1.Организа-ционный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок. - Давайте, ребята, Учиться считать, Делить, умножать, Прибавлять, вычитать, Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа! (Слайд № 1, 2) | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; личностные - смыслообразование Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2.Актуализа ция знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока. | Тему нашего урока вы назовёте сами, выполнив задание. (Слайд 3.4) На прошлых уроках вы научились определять время. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много приключений и испытаний. Нам предстоит решать задачи и примеры на умножение и деление, находить неизвестные числа. – Сегодня у нас необычный урок математики. – Мы с вами отправимся в путешествие в далёкую холодную страну. А в какую – вы узнаете, отгадав загадку. Загадка. (Слайд 5, 6) В ледяном дворце живёт Там, где холод круглый год, И летает по земле Белой тенью в снежной мгле. Хоть красива, но бледна И ужасно холодна. Опасайтесь гнева… Снежной королевы. - Кто автор этой сказки? (Г. Х. Андерсен) (Портрет Андерсена) - Какие ещё сказки Андерсена вы знаете? (Слайды 7, 8) - Слушайте, какая история приключилась с одним мальчиком и девочкой. (Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15) В одном городе жили девочка Герда и мальчик Кай. Они любили друг друга как брат и сестра. Но вот однажды, в один из морозных вечеров, когда на площади катались на санках много девчонок и мальчишек, налетела вьюга, закружила все вокруг. Появились большие белые сани. В них сидела Снежная королева. Ей понравился мальчик Кай. Взглянула она холодным взором на мальчика и умчала его в свои ледяные владения. А его доброе сердце превратила в осколок льда. Долго плакала Герда, но делать нечего, надо спасать Кая, ведь он там совсем один среди пустынного ледяного царства. Одной ей страшно отправляться в далекую страну Снежной королевы. Ей придется пройти через ряд испытаний, чтобы спасти Кая. Она просит вас о помощи. - Поможем Герде вернуть Кая домой? | Отгадывают загадку, вспоминают сказку, ее название и героев. Дети называют сказки Андерсена | Регулятивные: - целеполагание, планирование, прогнозирование Логические: - анализ, сравнение, синтез. Познавательные: - умение структурировать знания |
3.Работа по теме урока | - Снежная королева приготовила нам много заданий, она не хочет отдавать мальчика. - Давайте же хорошенько подготовимся и начнём наше путешествие. Нам придётся отправиться в холодную страну, а в какую узнаем, расшифровав эту запись.(Слайд 16) 1.Задание. Запишите числа в порядке возрастания и назовите соответствующие им буквы. Какое слово получилось? (Финляндия) 30 н 1 ф 49 и 20 л 10 н 6 и 26 я 55 я 44 д 1 | 6 | 10 | 20 | 26 | 30 | 44 | 49 | 55 | ф | и | н | л | я | н | д | и | я | Финляндия – это северная страна, в которой живёт в своем ледяном замке Снежная королева. (Слайд 17) 2.Игра «Найди пару». Сейчас зима, на улице мороз, нам надо потеплее одеться, тем более, что путь наш лежит на холодный север. Оденем варежки. Найдите пару. (На одной из варежек написан пример, а на другой ответ.) Примеры: 5 ∙ 2 = 12 : 2 = 4 ∙ 3 = 15 : 3 = 6 ∙ 3 = 9 : 3 = Ответы: 10, 12, 18, 6, 5, 3 Вот мы и подготовились к путешествию. 3.Работаем диспетчерами. Своё путешествие мы начнём на поезде. Уточним время отправления. Поработаем диспетчерами. Кто такой диспетчер? Объяснение в толковом словаре С.И.