Просмотр содержимого документа
«Модуль действительного числа»
Тема урока
«Модуль действительного числа.»
Учитель математики Мухаметова Фаузия Караматовна
Стаж работы 30 лет, высшая категория.
Преподаваемый предмет Математика
МБОУ СОШ №1 с. Новобелокатай Белокатайского района
Пояснительная записка
Урок открытия новых знаний, на котором не только слушают речь учителя , но и сами стараются открыть что-то новое для себя с помощью учителя. Поэтому в качестве развивающих задач я поставила задачи развивать умение наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов; усовершенствовать способы мыслительной деятельности (анализ, обобщение); совершенствовать речь (владение математическими понятиями, терминами); углублять познавательный интерес учащихся. Урок составлен согласно тематическому планированию по программе 8 класса к учебному комплекту «Алгебра-8» автор А.Г. Мордкович. Содержит цели, основные этапы, приемы и методы план изложения нового материала, демонстрации урока. На уроке используется презентация, что позволяет сэкономить время, обеспечить наглядность, включить в процесс познания весь класс. Уроки с использованием ИКТ помогают сформировать множество компетенций учащихся. Основной упор на уроке сделан на решение уравнений и самими учащимися.
Задачи для учащихся
в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
В мета предметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
в предметном направлении: изучение темы модуль числа, научиться строить графики с модулем.
Тема урока Модуль действительного числа.
Тип урока : Изучения нового материала.
Цели урока.
-Ввести определение модуля действительного числа. Рассмотреть свойства и разъяснить геометрический смысл модуля.
- Ввести понятие функции у= и показать правила построения графика
-Научить решать уравнения , содержащие знак модуля разными способами.
Развивать интерес к математике. Самостоятельно придумывать решения поставленной задачи, логически мыслить, развивать математическую речь, прививать аккуратность при построении графиков функций.
1 Введение понятие модуля действительного числа и изучить его свойства.
2 Познакомить учащихся с геометрическим смыслом модуля действительного числа .
3 Ввести понятие функции у= и показать правила построения,
Формировать умение строить графики функций , содержащих модуль, решать уравнения с модулем.
№п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оформление доски
1.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята
Ученики готовятся к уроку
На доске написана тема урока
2
Актуализация знаний и умений.
Сегодня науроке мы с вами изучим новую тему, но вначале мы повторим тему Модуль числа.
Ученики отвечают на вопросы которые на слайде
2 Устная работа
Вычислите
А) Б) 13 В) г)
3
Постановка учебной проблемы
Сегодня мы на уроке изучим тему «Модуль действительного числа. »Напишите тему урока в тетради
Ученики все пишут тему
4
Открытие нового знания
Учитель объясняет тему урока. Задает наводящие вопросы. Учитель рассказывает исторический материал Как произошло слово Модуль. Изучает вместе с учениками свойства модуля. Как раскрыть модуль если под модулем стоит отрицательное действительное число.
Ученики отвечают на вопросы
5
Первичное закрепление
Вместе с учениками решают ряд заданий
Давайте мы с вами построим график функции. Построить с помощью шаблона графики функций:
У= у= у=
2. Решить уравнение |x – 1| = 4.
– Ребята, какими способами можно решить уравнение? – Аналитически, графически.
I способ. По определению модуля имеем:
х – 1 = 4 х = 5.
– (х – 1) = 4, х – 1 = – 4, х = – 3.
Все ученики стараются ответить на вопросы
Ученики вместе с учителем выполняют данные учителем задания.
1) 2) 3) 4) 5) - 6)
Решить задание из задачника стр. 97 № 16.1
№ 16.3
З Построить с помощью шаблона графики функций:
У= у= у=
2. Решить уравнение |x – 1| = 4.
– Ребята, какими способами можно решить уравнение? – Аналитически, графически.
I способ. По определению модуля имеем:
х – 1 = 4 х = 5.
– (х – 1) = 4, х – 1 = – 4, х = – 3.
Физкультминутка
6
Самостоятельная работа.
На карточках даны задания нужно решить и получить ответ в виде слова
Ученики работают в парах
Работа в парах
1)
Ответы
А) 12; В)-12
К) 12и 2 Ч) -2 и -12
=9
Ответы
А) 18 К) -18
Ч)20и -2 У ) 20 и 2
7
Повторение изученного материала
Повторение изученного. Проверка заданий на карточке.
