Просмотр содержимого документа
«Математические представления»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Окружающий природный мир» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»миологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утверждённым постановлением Главного государственного врача РФ 10 июля 2015г. №26;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Краткая характеристика предмета:
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Срок реализации программы - 1 год.
С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.
Предмет «окружающий природный мир» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий социальный мир», «Человек», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области: «Альтернативная коммуникация».
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном компоненте государственного стандарта «окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Рабочая программа для 3 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 часов, количество занятий в классе в неделю – 2, 34 недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Окружающий природный мир" представлен следующими разделами:
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов по разделу
1
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде
Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение
внимания учащегося к предметам в классе. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание,
бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
8
2
Растительный мир.
Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание деревьев (дуб, клён, ель).
Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание овощей (лук, картофель,
морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание грибов (белый гриб, мухомор,
лисичка) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных грибов.
20
3
Животный мир.
Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). Узнавание
детенышей домашних животных (котенок, щенок). Узнавание диких животных (лиса,
заяц, волк, медведь). Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок,
медвежонок). Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка). Узнавание детенышей
домашних птиц (цыпленок, утенок).
18
4
Объекты неживой природы.
13
Объекты неживой природы. Солнце. Узнавание Солнца в природе и на картинках. Луна. Узнавание Луны. Лес. Узнавание леса. Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой. Узнавание реки Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнем.
5
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Различение выходных и рабочих дней. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений с временами года.
9
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Личностные:
Проявляет интерес к окружающим предметам
Принятие и освоение социальной роли обучающегося
Развитие мотивов учебной деятельности
Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость
Произвольно воспринимает информацию
Проявляет собственные чувства
Предметные:
Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы
Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени
Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления
Умение наблюдать за природой
Умение слушать и подражать
узнавать изученные природные объекты.
Наблюдать за природой
Умение работать с пиктограммами по теме «растения»
Различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
Умение отличать насекомых от животных (узнавание)
Различать объекты природы и рукотворного мира;
Узнавать изученных животных
Узнавать и определять объекты окружающей действительности
Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе
Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем
Проводить наблюдения
Рассматривает лист, раскрашивает
Наблюдать изменения в природе
Базовые учебные действия:
Понимать словесную (жестовую) инструкцию
Выполняет действие по инструкции совместно с учителем
Умение вступать в контакт
Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
Узнавать знакомые объекты окружающей природы
Выполняет действие способом рука-в-руке
Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во время обучения во втором классе, в течение первого полугодия целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
№
ФИ ученика
Индикаторы
Сентябрь
Январь
Май
1
Выполняет простые подражательные движения за учителем
2
Узнаёт (определяет по запаху, вкусу) фрукты по внешнему виду.
3
Совместно с учителем отбирать картинки с изображением времени года.
4
Узнаёт домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака) и их детёнышей.
5
Узнаёт объекты неживой природы (солнце, луна)
6
Различает части суток
7
Различает явления природы
8
Узнаёт (различает) грибы.
9
Узнаёт диких животных и их детёнышей.
Итого:
Со второго полугодия используется оценочная система оценивания
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
Оценка
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
3
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
5
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
3
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
5
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Содержание, темы занятий
Кол-во часов
Дата
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
I четверть 15 ч
1
Вводный урок. ТБ и правила поведения на уроках.
1
01.09
2
Диагностические исследования
1
02.09
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметноразвивающей среде.
3
Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в классе.
1
05.09
4-5
Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток».
2
08.09
09.09
6-7
Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
2
12.09
15.09
Растительный мир.
8-9
Узнавание растений (дерево, куст, трава).
2
16.09
19.09
10-11
Узнавание деревьев (дуб, клён, ель).
2
22.09
23.09
12-13
Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду
2
26.09
29.09
14
Контрольная работа
1
30.09
15
Закрепление пройденного
1
03.10
16
Пластилин. Осеннее дерево: приемы размазывания и надавливания
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, ТЕСТОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Дата
Дата
Дата
Дата
Входящий контроль
Контрольная работа
22.09
20.10
Контрольная работа
22.10
Контрольная работа
16.03
Контрольная работа
18.05
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.
С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":