kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока математики на тему «Решение уравнений вида sin=a»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Образовательные: а) Повторить с учащимися определение и свойства функции у = sinx и ее график. б) Закрепить навыки решения простейших тригонометрические уравнений, а также уравнении, сводящихся к простейшим в результате преобразования тригонометрических выражений. 2. Развивающие: а) развитие профессиональных качеств обучающихся (умений применять полученные знания на практике); б) развитие познавательных умений и мышления (выделять главное, анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия). 3. Воспитательные: а) воспитание навыков самостоятельной работы; б) воспитание дисциплинированности; в) воспитание эстетических взглядов. ------ 4. Решение нескольких примеров на доске.(слайд 4) Пример 1 Решить уравнение: Sin x =- ?3/2 Применяя формулу получим: Знак минус можно внести в степень. Тогда получится следующая формула: Ответ: Пример 2 Решить уравнение: Sin x - ?2/2=0 Приведем уравнение к простому виду. Sin x = ?2/2 Применяя фомулу получим: Ответ: Пример 3 Решить уравнение: Sin2x -1/2=0 Приведем уравнение к виду: Sin2x =1/2 Применяя фомулу получим: Разделим все уравнение на 2. Ответ:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методич разраб урРешение sinx=a»


Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






Методическая разработка

урока математики

на тему

«Решение уравнений вида sinx=a».






Выполнил:

преподаватель математики

первой квалификационной категории

Заварзина В.Г.




Липецк 2015 г.

Тема урока:


Решение уравнений вида sinx = a. “


Цели урока:

1. Образовательные:

а) Повторить с учащимися определение и свойства функции у = sinx и ее график.

б) Закрепить навыки решения простейших тригонометрические уравнений, а также уравнении, сводящихся к простейшим в результате преобразования тригонометрических выражений.

2. Развивающие:

а) развитие профессиональных качеств обучающихся (умений применять полученные знания на практике);

б) развитие познавательных умений и мышления (выделять главное, анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия).

3. Воспитательные:

а) воспитание навыков самостоятельной работы;

б) воспитание дисциплинированности;

в) воспитание эстетических взглядов.

Тип урока: повторение

Методические приемы: -практический- решение задач

Межпредметные связи: химия-физика- производственное обучение.

Оборудование и наглядные средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, задачник “Алгебра и начала математического анализа” (профильный уровень часть 1) под редакцией А. Г. Мордковича .

Методическая цель: активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Подготовка учащихся к уроку (проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей)

Сообщение темы и целей урока.(слайд 1,2)


Эпиграф к уроку : ”Изучать что-либо и не задумываться над выученным - абсолютно бесполезно.

Задумываться над чем-либо, не изучив

предварительно предмет раздумий-

опасно.” Конфуций.(слайд 3)


В наших домах, в транспорте, на заводах - всюду работает электрический ток.

Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.

Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.

Тригонометрические уравнения имеют применение во многих науках: химии, физики, биологии….

Этот урок- первый шаг к изучению тригонометрических уравнений.

2. Проверить домашнее задание по вопросам.(даны подробные ответы)

a) Дайте определение функции sinx.

Q(a; b)

Для любого действительного числа х можно провести радиус OQ этого круга, образующий с осью абсцисс угол, радианная мера которого равна числу х (положительным считается направление поворота против хода часовой стрелки).

Рис.1

х







Пусть конец единичного радиуса OQ, соответствующего углу х,

совпадает с точкой Q(a;b) окружности; тогда координаты (a;b) точки Q называют координатами конца радиуса, соответствующего углу х.

Определение. Число, равное ординате конца единичного радиуса, соответствующего углу х, называется синусом угла х и обозначается sinx.

Поскольку каждому значению величины угла х на тригонометрическом круге соответствует единственная точка Q(a;b) такая, что радиус OQ образует угол х с осью абсцисс, то введенное отображение y = sinx является функцией.

б) Какая область определения функции?

Область определения функции y = sinx – множество действительных чисел. Пишут D(sin) = R.