Ученики отвечают
Ученики выполняют задания
Ответ Куча
8
Рефлексия
У вас на столе лежат смайлики. Поднимите тот смайлик , который вам нравится.
Зеленого цвета смайлик. Урок прошел отлично. Мне было негрустно. Я был доволен своей работой.
Желтый смайлик. Урок прошел хорошо. Мне было нелегко. Я полностью доволен своей работой.
Красный смайлик. Урок прошел плохо. Мне было очень трудно. Я не доволен своей работой.
Каждый выбирает свой смайлик
9
Домашнее задание
Решите дома № 16.5,16.7,16.22
10
Итог урока
Учитель спрашивает :
Что мы прошли на уроке.
Как найти модуль действительного числа?
Ученики отвечают на поставленный вопрос
Спасибо за урок.
Ход урока:
1 Организационный момент
Здравствуйте ребята.
2 Устная работа
Вычислите
А)
Б) 13 В) г)
Отгадайте ребус
3 этап Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы будем изучать тему « Модуль действительного числа»
Исторический материал
Понятие модуль широко применяется во многих разделах школьного курса математики. Например в геометрии и физики будут изучаться понятие вектора и его длины ( модуль вектора).
Модуль слово произошло от латинского сова modules в переводе означает мера , величина. Это слово применяется в физике , технике , архитектуре, программировании. Термин предложил Котс (1682-1716) ученик Исаака Ньютона, знак модуля был введен в 19 веке Вейерштрассом(1815-1897)
В архитектуре модуль – исходная единица измерения , устанавливаемое для данного архитектурного сооружения. В технике – это термин для обозначения коэффициентов и величин . Модуль упругости, Модуль зацепления. Закон Гука. Роджер Котс английский математик и философ. В 24 года был назначен профессором астрономии и экспериментальной философии в Кембриджском университете. Раньше писали mod х , а сейчас
Модулем неотрицательного действительного числа x называют само это число: |x| = x ; модулем отрицательного действительного числа х называют противоположное число: |x| = – x
Закрепление
Выполните задания устно
1) 2) 3) 4) 5) - 6)
Решить задание из задачника стр. 97 № 16.1
№ 16.3
Задание 1
Построить график и перечислить свойства функции y =
Закрепление
Построить с помощью шаблона графики функций:
У= у= у=
2. Решить уравнение |x – 1| = 4.
– Ребята, какими способами можно решить уравнение? – Аналитически, графически.
I способ. По определению модуля имеем:
х – 1 = 4 х = 5.
– (х – 1) = 4, х – 1 = – 4, х = – 3.
Построим на одной координатной плоскости графики функций y =|x –1| и у = 4. Абсциссы точек пересечения будут решениями уравнения.
Учитель: – Некоторые уравнения с модулем решаются проще с помощью геометрических соображений. Уравнение формулируется на “языке расстояний”, выполняется чертеж, и из чертежа сразу видно решение уравнения.
Уравнение |x – 1| = 4 можно прочитать так: нужно найти на числовой прямой такие точки, которые удалены от точки 1 на расстояние, равное 4.
Р
4 этап
Физкультминутка
Нарисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец!
5 этап
Закрепление изученной темы
Решить уравнения: =6 Б) =3 в) =-2
Г) =2 д) =2,8
Стр100 №16.23 а,б №16.24 а,б
5 этап
Работа в парах
1)
Ответы
А) 12; В)-12
К) 12и 2 Ч) -2 и -12
=9
Ответы
А) 18 К) -18
Ч)20и -2 У ) 20 и 2
3) =3
Ответы а) -3 К) 3
У) 0 Ч) -3 и3
4) =0
Ответы
А) 1,5 У)-1,5
К) -1,5 и1,5 В) 1
Ответ Куча . Так египтяне называли переменную Х- корень уравнения.
6 этап
Рефлексия:
У вас на столе лежат смайлики. Поднимите тот смайлик , который вам нравится.
Зеленого цвета смайлик. Урок прошел отлично. Мне было негрустно. Я был доволен своей работой.
Желтый смайлик. Урок прошел хорошо. Мне было нелегко. Я полностью доволен своей работой.
Красный смайлик. Урок прошел плохо. Мне было очень трудно. Я не доволен своей работой.