kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование проектного метода обучения в работе в профильных архитектурных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                       Есть десять человек, уверенных,                                                                                                                            что этого не может быть.

                                                                                                                         И наверняка знают это.

                                                                                                              Потом приходит один, кто этого не знает…

                                                                                                                              вот он и делает открытие.

                                                                                                                                                           Эйнштейн

"Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

Актуальность исследования

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Работа с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений в школе.

В обучении одаренных  детей ведущими являются следующие подходы в образовании:

-Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.

- Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству ). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектного метода обучения в работе в профильных архитектурных классах»

Использование проектного метода обучения в профильных архитектурных классах

В работе в профильных архитектурных классах применяется проектный метод обучения.

Предоставление возможности совершенствовать творческие способности в совместной деятельности через самостоятельную работу.

- со сверстниками

-руководителем

Проект –что это работа,

-направленная на решение конкретной проблемы,

- на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата. По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые, они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и их творческое применение в практической деятельности.

Кроме того, проектный метод имеет сходство с развивающим обучением – активно-деятельностным способом обучения, при котором ребенок сознательно и целенаправленно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.

В своей работе мы опираемся на исследовательско-творческий тип проектного обучения. Он позволяет выразить свою индивидуальность, нестандартный подход к решению проблемы и показать наглядный результат. Его цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. В нашем случае это произведения декоративно-прикладного характера, макеты.

(Приложение 1,2, 3)


Чем полезен проектный метод

Работа над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем – отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходит от учащегося: он является автором замысла и исполнителем своего проекта от начала и до конца. Учитель лишь дает советы, предоставляет информацию, подсказывает направления работы, причем ученик может и не соглашаться с ним – отстаивание собственной позиции, своей точки зрения всемерно поощряется.

Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Проектная деятельность дает ученику возможность реализовать свой познавательный мотив, так как предоставляет ему максимальную свободу выбора не только основной темы проекта, но и способов ее реализации. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приращения знаний, умений и навыков, ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной деятельности.


По словам британского психоаналитика Анны Фрейд, самым интересным объектом изучения для подростка является он сам. Поскольку исходная проблема любого проекта имеет личностно окрашенный характер, работая над проблемой, ученик получает шанс лучше понять себя, оценить свои возможности, приобретаемый академический и житейский опыт – увидеть процесс своего взросления.

Методы исследования применяемые в проектном методе обучения

-наблюдения

-тестирования

-метод проектных технологий

(проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству

Характеристики проекта:

-наличие проблемы (Личностно значимый для автора проекта)

- формулирование цели (ясная, реально достижимая цель)

- план предстоящей работы


Условия эффективного применения метода проектов:

Потребность в самопознании и самореализации – важнейшая возрастная потребность подростков, один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой другой деятельности. Поэтому работа над проектом от замысла до итога ценна для ученика лишь постольку, поскольку дает ему возможность проявить себя во всем своеобразии и неповторимости. И она будет продвигаться тем успешнее, чем более личностно значимыми будут ее цель и результат.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования, такие как:

Приведем пример. Тема:«Деревянная архитектура в нашем городе» Изучение материала по архитектуре и привязка его к настоящему времени

Проблематизация- рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы.

Рассмотрение проблемного поля- информация СМИ

-сообщения о передаче зданий в частные руки и последующая их реконструкция

-о пожарах на ул Куйбышева, Красной, где расположена преимущественно деревянная застройка

-репортаж о том, как обыкновенные люди пытаются спасти образцы деревянной архитектуры

Подпроблема- деревянная архитектура нашего города находится в плачевном состоянии.

Отсюда формулировка ведущей проблемы- найти способ сохранения памятников деревянной архитектуры.

Целеполагание- преобразование проблемы в цель деятельности

Целью нашего проекта стало- предложение по созданию в нашем городе музея деревянного зодчества под открытым небом.

Постановка задач, вытекающих из основной цели:

1 Изучение опыта других городов, где имеются подобные музеи

2 Обследование построек в центре города, где сосредоточена массовая историческая деревянная застройка.