в)Какая область значений функции?

E(sin) = [-1;1]. Значение ординаты b будет синусом угла, образованного положительным направлением оси абсцисс и радиусом, соединяющим центр окружности и построенную точку.

г) Назовите периодичность функции.

Наименьший положительный период функции равен 2π . Докажем, что это наименьший положительный период. Рассмотрим значение функции y = sinx, равное единице. Оно достигается, только если х = π/2 + 2πn, n є Ζ. Следовательно, никакое число, меньшее 2π не может быть периодом.

д) Что мы имеем: четность или нечетность?

M(a,b)

Рассмотрим (рис.2) точки M и N, соответствующие на тригонометрическом круге углам х и –х. Поскольку всякий круг симметричен относительно любой прямой, проходящей через его центр (а ось Оx является такой прямой), и равные по величине углы при симметрии переходят в равные углы, то точки M и N симметричны относительно оси Оx, следовательно, их ординаты противоположны. Это означает, что для любого значения х выполнено

sin(-x) = -sinx, т. е. функция y = sinx является нечетной.

е) Какие точки пересечения графика с осями координат?

N(a;-b)

График пересекает ось Ох в точках с абсциссами, определяемыми уравнением sinx=0, т. е.

Рис.2

х = πn, n є Ζ; график пересекает ось Оу в точке с ординатой,

определяемой равенством y = sin0, т.е. у = 0.

ж) Назовите промежутки знакопостоянства функции.

Так как ординаты точек, лежащих в верхней полуплоскости, положительны, а точек, расположенных в нижней полуплоскости, отрицательны, то sinx 0 при

х є (2πk; π + 2πk), k є Ζ; sin x

з) Назовите наибольшее и наименьшее значение.

Наибольшее значение, равное 1, достигается при х = π/2 + 2πn, n є Ζ ; наименьшее значение, равное -1, достигается при х = - π/2 + 2πn, n є Ζ ;

и) Назовите интервалы возрастания и убывания.

Функция не является монотонной на всей области определения; она является монотонной на отрезках: возрастает при х є ( - π /2 +2πk; π /2 + 2πk), k є Ζ; убывает при

х є (π /2+ 2πk; 3π /2 + 2πk ), k є Ζ .

к) Есть ли асимптоты. График функции асимптот не имеет.

3. Повторение.


Решение уравнения sin х = а.

Поскольку по определению синусом угла называется ордината точки, лежащей на окружности единичного радиуса, то для решения уравнения

sin x =a надо найти на окружности все точки имеющие ординату a, т.е. лежащие на прямой y = a. По теореме о взаимном расположении прямой и окружности на плоскости заключаем, что при |a| 1 прямая и окружность общих точек не имеют, следовательно и рассматриваемое уравнение не имеет решений. Если |a| = 1, то прямая y = a касается окружности, т.е. имеет с ней ровно одну общую точку C. Наконец, если |a| sin x = a вводят понятие арксинуса числа a. Чтобы однозначно определить угол, соответствующий числу а, приходится требовать выполнения дополнительного условия, например, чтобы этот угол принадлежал интервалу [-π /2; π /2].

Определение. Арксинусом числа а, а є [-1;1], называется такое число х, принадлежащее отрезку [-π /2; π /2], синус которого равен а. Это число обозначается arcsin a.

Учитывая периодичность функции y = sin x, получим серию решений

x = arcsin a + 2πk, k є Ζ .

Точка В, как отмечалось, симметрична точке А относительно оси Оу, поэтому ей соответствует угол х2 = π − arcsin a, поэтому можно записать вторую серию решений

x = π − arcsin a + 2πk, k є Ζ .

Других решений рассматриваемое уравнение иметь не может, поскольку противное означало бы, что окружность и прямая пересекаются более чем в двух точках.

Для сокращения записи две полученные серии решений обычно объединяют в одну

x = (-1) arcsin a + πk, k є Ζ .

