрезка, либо в критических точках, принадлежащих этому отрезку. Как вы думаете, каким должен быть первый шаг алгоритма?
а. Найти критические точки заданной функции. (Записывают в черновиках).
Найденные критические точки могут как принадлежать заданному отрезку, так и не принадлежать. Все ли найденные критические точки будут нас интересовать? Как это скажется на следующем шаге алгоритма?
Нет, нас будут интересовать только те критические точки, которые принадлежать заданному отрезку. Второй шаг алгоритма:
б. Выбрать те критические точки, которые принадлежат заданному промежутку.
в. Найти значение функции в выбранных критических точках и на концах отрезка.
г. Выбрать из найденных значений функции наибольшее и наименьшее.
4. Закрепление:
y = 3x2 – 6x + 5, и попробуем найти её наибольшее и наименьшее значение на отрезке [-3;5], опираясь на составленный алгоритм. Учитель сам показывает образец решения, ученики записывают решение в тетради.
Запись решения:
1. Функция определена и дифференцируема в каждой точке отрезка. Поэтому можно найти её производную. y‘= 6x – 6.
– Найдем критические точки: а)Точек в которых производная не существует – нет. б) Найдем точки в которых производная равна нулю. 6х-6=0; х=1.