Просмотр содержимого документа
«Метод потенциалов»
Занятие № 6
Тема «Построение оптимального плана перевозок»
Цель образования: Изучение распределительного метода и метода потенциалов для построения оптимального плана перевозок
Цель развития: Развитие логического мышления
Цель воспитания: Воспитание интереса к предмету, к экономическим процессам.
Решить транспортные задачи по составлению оптимального плана перевозок.
Задача № 1.
В трёх пунктах отправления А, В и С находятся соответственно 22, 18 и 15 тонн горючего. В пункты 1, 2, 3 требуется доставить соответственно 16, 26 и 12 тонн горючего. Стоимость перевозки тонны горючего из пункта А в пункты 1, 2, 3 составляют соответственно 7, 4, и 2 ден. ед., из пункта В – 1, 3, 5 ден ед., а из пункта С – 6, 9, 8 ден ед. Составьте оптимальный план перевозок горючего так, чтобы общая сумма транспортных расходов была наименьшей. Опорный план составить методом минимального элемента в таблице.
Задача № 2.
На трёх складах А, В, С находится сортовое зерно соответственно 16, 10 и 8 тонн, которое надо доставить в три пункта: пункту № 1 - 12 тонн, пункту № 2 – 8 тонн, пункту № 3 – 14 тонн. Стоимость доставки одной тонны зерна со склада А в указанные пункты соответственно равна 7, 1, 2 ден. ед., со склада В - 3, 8, 6 ден. ед., а со склада С – 4, 9, 5 ден. ед. Составить оптимальный план перевозки зерна в три пункта, минимизирующий стоимость перевозки.
Опорный план составить методом «северо – западного угла».
Задача № 3.
Завод имеет четыре цеха А, В, С и Д и три склада: №1, №2, №3. Цех А производит 54 тыс. штук изделий, цех В – 26 тыс. штук изделий, цех С -72 тыс. шт., цех Д – 12 тыс. шт. Пропускная способность складов за то же время характеризуется следующими показателями: склад № 1 – 64 тыс. шт., склад № 2 – 56 тыс. шт., склад № 3 – 44 тыс. шт. изделий. Стоимость перевозки 1 тыс. шт. изделий из цеха А в склады № 1, 2, 3 соответственно равны 2, 4, 8 ден. ед; из цеха В – 5, 7, 3 ден. ед.; из цеха С – 12, 1, 6 ден. ед.; из цеха Д – 9, 4, 14 ден. ед. Составить такой план перевозки изделий, при котором расходы на перевозку 164 тысяч штук изделий были бы наименьшими.
Опорный план составить методом минимального элемента в таблице.
Метод потенциалов.
Имея опорный план перевозок, в методе потенциалов выполняют анализ клеток матрицы плана перевозок. Все заполненные клетки матрицы перевозок называются базисными, все незаполненные клетки – свободными. Для каждой свободной клетки, аналогично распределительному методу, можно построить замкнутый контур и перераспределить ресурсы между поставщиками и потребителями. Отличие этого метода состоит в том, что определяется потенциал каждой клетки и, в зависимости от значения этого потенциала, выполняется перемещение только по одному контуру.
План перевозок будет оптимальным, если он содержит т + п положительных чисел uiи vj, которые называются потенциалами строк и столбцов соответственно. Для вычисления потенциалов в матрицу плана перевозок добавляют одну строку сверху и один столбец слева. Для определения потенциалов строк и столбцов используют формулу
ui + vj = cij,
подставляя в неё значения из базисных клеток. Для начала выполнения расчётов надо потенциал одной строки или одного столбца приравнять к нулю. Затем, используя указанную формулу, выполнить остальные вычисления. Для свободных клеток вычисляются оценки по формуле:
ui + vj - cij
Если оценки всех свободных клеток отрицательны или равны нулю, то опорный план – оптимальный. Если хотя бы одна оценка больше нуля, то относительно этой свободной клетки строят замкнутый контур и выполняют перераспределение ресурсов (аналогично распределительному методу). Если несколько свободных клеток имеют оценки, большие нуля, то замкнутый контур строят для свободной клетки с наибольшим значением оценки.
Метод потенциалов предоставляет сведения, имеет ли транспортная задача альтернативные оптимальные планы перевозок.
Если одна или несколько оценок свободных клеток равны нулю, то транспортная задача имеет альтернативные оптимальные решения
Создать оптимальный план перевозок, используя метод потенциалов, для следующих транспортных задач: