Методическая разработка урока математики в 3 классе
(«Школа России»)
Тема урока: Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
учить различатьтреугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный;
совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный;
выполнять вычислительные действия.
Метапредметные:
сравнивать объекты с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные признаки;
находить ответы на вопросы в тексте учебника.
Личностные:
развивать целостное восприятие окружающего мира;
демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Межпредметные связи: Технология, экономная разметка деталей, разметка с помощью разметочных инструментов. Окружающий мир, анализ рисунка учебника по предложенным заданиям и вопросам.
Ресурсы урока:
Моро М.И. и др. Математика: Рабочие программы: 1 – 4 классы.
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013 г.;
Оборудование:
классная магнитная доска
ноутбук
экспозиционный экран
мультимедийный проектор
фигуры треугольников для групповой работы;
чертёж витража для групповой работы;
наглядный материал (демонстрационный и для самооценки)
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, сегодня вы будете не только учениками, но и вновь исследователями.
- Поэтому, каждый из вас должен работать в полную силу, слушать друг – друга внимательно, дополнять, выполнять все задания, а не только смотреть, как работает сосед.
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой мы поем.
В той стране живут фигуры,
Точки, линии, тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие брат, дела!
Пусть в эту страну
Не идут поезда.
Страна Геометрия
Рядом всегда.
- Вот такая веселая переделанная песня про геометрию!
- Какие геометрические фигуры знаете?
Слайд (фигуры)
- Всё верно. А с какими фигурами будем сегодня работать, вы ответите, когда покажите свои знания в устном счёте.
Слайд (примеры)
2. Мотивация познавательной деятельности.
-Что такое треугольник? (Треугольник – геометрическая фигура, у которого три стороны и три угла и три вершины).
Слайд (Определение треугольника+ чертёж)
- Так о чём пойдёт речь на уроке? (О треугольниках)
- Точнее, о видах треугольников.
- А в жизни нам пригодятся знания о треугольниках?
-Приведите примеры, где встречаются треугольники в нашей повседневной жизни? (Ответы детей.)
Слайд (треугольные формы в окружающем мире)
1.Треуго́льник—ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута, изогнутого в форме треугольника.
2.Созвездие «Треугольник». Это самое маленькое созвездие северного полушария.
3. Треугольники в конструкции мостов.
4. Высоковольтные линии электропередачи.
Треугольные формы делают конструкции надежными.
5. Настенные часы в виде треугольника
5. Витражи.
6. Египетские пирамиды.
7. Детская игрушка пирамидка.
- Последние две картинки являются примером объёмных предметов, стороны которых имеют треугольную форму. Так же ещё и объёмная геометрическая фигура – треугольная пирамида. С ней вы продолжите знакомство в старших классах.
Постановка задач урока
- Какие треугольники по длине сторон мы уже исследовали? (равносторонний, равнобедренный, разносторонний).
- Почему они имеют такое название? (Ответы детей)
Слайд (виды треугольников)
- Тогда предположите, какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (ответы детей)
- По какому ещё признаку можно сравнить треугольники?
Слайд (треугольник - определение)
Узнать какие ещё виды треугольников бывают.
Будем учиться различать разные виды треугольников.
Попробуем применить на практике наши знания в самостоятельной работе.
- Что и кто нам поможет справиться с этими задачами? (учитель, учебник, свои имеющиеся знания, товарищи)
( На доске делаются пометки планирования работы: «У, книга, работа в паре, самостоятельная работа, работа в группе, рефлексия» ).
4. Актуализация необходимых знаний
-Некоторые ребята уже хотят поделиться своими знаниями. Давайте их послушаем!
(Во время чтения стиха ученик показывает «свой угол» на слайде)
УГОЛ (ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ)
Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.
Если угол уже -ОСТРЫМ,
Если шире, то -ТУПЫМ.
Я ОСТРЫЙ - начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
как остриё меча.
А для УГЛА ТУПОГО
Всё повторяем снова:
Из точки две прямых ведём,
Но их пошире разведём.
На чертёж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.
- Спасибо, ребята! Давайте, мы аплодисментами оценим эти знания!
- Какие же бывают углы? На доске…
-Как доказать вид угла?
- Разве эти знания походят к теме урока? Может ребята ошиблись с выбором стихов? (ответы детей)
5. Организация познавательной деятельности
- Действительно, мы не просто вспомнили об углах.
-Что поучится, если мы возьмём линейку, мел и выполним некоторые построения? (треугольники)
- Давайте выполним построения, скажем, как будет называться треугольник и почему именно так.
Учащиеся выполняют на доске построения, обозначая вершины буквами.
-Хорошо, вы поработали со мной, я с вами, а теперь обратимся к учебнику. С.85.
- Прочитайте объяснение в учебнике, назовите буквами угол, который даёт название треугольнику.
- У вас на столах есть полоски разного цвета. Постройте на парте треугольники разного вида по углам.
- Что же получилось? Расскажите.
- Пришло время поработать самостоятельно в тетради.
- Выполнение задания № 1, с. 85. (Самостоятельно). Взаимопроверка. Шкала оценивания.
- Может ли в треугольнике быть два прямых угла? Почему?
-Итак, какие виды треугольников бывают?
(Ответы детей)
6. Физминутка
(Слова в тексте заменяются движениями)
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если он не треугольный,
То это не мой колпак.