Ожегова: «Диспетчер – работник, координирующий и контролирующий из центрального пункта движение транспорта, ход работы, производственного процесса». (Слайд 18) -Посоревнуемся, кто у нас лучший диспетчер, кто быстрее и правильнее всех составит расписание электричек. Работа по учебнику: №5 на с.45. Каждые 12 минут с вокзала отправляется электричка. Составь расписание электричек. Москва - Солнечная | 6.05 | Москва - Апрелевка | … | Москва - Калуга | … | Москва - Нара | … | Москва - Переделкино | … | Москва - Малоярославец | ... | Проверка! (Слайд 19) Москва - Солнечная | 6.05 | Москва - Апрелевка | 6.17 | Москва - Калуга | 6.29 | Москва - Нара | 6.41 | Москва - Переделкино | 6.53 | Москва - Малоярославец | 7.05 | 4.Решение примеров на время. А теперь приобретём билеты. До отправления поезда всего 1 минута. Поторопитесь. (Дети решают примеры на листочках за 1 мин. Во всех примерах получается ответ 7.) 17 ∙ 1 – 10 = 10 : 2 + 2 = 15 ∙ 0 + 7 = 5 ∙ 2 – 3 = 12 + 8 – 13 = 20 – 6 – 7 = 30 : 2 – 8 = 13 – 9 + 3 = 15 : 3 + 2 = 6 ∙ 2 – 5 = - Кто не успел, опоздал? -Приготовьте билеты на посадку. Что интересного заметили в примерах? (Ответ 7) - Это номер нашего вагона. Отправление поезда. Паровозик из Ромашково. Гудок!(Слайд 20) 5.Минута чистописания. Цифра 7. (Слайд 21) - Ребята, расскажите, что вы знаете о числе 7, где мы с ним встречаемся, в названии каких сказок присутствует число 7? (7 цветов радуги, 7 дней в неделе) («Цветик-Семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Книга «Снежная Королева» - это сказка из семи рассказов. И нам с вами, ребята, тоже предстоит преодолеть 7 испытаний, чтобы высвободить из ледяного плена бедного Кая. (Слайды 22, 23, 24, 25, 26) 6.Загадочные следы. (Слайд 27) А дальше нам предстоит идти пешком через лес. Пошлём на разведку самых смелых. Они разведают дорогу, а мы пойдём по их следам. Остальные решают загадочные примеры на доске. Снежная Королева хитрая, она замела все наши следы, и наша задача сейчас их распутать, чтобы не заблудиться в пути. -Угадайте, какие знаки надо вставить вместо пропусков. Z – 0 = S ∙ 0 = N ∙ 1 = ∑ + 0 = V : V = ∞ : 1 = 7.Устный счёт. Снежинки. Состав числа 100. - Пока мы распутывали следы, Снежная королева нагнала тучи снежинок. Они волшебные. На каждой есть пример. Нужно их все собрать и растопить на ладошках. Объединить по 3 снежинки так, чтобы сумма чисел составила 100. 70 10 20 70 + 10 + 20 = 100 60 + 20 + 20 = 100 60 + 30 + 10 = 100 50 + 30 + 20 = 100 50 + 40 + 10 = 100 80 + 10 + 10 = 100 | Работают с атласом. Находят Финляндию. Знакомятся с гербом и флагом страны. Работают с толковым словарём С. И. Ожегова, находят значение слова «диспетчер» Работа в парах. Составляют расписание отправления электрички. Самопроверка на экране. Самостоятельно решают примеры. 4 человека работают по карточкам | Регулятивные:- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, формируем умение работать с картой Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, формируем умение работать словарём Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формируем умение работать в паре. Регулятивные: - контроль (самоконтроль) и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: - инициативность и самостоятельность Познавательные: - умение структурировать знания Познавательные: Формируем умения понимать знаки, символы; преобразовывать информацию из одной формы в другую |
| 9.Фронтальный опрос. (Слайды 30, 31, 32) - Отправившись на поиски Кая, Герда попадает в волшебный сад. Его хозяйка хочет навсегда оставить Герду здесь, если только она не ответит на её вопросы. Помогите Герде. - Какие числа нужно вставить вместо цветочков? 10. Самостоятельная работа. Решение задач на снеговиках. - Снежная Королева выставила на нашем пути своих верных слуг, снеговиков, которые не хотят пропустить нас дальше. Каждый из вас должен справиться со своим снеговиком. На снеговике записана задача, которую вам предстоит решить. Решение: 1) 6 ∙ 2 = 12 (с.) – слепила Герда 2) 6 + 12 = 18 (с.) – всего Ответ: 18 снежков всего слепили дети. (Слайды 33, 34, 35) 11.