ТЕМА УРОКА:
Вычитание вида 12 -
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ» Помарская СОШ»
Сергеева Любовь Михайловна
Аннотация.
Тема урока: Вычитание вида 12 -
Класс: 1 в класс
Место урока в системе обучения: первый урок по данной теме.
Форма урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Дать понятие о различных способах (приёмах) вычитания чисел с переходом через десяток.
Задачи урока:
Обучающая: Познакомить с новыми приёмами вычитания чисел с переходом через десяток.
Развивающая: Развивать умение находить удобные способы вычитания.
Продолжить работу над общим и математическим развитием детей.
Воспитательная: Создавать условия для воспитания коммуникативных качеств личности.
Оборудование: Учебник «Математика» для 1 класса 2 часть (авт.М.И Моро, С.И.Волкова); карточки для работы в паре, таблицы с приёмами вычитания чисел с переходом через десяток.
Форма подведения итогов урока: фронтальная.
Форма оценивания учебных достижений учащихся: словесное поощрение.
Урок организован в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, способствует реализации деятельностного подхода. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, группируют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувства ребенка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися.
В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый, метод критического мышления. Каждый ребёнок был вовлечён в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний, что оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов ребёнка.
В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника и воспитанию коммуникативных качеств личности.
Урок математики
Цели: формировать универсальные учебные действия:
•
познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).
•
коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
•
регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
•
личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Образовательные цели:
•
познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 - ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.
•
способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Ход урока.
1.
^ Мотивация к учебной деятельности.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
- Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех».
-Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
2.
^ Актуализация знаний учащихся и способов предыдущей работы.
1.На доске:
..
...
- Посмотрите на доску. Что вы видите?
Мы сегодня на уроке эти точки «превратим» в замечательную фигуру. Для этого мы должны выполнить все задания.
2.Устный счёт. Нумерация двузначных чисел.
На доске: 7 5 3 2 1
-Внимательно рассмотрите данные числа. Что вы можете о них сказать?
(это однозначные числа, записаны в порядке убывания, чётные, нечётные)
-Составьте и запишите из этих цифр двузначные числа, в которых 1 десяток
(17 15 13 12 11)
-Как мы называем эти числа? (Числа второго десятка)
-Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
-Молодцы! Мы имеем право соединить первые 2 точки.
^ 3.Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос)
- Состав, каких чисел мы уже с вами рассматривали?
- Зачем надо знать состав чисел?
-Давайте вспомним, как получить число 12.
Составьте различные равенства к записи:
На доске: + =12
( 9+3,8+4, 7+5, 6+6)
Можем ли мы составить обратные действия к данным? (да)
-Всегда ли? (да, по сумме можно всегда найти разность)
-Какие выражения вы можете составить к данному равенству: 9 + 3? Запишите.
12-3=9
12-9=3
Какие знания нам пригодились при решении таких примеров?
(таблица сложения)
-Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
- Теперь смело соединяем 2-ю точку с 3-ей.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать. 2
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
^ 5.Решение проблемы.
- А если ты забыл состав числа, какой приём нам поможет сосчитать?
Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?
( Да, вычитание по частям)
-Определите тему урока 12-
-Какие задачи мы поставим на уроке?
-Запишите разность: 12-4
- Объясните второй приём решения. (Алгоритм решения)
^ Работа в паре.
-Решите другие равенства таким же способом.
(12-5 12-6)
Проверка.
- Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?
(Да. 12-5, 10-5+2)
Оцените себя:
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
- Вы постарались, соединим 3-ю точку с 4-ой.
^ 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Можем ли мы решить другие примеры применяя эти способы решения? Попробуйте решить эти примеры тем способом, который вам больше понравился. Можете воспользоваться алгоритмом решения в учебнике на стр.84 (вверху)
13- 4
14- 6
-Проверка. (См приложение1) 3
- Каким способом вы решили? Почему?
-Состав, каких чисел вам надо было вспомнить? (13,14)
Оцените себя:
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
Выполнили и это задание. Соединим 4-ю точку с 5-ой.
^ 7. Работа с геометрическим материалом.
- Какую фигуру получили? (Ломаную линию.) Докажите?
(Ломаная линия - геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединённых своими концами.)
- Что можете сказать об этой ломаной? ( Она состоит из 4 звеньев, незамкнутая.)
Работа в паре по карточке. (См приложение 2)
- Постройте ломаную из 2-х звеньев, длина, которой равна 12 см.
( Дети строят ломаную, затем называют свои варианты: 9 см и 3 см, 8 см и 4 см, 6 см и 6 см).
- Что мы повторили этим заданием? (Состав числа 12.)