Когда я вам показываю тупоугольный треугольник – поднимите руки так, как будь-то, вы тянитесь к солнышку, когда я вам показываю остроугольный треугольник – поставьте ноги на ширину плеч, когда я вам покажу прямоугольный треугольник – вы вытяните руки вперед.
7. Работа в группах.
- Ребята, закрепить знания, научиться различать треугольники, если у кого-то ещё не всё получилось, вам помогут товарищи .
- Попробуем исследовать в группах углы треугольников. Три группы при помощи угольника проверят и выберут указанные треугольники, а другие найдут и раскрасят определённый вид треугольников.
- Время ограничено, хранитель времени следит по часам, предупреждает группу.
I группа – Выберите из данных треугольников прямоугольные.
II группа – Выберите из данных треугольников остроугольные.
III группа – Выберите из данных треугольников тупоугольные.
IV группа – На витраже закрасить прямоугольные треугольники.
V группа - На витраже закрасить остроугольные треугольники.
VI группа - На витраже закрасить тупоугольные треугольники.
Объяснение каждой группы.
I группа - Жёлтые треугольники.
- В них 1- прямой и 2 - острые.
Такие треугольники - прямоугольные.
II группа–Оранжевые треугольники.
- В них 1- тупой и 2 острых.
Такие треугольники - тупоугольные.
III группа - Синие треугольники.
- В них все углы острые.
Такие треугольники - остроугольные.
IV, V, VI группы – объясняют выбор раскрашивания.
8. Закрепление изученного материала.
- С. 85 Задание для самопроверки: по рядам. (Проверка)
9. Подведение итога урока.
-Молодцы! Вы хорошо потрудились!
- Какие же есть треугольники по видам их углов?
Слайд (треугольники по видам углов)
- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке, всё ли достигли или ещё нужно поработать над этой темой?
Мы вспомнили, какие виды треугольников бывают.
Мы научились различать разные виды треугольников по углам.
Мы применили на практике знания в самостоятельной работе.
10. Рефлексия.
- Давайте оценим свою работу на уроке.
Слайд
-Зелёный треугольник – На уроке мне всё было понятно, могу объяснить товарищам.
-Жёлтый треугольник – На уроке мне было всё понятно, но я ошибался; могу работать лучше.
-Красный треугольник – Я не всё понял, мне было сложно
- Я бы тоже хотела отметить вашу работу. Хорошо работали…..
- Проверить объективность своей оценки вы сможете на следующем уроке, выполнив самостоятельную работу, которую я вам уже приготовила. Тогда и я каждому из вас смогу поставить отметку по этой теме.
12. Домашнее задание.
Слайд с. 85 № 5, правило; Создать и раскрасить свой витраж.
Слайд Молодцы! Спасибо за работу!
Самостоятельная работа Вариант № 1
Уровень А (слабый) | Уровень В (средний) | Уровень С (сильный) |
1. Определи, какой это вид треугольника. А) остроугольный И) прямоугольный М) тупоугольный | 1. Дострой треугольник и определи, какой вид треугольника получился. А) прямоугольный Ю) тупоугольный Н) остроугольный | 1. Дострой по данным вершинам треугольник, определи вид получившегося треугольника. ∙ ∙ ∙ О) прямоугольный В) остроугольный Е) тупоугольный |
2. Определи сколько треугольников на рисунке? Р)3 Б)2К) 6 | 2. Определи сколько треугольников на рисунке? М) 4 Л)6 Н) 5 | 2. Определи сколько треугольников на рисунке? К) 3 Д) 4 Л) 5 |
3. Может ли в треугольнике быть два тупых угла? К) даЛ) не знаюА) нет | 3. Может ли быть в треугольнике два тупых угла? Г) да, Я) нет, В) не знаю. | 3. Может ли в треугольнике быть один угол прямой, другой угол тупой, а третий острый? М) да Я) нет Ф) не знаю |
ОТВЕТ: | И | Р | А | ОТВЕТ: | Ю | Л | Я | ОТВЕТ: | О | Л | Я |
Самостоятельная работа Вариант № 2
Уровень А (слабый) | Уровень В (средний) | Уровень С (сильный) |
1. Определи, какой это вид треугольника. А) тупоугольный Ю) остроугольный В) прямоугольный | 1. Дострой треугольник и определи, какой вид треугольника получился. К)тупоугольный М) тупоугольный Я) прямоугольный | 1. Дострой по данным вершинам треугольник и определи, какой вид треугольника получился. ∙ ∙ ∙ З) остроугольный Р) тупоугольный М) прямоугольный |
2. Определи, сколько т реугольников на рисунке? И) 4 Д) 1 Р) 3 | 2. Определи, сколько треугольников на рисунке? Н) 5 Г) 4 Д) 3 | 2. Определи, сколько треугольников на рисунке? А) 7 Б) 8 В) 10 |
3. Может ли в треугольнике быть три острых угла? А) да Г) не знаю Е) нет | 3. Может ли в треугольнике быть два прямых угла? У) да С) не знаю А) нет | 3. Может ли быть в треугольнике один угол тупой, другой угол прямой, а третий угол острый? Я) нет М) да Т) не знаю |
ОТВЕТ: | Ю | Р | А | ОТВЕТ: | Я | Н | А | ОТВЕТ: | Р | А | Я |