Физминутка «Танец Снеговика» (Слайды 36, 37) 12. Работа по учебнику. Задача №3 на с. 44 В лесу разыгралась сильная вьюга, намело большие сугробы, дальше идти невозможно. Но нам на помощь приходит, угадайте, кто:. Отгадайте загадку: Сильный, гордый, благородный Через вьюгу и мороз По Лапландии холодной На себе он Герду нёс. (Олень) (Слайды 38, 39) Путь долгий. А пока выполним задание в учебнике на с.44 № 3. Дополните расписание поездов. (Слайды 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47) 13.Задание. Найти четвертую часть числа. -Что значит «найти четвертую часть числа»? ( Разделить на четыре) 42.Математическая игра «Найди пропущенные числа» Вот мы у замка Снежной королевы. Но войти не можем. Нам предстоит выполнить одно задание, и тогда замок раскроет свои двери. (Слайды 48, 49, 50) - Когда числа называются «множитель, множитель, произведение»? (При умножении) - Какое правило надо вспомнить, чтобы выполнить это задание? ( Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель) (Слайды 51, 52) 15. Работа с геометрическими фигурами (осколками разбитого зеркала). На осколках разбитого зеркала написаны числа. - Какое слово составлял Кай из льдинок. Кто помнит? (вечность) -Собрав осколки разбитого зеркала, вы прочтете одно очень важное слово. (После каждого ответа на вопрос выставляется буква) На геометрических фигурах записаны числа: 7, 8, 4, 2, 6, 3, 16, 9. - Назовите лишнее число. (16) Почему? (двузначное) (на доску выставляется буква «Р») - На какие две группы можно разделить все эти числа? (на чётные и нечётные) - Назовите чётные числа. (2, 4, 6, 8, 16) - Назовите нечётные числа. (3, 7, 9) (выставляется буква «Б») - Найдите сумму чисел, записанных в квадратах. (7 + 8 = 15) (выставляется буква «А») - Найдите произведение чисел, записанных в прямоугольниках. (4 ∙ 2 = 8) (выставляется буква «У») -Найдите частное чисел, записанных в треугольниках. (6 : 3 = 2) (выставляется буква «Д») - Назовите оставшиеся фигуры. Найдите их разность. (16 – 9 = 7) (выставляется буква «Ж») - Составьте из полученных букв слово. - Какое это слово? (дружба) | Коллективная работа. Самостоятельно решают задачи, записанные на карточках с изображением снеговиков. Взаимопроверка. Обмениваются тетрадями, проверяя правильность решения задач, сверяя с образцом на экране Отгадывают загадку, выполняют задание в учебнике. Фронтальный опрос. Коллективная работа. Составляют из букв слово «дружба». | Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности общеучебные умения, логические: - анализ, сравнение, синтез. Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: - инициативность и самостоятельность, контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Общеучебные: моделирование, решение задач на нахождение времени Предметные: - умения находить часть от целого числа, выбор наиболее эффективных способов решения. Предметные: -формируем умения нахождения компонентов произведения Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, Регулятивные:- целеполагание, планирование, прогнозирование |
5.Итог урока. | Настоящая дружба сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов. Герда маленькая, а сердце у неё большое. (Слайды 53, 54, 55, 56) - От тепла наших сердец лед тает, а Кай словно оживает. Он очень благодарен нам. Теперь он сможет вернуться домой. Да и нам пора возвращаться. А на прощанье давайте подарим частички наших сердец Снежной Королеве. Надеюсь, их тепло поможет ей стать доброй и любящей. А нам с вами пора возвращаться домой. (Слайд 57) -Вам, ребята, понравился наш урок? -Чем мы сегодня занимались? -Что особенно запомнилось? -Что нового узнали? - Что было легко? - Что удавалось с трудом? | Отвечают на вопросы учителя | Личностные: Формируем основные моральные нормы поведения. Регулятивные: - волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |