Метапредметный урок "Простейшие задачи в координатах"
Метапредметный урок "Простейшие задачи в координатах"
Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме " Простейшие задачи в координатах", реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе, учебник Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов. и др. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, самостоятельная работа, использование частично-поискового, исследовательского методов обучения и умение применять полученные знания в измененной ситуации. Также предусмотрена рефлексия. Метапредметность урока позволяет формировать целостное образное видение мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок "Простейшие задачи в координатах"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50
Конспект метапредметного урока по геометрии в 9 классе.
Тема урока: «Простейшие задачи в координатах».
Учитель математики МБОУ СОШ № 50:
Шашкина Надежда Ивановна
Ульяновск- 2014
Предмет: геометрия и физика
Тема: «Простейшие задачи в координатах».
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 9
Технологии: опыт применения презентации (слайды), интерактивная доска
Аннотация: данный урок является обобщающим в системе уроков по теме " Простейшие задачи в координатах", реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе, учебник Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов. и др.- М.: Просвещение, 2000. . На уроке используются различные методы: актуализация знаний, самостоятельная работа, использованиечастично-поискового, исследовательского методов обучения и умение применять полученные знания в измененной ситуации. Также предусмотрена рефлексия. Метапредметность урока позволяет формировать целостное образное видение мира.
Цель урока:формирование восприятия единства математических моделей и физических процессов как элемента естественнонаучной картины мира. Способствовать выработке навыка при решении задач
Задачи:
Обобщить знания о функциях при решении задач из различных областей науки. Привести учащихся к пониманию значения функций в жизни человека. Подготовить учащихся к ГИА по математике, продолжить развитие познавательного интереса к изучению алгебры;
развивать умение анализировать, наблюдать, сопоставлять, логически мыслить; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частично поискового характера, мотивация учащихся на активный и творческий подход к изучению предметов естественно-математического цикла.
воспитание навыков коммуникативности в работе, умение слушать и слышать другого; воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность;
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы,мультимедиа проектор.
Актуальность использования ИКТ на уроке:
наглядность;
небольшие затраты времени на объяснение;
новизна представления информации;
оптимизация работы учителя при подготовке к уроку;
установление метапредметныхсвязей.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Сегодняшний урок хотелось бы начать со слов :Движение-это жизнь. Или с высказывания Аристотеля «Жизнь требует движения».Казалось бы: причем здесь геометрия. Попробуем найти отгадку.
Основная часть.
Ваша задача найти ключ с отгадкой. Вы его сможете найти, выполнив тестовую работу (учащимся предлагается тестовая работа на 5 минут с последующей взаимопроверкой).
1 вариант
Если А ( с,d), B ( m, n) , C ( x,y) – середина отрезка АВ, то :
а) х = ; y = .
б) х = ; y = .
в) х = ; y = .
2. Если , = к ( к не равно 0), то :
г) .
д) .
е).
3. Если , то :
з) = .
к) = .
л) = .
4. Если , , ,то :
р ) = - .
с) = + .
т) = - .
5. Если =
о) С ( b,d), D ( a,c).
п) С ( a,b), D ( c,d).
р) С ( c,d), D ( a,b).
6. Если , = 2 , то:
н) = -2.
р) = 2.
у) = 2.
2 вариант.
Если А(a,b), B (c,d), то:
а)
б)
в)
2. Если , , = + , то :
д) .
е).
ж) .
3. Если А(е,с) В( m,n) , то :
к) =
л) =
м) = .
4. Если А ( e,p), B ( m, n) , C ( ), то:
т) С – середина АВ.
у) А – середина ВС.
ф) В – середина АС.
5. Если = , то :
м) = + .
н) { , }
о) {b,a}.
6. Если ↑↓ , =, то :
п) =
р) = - 3
с) = 3 .
В ходе выполнения этой работы появляется ключевое слово «вектор» (это слово ключевое для 1 и 2 вариантов).