  • Составление банка данных (фотосьемка по улицам центра города)

  • . Определение степени износа зданий

  • . Характеристика архитектурно- пространственной организации построек (изучение литературных, архивных источников)


3 Выявление наиболее значимых памятников деревянного зодчества в г. Пензе

Планирование деятельности -определение шагов и выбор методов (способов, приемов), ведущих к реализации промежуточных задач и стратегической цели

Для создания такого музея требовалось :

Задача №1

-Определение местоположения ( в исторической среде, заново построенный).

-Обоснование экономически выгодного варианта. Себестоимость нового строительства и переноса исторически ценных деревянных построек на новое место значительно дороже восстановления и реконструкции старых в исторической части города. Привлечение инвесторов к участию в проекте по реконструкции деревянных зданий для бюджета города более экономичный вариант.

Задача №2

- Сбор информации по выбранному месту (Фотосьемка, определение размеров)

-разработка проекта музея

Презентация проекта( доклад, стендовый доклад, макет)

Обсуждение проекта (выступление) Приложение 4


Обобщая вышесказанное, для эффективного использования метода проектов в работе надо:

1 вызвать у ученика личностный интерес к проекту. (наличие проблемы, которую нужно решить)

2 показать наличие результата при решении этой проблемы

3 придать ему уверенность в своих силах (не только на этапах проекта, но и при отстаивании своей точки зрения

4 приучить работать самостоятельно (Сбор информации, анкетирование, фотосьемка)

5 использовать творческий потенциал учащегося (выражение своей индивидуальности). Научить работать новыми еще не освоенными материалами.

Для учителя-художника важно распознать творческую индивидуальность каждого выпускника и бережно помочь ей проявиться и развиться. Выбирая роль, которую вы будете играть в этой работе, следует учитывать индивидуальные особенности подростка, а также те задачи обучения и воспитания, которые необходимо решить в ходе работы над проектом. Обсудите с учеником степень своего участия в проекте. Зная заранее меру своей самостоятельности и ответственности, он не будет чувствовать себя обделенным вашим вниманием, брошенным на произвол судьбы, и в то же время у него не возникнет искушения переложить работу на плечи учителя.

Согласитесь, правильно выбранная позиция учителя в значительной степени определяет успех проекта как метода обучения и воспитания.


Методические рекомендации


1. Включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

2. Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;


3. Предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

4. В максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

5. Поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

6. Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

7. Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

8. Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

9. Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

10. Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.


Заключение

В результате применения проектного метода


  1. Увеличилось количество детей, желающих заниматься творчеством, исследовательской работой.

-учащиеся 7 кл. Захрялов Антон, Кузнецов Кирилл, Кивишев Денис приняли участие в городской научно-практической конференции 2006 г. Тема доклада «Изображение человека в Древнем Египте» была взята из школьной программы по ИЗО. Ребята не только подробно раскрыли, но также сделали проект на эту тему.


  1. Повысилась качественная и количественная сторона обучения. Дети, занимающееся

проектной, исследовательской работой стараются использовать этот метод на других учебных предметах.

- Готовясь к докладам по истории родного края, дети дополнительно делали работы по темам: «Ритмы города» 2002 г. Солощенко Ольга 11 кл.

«Путеводитель по Пензе 1663-2005 год» 2005 г. Озерова Елена 9 кл.

- К школьной конференции по литературе учащиеся 10 класса Фетхуллина Юлия,Демкина Анастасия, оформляя материал по теме «Театр 20-х годов», совместно с учителем ИЗО сделали проект на эту тему (2010г.).


3.Увеличился процент довузовской подготовки учащихся10-11 кл.

Если в 2001 году он составлял 36 % от общего числа учащихся (25 чел.); то к 2010 г он возрос до 60 %. Дети не остаются в стороне, видя как их товарищи год от года повышают свой статус в классе.(участвуют в конкурсах, занимая призовые места; повышают уровен своей подготовки при поступлении в институт). Придя в университет, наши выпускники достаточно уверенно чувствуют себя на занятиях по спецпредметам. Участвуя в работе НОУ в школе, ребята продолжают свою научную деятельность в университете. (выпускницы лицея 2007 и 2008 г. Городнова Алина и Галина Ксения принимали участие Международной научно-практической конференции «Реабилитация жилого пространства горожанина», участие в конкурсе «Снежный городок»)


4 дети стали принимать участие в городских архитектурных конкурсах (Павлова Любовь 10 кл. конкурс на разработку лучшего проектного предложения по реконструкции здания Госцирка в городе Пензе 2002 г)

Диапазон творческих работ и проектов очень широк. Ребята пробуют свои силы

- в создании календарей ( Городнова Алина «Календарь о животных» 9 кл.2006г.; Куряева Дания «календарь об истории Наровчатского края» 11 кл. 2009,

- дизайне деталей интерьера (Рожкова Анна «античные вазы» 11 кл. 2006г.,- исследовательских работ по истории родного края (Панкова Ирина «Архитектура Вадинского района 2008г.)- дизайне детских площадок : модульные формы ( Гладкова Наталия «Павильон сказок» 11 кл.2002г; Мусина Ирина детская площадка «Зоопарк» 10 кл. 2007г.- разработке фирменного знака «ЛАД» Миронова Светлана 11кл. 2002

- дизайне костюма Якупова Гуля 10кл. 2006 г.

- проектах музея под открытым небом Уткина Мария 11кл. 2010г.; выставочном павильоне Федотова Татьяна 11 кл.2010г.; физкультурно-оздоровительного комплекса Сухова Олеся 10 кл. 2010 г

Результаты работы методом проектов за 2002-2010 годы показаны в Приложении1




Список литературы


1 «Психология искусства» Л. С. Выготский


2 Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы/Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: Просвещение, 2005.


3 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - РГУ, 1983


4 Власова Л.Н. Метод проектов – действенное средство саморазвития учащихся Л.Н. Власова//Современная школа на пороге ХХI века: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область «Технология». - 2000.-Вып.1


5 Лейтес Н.С. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности / Н.С. Лейтес// Учителю об одаренных детях / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: ИНФРА, 1997


6 Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2004.
















Исследовательско-творческий тип работы.

Проект «Архитектурная мода»

  1. Анализ стилей архитектуры.

  2. Эскизирование

3. Моделирование костюма

4.Технология изготовления

5. презентация и защита проекта Показ костюмов

на открытии научно-практической конференции 2008г

-участие в выставках

-Грамота управления образования г. Пензы 2007г.

-Гран-При Всероссийского конкурса им. В.Е.Татлина









































Исследовательско-творческий тип работы


Проект «Использование античных мотивов в проектировании складчатых поверхностей»


  1. Анализ архитектуры Греции и Рима

  2. Моделирование поверхностей по мотивам древнегреческих ваз

  3. Выполнение в чистовом варианте

  4. Нанесение элементов декора на получившиеся вазы

  5. Презентация

  6. Защита проекта

-Грамота управления образования г. Пензы 2007г.

-Диплом «Зодчество-2006» на всероссийской выставке в Москве


Результаты работы с детьми


-Повышение самооценки

-Самостоятельность в работе

-Обучение новым технологиям работы с бумагой


































Исследовательско-творческий тип работы

«Проект-предложение музея деревянного зодчества под открытым небом в г. Пензе»

  1. Сбор информации

  2. Анализ состояния деревянной архитектуры в г. Пензе

  3. Предпосылки создания музея в нашем городе

  4. Создание проекта

  5. Презентация

  6. Защита проекта


Работа получила 1 место на городской научно-практической конференции учащихся

и Серебряный диплом на Международном конкурсе «Зодчество-2011»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Использование проектного метода обучения в работе в профильных архитектурных классах

Автор: Барбе Анастасия Сергеевна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства