Просмотр содержимого документа
«Математика .Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого »
Урок 22
09.10.14
ТЕМА: Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого (с. 25).
Цели: познакомить детей с новым типом задач; совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины; развить логическое мышление.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
Великое дело - задачи решать!
Быстро складывать и вычитать,
Чертить, преобразовывать, рассуждать.
Устный счет
- В стране «математика» переполох, правила потерялись. Помогите навести порядок, найдите вторую половинку. Запись на доске или листах ватмана:
Чтобы найти неизвестное сла
...разности прибавить вычи
гаемое, надо от...
таемое.
Чтобы найти неизвестное вы
...10 мм.
читаемое, надо от...
... 100 копеек.
Чтоб найти неизвестное уменьшаемое, надо к...
.. .суммы отнять известное слагаемое.
1 рубль равен...
...10 дм.
1 м равен...
...100 см.
100 мм - это...
.. .уменьшаемого отнять раз
1 см равен...
ность.
Логическая задача
- Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата:
- Найдите ошибку, докажите, что вы правы:
54-4 = 50 15 -7 = 6
9 + 8=16 13-9 = 5
3 + 60 = 93 86 - 6 = 26
Индивидуальные задания
Карточка 1
Вместо точек вставь пропущенные знаки действий:
.8=15 54...4 = 50
.4 = 8 30...20 = 50
.5 = 15 6...50 = 56
14 ... 5 = 9 100 ... 10 = 90
Карточка 2
а) Запиши третье число, которое следует за числом 35.
б) Запиши данные числа в порядке возрастания: 25, 57, 14, 6, 39, 98, 100.
в) Замени суммой разрядных слагаемых числа 51, 84, 27.
Карточка 3
Сравни и поставь знаки «», «=»:
30 см * 3 дм 5 см 80 мм * 8 см
55 см * 5 дм 70 мм * 8 см
9 м * 90 дм 10 м * 10 см
Карточка 4
Реши задачу:
На взлетной полосе стояло несколько самолетов, после того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолетов. Сколько самолетов на взлетной полосе было сначала?
Выполни схему или запиши кратко. Запиши решение.
В то время как четверо учеников выполняют индивидуальные за- дания, остальные проверяют домашнее задание.
Задачи на развитие логического мышления
В село прибыли в одно и то же время «Нива-Шевроле» и «Опель». Какая машина раньше вышла из города, если «Опель» ехал медленнее «Нивы-Шевроле»? («Опель» выехал раньше).
Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба была поймана рань ше всех? Можно ли сказать, какая рыба была поймана позже всех? (Щука, ерш и окунь могут быть пойманы одновременно, так как распределение времени ведется относительно щуки).
Как изменить условие задачи, чтобы в решении рыоак ерша поймал последним? (Изменить предложение: «А ерша поймал позже, чем окуня».)
Что значит «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»? (Уменьшаемое - число, из которого вычитают; вычитаемое - число, которое вычитают; разность - результат-остаток, то, что осталось.)
Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого? (Нет, не сможем вычесть.)
Как можно найти наименьшее число вычитаемое, если известны уменьшаемое и разность? (Из уменьшаемого вычесть разность.)
Карточка Помогайка:
Все демонстрируется на палочках.
№ 1, с. 25
Прочитайте задачу. Выделите условие, вопрос.
Найдите главные, опорные, слова.
Запишите условие задачи кратко.
Было -10 к.
Взяли - ?
Осталось -6 к.
Какое число самое большое? (10.)
Что с карандашами сделали? (Взяли, убрали, уменьшили количество.)
Что значит «взяли»? (Вычли.)
Как назовем неизвестное число? (Вычитаемое.)
Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность, остаток.)
Запишите решение задачи.
Как задачу изобразить на схеме? Объясните.
Что обозначим целым отрезком? {10, сколько было.)
Сколько выделим частей? (2.)
Что скажете о них? {Одна известна -6 к., а вторая неизвестна.)
Проверьте ваше решение на палочках.
Физкультминутка
Закрепление изученного
Составьте условие задачи по второй схеме. Каким будет вопрос задачи? Решите задачу устно.
№ 3, с. 24 - выполняется самостоятельно, после записи задачи кратко (под руководством ученика) и составления схемы.
Всего - 16 кг
Груши -?
Яблоки -10 кг
Возможен вариант выполнения схематического рисунка.
Далее решение задачи объясняется в парах.
Что вы скажете о решении этой задачи и задачи о карандашах? {Оберешаются вычитанием.)
Это задачи одного типа? {Нет, в первой неизвестно вычитаемое, а во второй - слагаемое.)
Работа над пройденным материалом
Выполняется самостоятельно с взаимопроверкой.
№ 4, с. 25 - выполняется по вариантам.
Вариант I - 1 столбик.
Вариант II - 2 столбик.
Два ученика работают на переносных или откидных досках. Работа проверяется коллективно.
Для индивидуальной работы предложить детям задания № 8, 9 на с. 28 в тетради на печатной основе.