Оцените своего соседа по парте.
^ Подведение итогов урока.
- Посмотрите на ломаную, которую мы построили вместе. Чем она замечательна?
(Ломаная похожа на букву «М»)
- Как вы думаете, что же я хочу сказать вам этой буквой? (Молодцы!)
- Нарисуйте в тетради линеечку успеха.
^ 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- А теперь продолжите фразы:
-Сегодня я узнал…
-Теперь я могу…
- Я попробую…
- Спасибо за урок!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Продолжить работу над общим и математическим развитием детей.
Воспитательная: Создавать условия для воспитания коммуникативных качеств личности.
Оборудование: Учебник «Математика» для 1 класса 2 часть (авт.М.И Моро, С.И.Волкова); карточки для работы в паре, таблицы с приёмами вычитания чисел с переходом через десяток.
Форма подведения итогов урока: фронтальная.
Форма оценивания учебных достижений учащихся: словесное поощрение. Урок организован в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, способствует реализации деятельностного подхода. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, группируют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувства ребенка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися.
В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый, метод критического мышления. Каждый ребёнок был вовлечён в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний, что оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов ребёнка.
В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника и воспитанию коммуникативных качеств личности.
Урок математики
Цели: формировать универсальные учебные действия:
познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).
коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Образовательные цели:
познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 - ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.
способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Ход урока.
^ Мотивация к учебной деятельности.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
- Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех».
-Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
^ Актуализация знаний учащихся и способов предыдущей работы.
1.На доске:
. .
. . .
- Посмотрите на доску. Что вы видите?
Мы сегодня на уроке эти точки «превратим» в замечательную фигуру. Для этого мы должны выполнить все задания.
2.Устный счёт. Нумерация двузначных чисел.
На доске: 7 5 3 2 1
-Внимательно рассмотрите данные числа. Что вы можете о них сказать?
(это однозначные числа, записаны в порядке убывания, чётные, нечётные)
-Составьте и запишите из этих цифр двузначные числа, в которых 1 десяток
(17 15 13 12 11)
-Как мы называем эти числа? (Числа второго десятка)
-Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
-Молодцы! Мы имеем право соединить первые 2 точки.
^ 3.Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос)
- Состав, каких чисел мы уже с вами рассматривали?
- Зачем надо знать состав чисел?
-Давайте вспомним, как получить число 12.
Составьте различные равенства к записи:
На доске: + =12
( 9+3,8+4, 7+5, 6+6)
Можем ли мы составить обратные действия к данным? (да)
-Всегда ли? (да, по сумме можно всегда найти разность)
-Какие выражения вы можете составить к данному равенству: 9 + 3? Запишите.
12-3=9
12-9=3
Какие знания нам пригодились при решении таких примеров?
(таблица сложения)
-Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
- Теперь смело соединяем 2-ю точку с 3-ей.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать. 2
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
^ 5.Решение проблемы.
- А если ты забыл состав числа, какой приём нам поможет сосчитать?
Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?
( Да, вычитание по частям)
-Определите тему урока 12-
-Какие задачи мы поставим на уроке?
-Запишите разность: 12-4
- Объясните второй приём решения. (Алгоритм решения)
^ Работа в паре.
-Решите другие равенства таким же способом.
(12-5 12-6)
Проверка.
- Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?
(Да. 12-5, 10-5+2)
Оцените себя:
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
- Вы постарались, соединим 3-ю точку с 4-ой.
^ 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Можем ли мы решить другие примеры применяя эти способы решения? Попробуйте решить эти примеры тем способом, который вам больше понравился. Можете воспользоваться алгоритмом решения в учебнике на стр.84 (вверху)
13- 4
14- 6
-Проверка. (См приложение1) 3
- Каким способом вы решили? Почему?
-Состав, каких чисел вам надо было вспомнить? (13,14)
Оцените себя:
Зеленый - «Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
Выполнили и это задание. Соединим 4-ю точку с 5-ой.
(Ломаная линия - геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединённых своими концами.)
- Что можете сказать об этой ломаной? ( Она состоит из 4 звеньев, незамкнутая.)
Работа в паре по карточке. (См приложение 2)
- Постройте ломаную из 2-х звеньев, длина, которой равна 12 см.
( Дети строят ломаную, затем называют свои варианты: 9 см и 3 см, 8 см и 4 см, 6 см и 6 см).
- Что мы повторили этим заданием? (Состав числа 12.)
Оцените своего соседа по парте.
^ Подведение итогов урока.
- Посмотрите на ломаную, которую мы построили вместе. Чем она замечательна?
(Ломаная похожа на букву «М»)
- Как вы думаете, что же я хочу сказать вам этой буквой? (Молодцы!)