При четных значениях k эта формула соответствует первой серии решений; при нечетных — второй.

4. Решение нескольких примеров на доске.(слайд 4)

Пример 1

Решить уравнение:

Sin x =-

Применяя формулу получим:

Знак минус можно внести в степень. Тогда получится следующая формула:

Ответ:

Пример 2

Решить уравнение:

Sin x - =0

Приведем уравнение к простому виду.

Sin x =

Применяя фомулу получим:

Ответ:

Пример 3

Решить уравнение:

Sin2x -=0

Приведем уравнение к виду:

Sin2x =

Применяя фомулу получим:

Разделим все уравнение на 2.

Ответ:

Пример 4

Решить уравнение:

Sin2x= 5

Данное уравнение решений не имеет.

Ответ: решений нет.

Пример 5.

Решить уравнение sin(π /6 – 2x) = √3 /2.

Имеем π /6 – 2x = ( - 1) arcsin √3 /2 + πk.

Так как arcsin √3 /2 = π /3,

то

π /6 – 2x = ( - 1) π /3 + πk,

откуда х = - ( - 1) π /6 + π /12 + πk /2,

или

х = (-1) π /6 + π /12 (6k + 1), k є Ζ.

Пример 6. Решить уравнение (1-sinx)(tg x-3) = 0.

Найдем значения х, удовлетворяющие каждому из уравнений 1-sinx = 0 и tg x-3 = 0; если sinx = 1,то получим

x = π /2 + 2πk, k є Ζ; (1)

если tg x = 3, т. е. tgx = ±√3, то

x = ±π /3 + πn, n є Ζ. (2)

Однако было бы ошибочным считать ответом объединение решений (1) и (2).

Ответом является только второе решение x = ±π /3 + πn, n є Ζ.

Пример 7

sinx = 0,3

Решение: х = (-1)narcsin 0,3 + πn,    n  Z

Самостоятельная работа.(слайд 5)

I Вариант.

  1. Sin x =

  2. Sin 2x =

  3. Sin x =

  4. 2Sin =

II Вариант.

  1. Sin x = 1

  2. Sin x =- 1

  3. Sin =-2

  4. 2Sin =

(Обучающиеся делают работу на листочках и сдают на проверку)_

  1. Заключение урока.

Итог урока. Рефлексия. Оценки за урок. Вы сегодня решали тригонометрические уравнения. Что это за уравнения? Какой вид тригонометрических уравнений вы изучили?

Объявление отметок.

6. Домашнее задание из задачника № 22.8 (а,б)

Спасибо за урок!













Список литературы:


1. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003.

2. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2004.

3. Алгебра и начала математического анализа. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных . учреждений (профильный уровень)/А.Г. Мордкович и др. ; под редакцией А.Г. Мордковича—7-е изд., стер.—М.: Мнемозина, 2010.

4. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2003.

5. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2003.

6. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/ М.Л. Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. – 3-е изд. – М.: 1996. – 271 с.: ил.











Просмотр содержимого презентации
«През sinx=a»

Тема урока :

Тема урока :

  • Решение уравнений
  • вида sinx = a. “
Цели урока:

Цели урока:

  • а) Повторить с учащимися определение и свойства функции у = sinx и ее график.
  • б) Закрепить навыки решения простейших тригонометрические уравнений, а также уравнении, сводящихся к простейшим в результате преобразования тригонометрических выражений.
” Изучать что-либо и не задумываться над  выученным - абсолютно бесполезно.  Задумываться над чем-либо, не изучив  предварительно предмет раздумий-  опасно.”
  • ” Изучать что-либо и не задумываться над
  • выученным - абсолютно бесполезно.
  • Задумываться над чем-либо, не изучив
  • предварительно предмет раздумий-
  • опасно.”
из задачника № 22.8 (а,б)
  • из задачника № 22.8 (а,б)

а)sinx=

б) sinx=


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока математики на тему «Решение уравнений вида sin=a»

Автор: Заварзина Вера Геннадьевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251137


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1310 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства