Математика 1 класс. Учитель: Костромина Светлана Валентиновна
Тема: «Уравнение».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели:
Оборудование: презентация, карточки с примерами, плакат с планом решения уравнений.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке я хочу вас пригласить в путешествие, а куда и на чём мы сейчас узнаем.
Загадка:
Ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет. (Ракета)
-Откройте тетради. В тетрадях вы видите точки, которые надо соединить по порядку.
-Что же у нас получилось? (ракета)
-Итак, мы отправляемся в космическое путешествие на ракете.
-Если вы правильно решите задачу, то узнаете номер нашей ракеты.
3 орешка бурундук
Положить хотел в сундук.
Только он не утерпел
И один орешек съел.
Съел один орешек только
Наш красавиц бурундук
Ты ответь орешков сколько
Он положит в свой сундук? (2)
-Какой номер нашей ракеты? (2)
- Решите ещё одну задачку и тогда узнаете, в какое время мы отправимся в путь.
4 улитки гуляли по саду.
Вдыхали улитки ночную прохладу.
Гуляли улитки всю ночь до зари.
Одна потерялась, а сколько их осталось? (3)
-Каково время отправления? (3)
-Решив ещё одну задачку, узнаем, сколько планет посетим.
Торговал баран на рынке,
Продавал баран корзинки.
6 корзинок продавал
И жевал, жевал, жевал.
Двух корзинок больше нет,
Сколько пишем мы в ответ? (4)
-Сколько планет мы с вами посетим? (4)
(Вывешиваются цифры, записанные в клеточках, в порядке решения задач)
2 3 4
-В какой последовательности стоят цифры? (в порядке возрастания)
- В этой последовательности пропишите цифры в своей тетради через клеточку до конца строки.
2 3 4 и т. д.
Физминутка.
- Все мы заняли места на космическом корабле, проверили посадку.
Я желаю вам приятного полёта. С огромной скоростью наш корабль перенёс нас на планету «Составляй–ка».
-Нас встретил добродушный житель этой планеты Пак.
-Он приготовил для нас задание. Итак, будьте внимательны!
-Ребята, что является в каждом равенстве частями, а что целым? Почему?
2 + 5 = 7 7 – 5 = 2
5 + 2 = 7 7 – 2 = 5
Вывод: -Что надо сделать, чтобы найти часть? Ч = Ц - Ч
-Что надо сделать, чтобы найти целое? Ц = Ч + Ч
-Как вы считаете, справились с заданием?
Житель планеты Пак вас хвалит и просит помочь другу, который живёт на планете « Узнавай-ка».
III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
-Давайте отправимся на ракете и узнаем кому нужна помощь?
-Нас встретил на планете «Узнай-ка» робот Роберт. Он просит нас разобраться в следующей записи:
3 + = 8 - 3 = 4 (презентация)
-Какую запись вы видите? (Равенство)
-Почему? (Знак равно)
-Что в данном равенстве неизвестно?
-Чем являются известные оставшиеся цифры?
-Как вы думаете, как можно назвать равенство с одним неизвестным? (Ответы детей)
Вывод: В математике такие равенства называются – уравнения.
Уравнение - равенство содержащее неизвестное.
-Ребята, раньше это понятие вам было известно?
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Уравнение)
-Значит, какая цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться решать уравнения, не только решать, но записывать и читать правильно уравнения).
-Ребята, посмотрите, может быть пустой квадрат чем-то заменить, для того, чтобы нам было удобно читать и писать равенства?
(Появляется 3 варианта ответа - дом, цветок, буква)- презентация.
- Чем можно заменить неизвестное число?
- Как вы думаете, что бы выбрали математики?
Вывод: Для записи неизвестного числа в математике используют латинские буквы
Х (икс); У(игрек) и др.
-Давайте научим робота читать и записывать правильно уравнения.
(Записываем в данные уравнения Х, У и получаются уравнения, которые записываем в тетрадь и проговариваем).
3 + Х =8 У - 3 = 4
- Какую помощь мы оказали роботу Роберту, чему он от нас научился и что нового узнал (понятие – уравнение, лат. буквы Х и У, Читать и записывать уравнения).
Он вас благодарит, а мы летим дальше.
Мы приземлились на планету «Решай-ка»,где живёт житель Чик. У него записаны
наши уравнения, но он не знает, что сними надо делать. Поможем ему?
-Ребята, а что теперь надо сделать с уравнением?
-А что значит решить уравнение? (найти неизвестное число).
- Давайте составим план решения уравнения:
сложение Определи действие вычитание
какое место занимает
часть неизвестное целое
как найти неизвестное
надо сложить
надо из целого части
вычесть часть
( параллельно записываем результат в тетради Х = 5, У = 7)
-Для чего мы составили план?
-Как будем работать по нему?
-Какую помощь мы смогли оказать Чику, жителю планеты «Решай-ка»?
-Мы с вами помогли Чику и отправляемся на планету «Закрепляй-ка».
IV. Первичное закрепление.
-Жители этой планеты умеют решать уравнения, давайте проверим, а правильно ли они их решают?
-Открыли учебники на стр.61 № 4 (устно).
3 + Х = 4 У – 3 = 4
Х = 7 У = 7
- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в решении уравнения?
-Жители планеты думали, что умеют решать уравнения, но ошиблись.
-Ребята, как думаете, вы научились решать уравнения?
V.Самостоятельная работа.
-Теперь жители планеты «Закрепляй-ка» хотят проверить, как вы научились решать уравнения.
Они прислали вам звёздочки, на которых написаны 2 уравнения.
Ваша задача – найти неизвестное число в каждом из уравнений.
6 + Х = 8 Х = 2
У – 2 = 4 У = 6
- Давайте проверим, у кого ответы совпали с ответами на слайде, те ребята поднимите руку и закрасьте лучик звёздочки красным цветом, кто смог решить одно уравнение правильно, поднимите руку и закрасьте лучик звёздочки в зелёный цвет, а у кого возникли трудности, кто не справился с работой- закрасьте лучик синим цветом.
-Ребята, а понравилось ли вам решать уравнения?
-Все ли мы научились решать уравнения?
-Все ли смогли достичь поставленной цели?
-Как вы думаете, нужно ли нам продолжить изучение темы «Уравнения»?
VI. Итог урока.
На следующем уроке мы с вами продолжим решать уравнения. Те ребята, у которых
не всё получилось в решении уравнения, постараются научиться их решать на следующих уроках, чтобы в конце 4 урока, последний лучик у всех стал красным.
-Мы с вами будем стараться этого достичь.
Жители планет благодарят вас за помощь, оказанную им, и прощаются с вами.