Конспект урока математики. 1 класс. УМК « Школа 2100».
1. Ввести понятия: целое и части (основу понятий сложения и вычитания)
2. Помочь детям уяснить, что:
(На основе представления о соотношении целого и его частей будут решаться в дальнейшем текстовые задачи на сложение и вычитание, числовые выражения и уравнения.)
Технология проблемного диалога.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
I. Самоопределение к деятельности | Ребята, у вас на партах лежат карточки с написанными на них словами и знаками, а также стоят стаканчики с надписями «Знаю» (жёлтая маркировка) и «Не знаю» (красная маркировка). Разложите карточки по стаканчикам. Что вы положили в стаканчик «Знаю»? (на экране появляются карточки с терминами, которые выбрали дети) (карточки со словами «целое», «часть») На доске появляется запись Знаю Не знаю Равенство Целое Неравенство Часть ˃ ˂ 1 2 3 | Дети работают в парах: определяют, что они уже знают и с чем ещё не знакомы; Учащиеся сравнивают выполненную в парах работу с записью на доске, объясняют свой выбор. |
II. Постановка учебной задачи. |
| Определяют тему урока «Целое и части». Формулируют познавательную задачу урока. |
III. Построение проекта выхода из затруднений. | А, может быть, кто-то сможет рассказать нам, что такое ЧАСТЬ, ЦЕЛОЕ? Приведите примеры. А как вы думаете, что больше: часть или целое? На доске появляется схема: Часть ˂ Целое У каждого на парте лежит круг. Он целый? С одной стороны круг разделён двумя линиями на четыре равные части. Отрежьте одну часть круга. Заштрихуйте ту часть, которую отрезали. Сравните, что больше: часть круга или целый круг? Что меньше? Как получили часть? А как получить целое? | Приводят примеры на основе жизненного опыта. Определяют, что больше: целое или часть. Учатся составлять и читать схемы. Практическая работа с геометрическим материалом. Учащиеся отрезают одну часть, штрихуют её. Делают выводы, как получить часть от целого, как получить целое из частей. |
IV. Первичное закрепление знаний во внешней речи. | | Формулируют правило, как получить часть, как получить целое. Работа с учебником: чтение правила. |
V. Физминутка | Организация отдыха, смена вида деятельности | Дети выполняют упражнения для снятия напряжения по образцу. |
VI. Самостоятельная работа в группах с обсуждением итогов | | Дети работают в группах. Консультант проверяет результаты. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Покажите целый круг. Сколько одинаковых частей в нём было? (4 части). Каким числом обозначим количество частей в круге? (4) Уберите заштрихованную часть. Сколько частей убрали? Каким числом обозначим? (1) Сколько частей осталось? Каким числом обозначим? (3) Какое числовое выражение можем записать? (4-1=3) Что мы обозначили числом 4? (целое) Числом 1? (часть) Числом 3? (часть) Как получили часть? (из целого взяли часть, осталась другая часть) Соедините части. Что получили? (целое) Запишите числовое выражение (1+3=4) Кто понял, как получить часть целого и целое из частей, переложите карточки с данными словами из стаканчика с надписью «Не знаю», в стаканчик с надписью «Знаю». | Работа с интерактивной доской Дети выполняют задания, устанавливая связь между целым и частями, делают выводы. |
VIII. Подведение итогов урока и рефлексия | Урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Что, на ваш взгляд, нам удалось? Что не удалось? Кого из одноклассников вам хочется похвалить? За что? За что можете похвалить себя? | Соотносят цель и результаты действия. Проговаривают способы «открытия» нового знания. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою деятельность |
Список литературы : С.А. Козлова, А.Г. Рубин « Математика 1класс» Методические рекомендации для учителя по курсу « Математика». Издательство : Москва. БАЛАСС 2012г.