- Нарисуйте в тетради линеечку успеха.
^ 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- А теперь продолжите фразы:
-Сегодня я узнал…
-Теперь я могу…
- Я попробую…
- Спасибо за урок!
4
Оценочный лист практических работ на уроке.
Самостоятельная работа
Оценка выполнения
Нахождение разности разными способами:
13- 4
14- 6
Все учащиеся справились с данным заданием. 7 человек выбрали 1-й способ (таблицу сложения), 9 человек выбрали 2-й способ (вычитание по частям), 7 человек выбрали 3-й способ (разложение на сумму разрядных слагаемых), 2 человека решили и 2-ым и 3-им способом.
2.Работа в группах по карточке.
С этим заданием справились все ученики.
Практические работы, проведённые на данном уроке, показали, что дети различают понятия «разность» и «сумма», «ломаная линия»; знают названия компонентов при вычитании, связь сложения и вычитания; усвоили новый материал: поняли, как находить разность с переходом через десяток разными способами.
Кроме этого задания в группах влияют на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Приложение 1.
^ Первый способ.
Если ты знаешь таблицу сложения, то легко сразу решить, что
13-4 = 9, а 13 – 9 = 4
Второй способ.
Вычитаем по частям.
Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10: 13 – 3 = 10
Вспоминаем, что 4 – это 3 и 1
Короче можно записать так:
13-4 = 9
3 1
Третий способ.
Представим число 13 в виде суммы разрядных слагаемых
10 и 3.
2.Из десяти вычитаем данное число 4,
3.К неполной разности добавляем число единиц уменьшаемого, получаем результат вычислений.
Короче можно записать так:
13 – 4 = 9
10 3
^ Самоанализ урока
математики в 1в классе
по теме «Вычитание вида 12 - ».
Анализ цели урока.
Тема урока соответствует программе по математике в 1 классе.
Цели урока -1) образовательная: познакомить с новыми приёмами вычитания чисел с переходом через десяток;
развивать логическое мышление; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы;
3) воспитательная: создавать условия для воспитания коммуникативных качеств личности.
Форма урока: комбинированный с использованием практической работы учащихся исследовательского характера.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
На первом этапе в процессе повторения для активизации познавательной деятельности проведен фронтальный опрос учащихся по вопросам, подводящим к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
На втором этапе учащиеся самостоятельно сформулировали тему и задачи урока, проведена небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. Для установления свойств ломаной линии учащимися проведена практическая работа исследовательского характера, сделаны самостоятельные выводы с записью на карточке.
Закрепление было проведено в виде самостоятельной работы по решению примеров ещё ранее не решаемых, по изученному на уроке алгоритму нахождения разности.
Форма подведения итогов урока: фронтальная.
Форма оценивания учебных достижений учащихся: словесное поощрение.
Считаю, что цели я достигла, так как дети усвоили алгоритм нахождения разности с переходом через десяток, научились применять удобные способы вычитания.
Мотивация деятельности учащихся была высокой, работа детей была направлена на конечный результат и оценена по достоинству.
^ Анализ структуры и организации урока.
Этапы урока имели логическую последовательность, изучение материала происходило от простого к сложному, от наблюдений к умозаключениям.
Время было распределено целесообразно.
Рабочее место ученика было организовано рационально: у каждой пары учащихся были необходимые учебные принадлежности: линейка, таблица сложения, алгоритмы нахождения разности, карточки для работы в группе, рабочие тетради. Процессу мышления учащихся способствуют наглядные демонстрационные пособия.
Положительная эмоциональная направленность в начале урока создала
непосредственную рабочую обстановку. Но в то же время четкая цель настроила учащихся на рабочий лад.
План урока выполнен полностью.
^ Анализ содержания урока.
Урок организован в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, способствует реализации деятельностного подхода. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, группируют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувства ребенка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися.
^ Анализ методики проведения урока.
Выбранная форма урока – комбинированный с использованием практической работы учащихся исследовательского характера – соответствует возрастным особенностям детей.
В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый, метод критического мышления. Каждый ребёнок был вовлечён в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний, что оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов ребёнка.
В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника и воспитанию коммуникативных качеств личности.
Анализ работы учащихся на уроке.
Урок прошел в положительной эмоциональной обстановке и рабочей атмосфере. Общаться с детьми было легко, дети были благоприятно настроены, понимали меня. В конце урока дети анализируют свою работу, выделяют в ней наиболее значимые моменты своего труда. Это создает ценность урока. Вся практическая работа выполнена на отлично.
В целом мне понравилось общение с этим классом, и результатом я довольна.