С понятием вектора мы знакомились на уроке геометрии. Знакомы вы с ним и на уроках физики. Ответьте, пожалуйста на вопросы:
Что мы называем вектором в геометрии? (ответ: направленный отрезок)
в чем отличие скаляра от вектора? (вопрос из физики) (ответ: скаляр - это просто величина, а вектор - величина, имеющая направление)
А девизом нашего сегодняшнего урока станет фраза: «У жизни, как и у вектора, обязательно должна быть цель, направление» (страница1,интерактивная доска)
Учащимся предлагается решить две геометрические задачи:
А) «Даны точки А(-1;-3); В(-4;3); С(5;0). Вычислите длину медианы ВМ и длину биссектрисы АК.»
(Ответ: ВМ=7,5; АК=)»
Один учащийся решает задачу у доски с комментированием. Класс работает вместе с ним.
Б) Для самостоятельного решения предлагается следующая задача:
«На диаметре АВ окружности с центром в точке О(2;-5) отмечена точка С(-1;-3) так, что она является серединой радиуса ОА. Найдите координаты концов диаметра АВ и его длину».
(Ответ: А(-4;-1) , В(8;-9), АВ=)
Ученик, решивший вперёд, кратко сообщает ход своего решения.
Учащимся предлагается решить физические задачи на перемещение:
На интерактивной доске открывается страница 2. Страницы урока заранее подготовлены учителем. Для этого сканируются карточки и фрагмент карты, используя возможности интерактивной доски, на страницах печатаются задания. Для учащихся распечатать подготовленные страницы урока.
Рисунок 3.
Учащийся у доски электронным маркером делает записи, комментируя их.
Остальные учащиеся решают эти же задачи на распечатанных заранее страницах электронного варианта урока. После решения задачи учащиеся сверяют свои решения с записями на доске (рисунок 4).
Рисунок 4
Следующая задача
Координаты можно определить, используя обычную линейку, приложив её к доске вдоль координатных осей, т.к. доска имеет твёрдое покрытие. Для учащихся, выполняющих задание на местах, выбирается другой масштаб (1см – 1км).
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Ученик решает задачу, используя инструмент «линия» (рисунок 8). Инструмент «палитра» позволяет изменять цвета линий, что делает решение задачи наиболее наглядным и понятным.
Рисунок 8
3. Заключение.
Учитель. Наш урок подходит к заключению. Я думаю, что сегодня вы не только вспомнили пройденный ранее материал, но и закрепили свои практические знания в области физики и геометрии. В заключении хочу процитировать слова неизвестного автора: «Только когда человек достигает своей цели, он понимает, что самое лучшее, что было в его жизни - это путь, который он прошел ради этой цели. Главное не цель, главное дорога к цели». Я желаю вам выбрать по жизни профессию, и твердо идти к ней своей дорогой, получая необходимые знания по учебным предметам.
В качестве награды сообщаю оценки и объявляю домашнее задание.
( Учитель даёт домашнее задание и выставляет отметки ).
№1
На рисунке показана траектория движения материальной точки из А в В. Найдите координаты точки в начале и в конце движения, проекции перемещения на оси координат.
Рисунок 9.
№2 Когда самолет находится в горизонтальном полете, подъемная сила, действующая на крылья, зависит только от скорости. На оси абсцисс откладывается скорость (в километрах в час), на оси ординат – сила (в тоннах силы). Определите по рисунку, чему равна подъемная сила (в тоннах силы) при скорости 200 км/ч? ? (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).
№3 В аэропорту чемоданы пассажиров поднимают в зал выдачи багажа по транспортерной ленте. При проектировании транспортера необходимо учитывать допустимую силу натяжения ленты транспортера. На рисунке изображена зависимость натяжения ленты от угла наклона транспортера к горизонту при расчетной нагрузке. На оси абсцисс откладывается угол подъема в градусах, на оси ординат – сила натяжения транспортерной ленты (в килограммах силы). Определите по рисунку, чему (в кгс) равна сила натяжения транспортерной ленты при угле наклона 450 ? (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).
Список литературы:
Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред. шк. / Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов. и др.- М.: Просвещение, 2012
.
Поурочные разработки по геометрии. 9 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО,2006
Даю уроки математики…: Кн. для учителя: Из опыта работы / Карп А.П. – М.: Просвещение 1992.
Фестиваль педагогических идей «Открытый класс 2004-2005 г.