Автор: Бекоева Д.Х. - учитель математики СП МБОУ СОШ № 3 г. Алагира
Дополнительные сведения: данная презентация представляет собой теоретический материал по теме «Использование ИК технологий в современном воспитательно-образовательном процессе школы как средство повышения профессиональной компетентности учителя»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
III. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
IV . ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ОРИЕНТАЦИОННЫЕ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
УМЕНИЯ
ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ПРОЕКТИВНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
- владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;
- владение приемами текстового редактирования, соответствующими специфике предметной области (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т.п.);
- владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;
- владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;
- представление информации средствами презентационных технологий;
- использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.
- анализ педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность и др.), эргономических и технических требований;
- оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей;
- оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.
- прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов сети Интернет в образовательном процессе исходя из поставленных дидактических целей;
- прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с ресурсами ИКТ, включая кооперированную деятельность на базе сетевого взаимодействия;
- предвосхищение результата обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.
- навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности (перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи);
- формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.
- обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация учебного процесса на его основе;
- навыки управления педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат;
- психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающихсяся, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;
- повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность межпредметного характера на основе средств ИКТ и др.
- владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном (посредством электронной почты и форумов) и синхронном (чат-сессии, ICQ) режимах;
- оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;
- выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы;
- использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения и др.
- готовность к формированию морально-ценностных установок учащихся (особенно при работе в сети Интернет);
- владение способами транслирования школьникам культурных знаний средствами ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет;
- готовность к организации культурной деятельности субъектов образования на базе средств ИКТ творческого (не транслирующего!) характера, нацеленной на создание новых образцов культурного наследия общества, на самоутверждение личности;
- готовность к культурному развитию и социальной адаптации учащихся в современном информационном обществе и др.
Схема №1:
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
(стремление проникать в сущность явлений, познание теоретических знаний, их глубокое изучение)
МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
(в психологии: целеустремленность, положительно-эмоциональное отношение к знаниям, их приобретению, стимулирующее овладение этими знаниями в целях их дальнейшего углубления и расширения)
Схема №2
познавательный интерес
познавательная деятельность
поисковая деятельность
Развитие познавательных интересов осуществляется в деятельности; познавательная деятельность способствует возникновению у учащихся новых познавательных интересов, а формирование стойкого интереса поддерживается систематической поисковой деятельностью
Схема №3
информационно-коммуникационные технологии
экономика
Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению информационно- компьютерной среды. Она диффундировала в общественную формацию в целом, в ее подсистемы – экономику, культуру, науку, образование, менталитет; обволокла индивидуума. В подсистеме Образование информационно-компьютерная среда создает все условия для образования / самообразования и его необходимого компонента диагностики / самодиагностики
индивидуум
культура
наука
менталитет
информационно- компьютерная среда
образование
Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает
Схема №4
Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала
Экономию времени при объяснении нового материала
Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися
Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде
Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала
Вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения
Схема №5
Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
Трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных информационно-коммуникационным и профилизации обучения, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
Формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернета (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
Обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий (с привлечением дистанционных образовательных технологий);
Формирование нового типа мышления (самоорганизующийся, общественный, экологический типы мышления).
Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий
в своей деятельности
учитель должен
Уметь работать с ИКТ,
отбирать программные средства,
которые обеспечат оптимальные процессы
подачи материала и управления аудиторией
Схема №6
Знать и уметь производить анализ
всех существующих
и вновь появляющихся электронных
средств обучения
(электронные учебники, энциклопедии,
виртуальные лаборатории,
интегрированные обучающие среды);
По необходимости комбинировать, адаптировать ИКТ в зависимости от объема и уровня
сложности материала,устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер,
пользоваться проекционной техникой,
владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала,
владеть навыками работы с различными презентационными программами ( Power Point , Flash и др.),
создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать в Интернете,
приобретать обучающие электронные средства,
иметь финансовые средства для участия в различных обучающих семинарах,
конференциях, олимпиадах, решать вопросы о предоставлении ему компьютерных классов
для проведения уроков с использованием ИКТ.
Схема №7
Использование
в процессе обучения
компьютерных
технологий
Схема №8
Преимущества использования
компьютерных технологий
нового материала
для закрепления
полученных знаний
контроля знаний
получения
дополнительной
информации для урока
их частей
Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту
D
С
B
Н
А
Доказательство:
Пусть S - площадь треугольника ABC . Примем сторону АВ за основание треугольника и проведем высоту СН. Докажем, что
S = 1\2 AB * CH
Достроим треугольник АВС до параллелограмма ABCD . Треугольники АВС и DCB равны по трем сторонам (ВС – их общая сторона, АВ= CD и АС= BD как противоположные стороны параллелограмма ABCD ), поэтому их площади равны. Следовательно, площадь S треугольника АВС равна половине площади параллелограмма ABCD , т.е. S=1\2 AB * CH .
ТЕОРЕМА ДОКАЗАНА
С
S =(AC * AB): 2
Если высоты двух треугольников равны, то их площади относятся как основания .
В
А
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
А
А 1
С 1
С
В
В 1
Схема №9
Ф ункции компьютера
в учебном процессе
во внеурочной работе
информационная –
служит источником информации
подготовка к экзаменам
проведение
элективных занятий
коммуникативная –
является средством общения
подготовка рефератов
развивающая –
развивает мыслительную
деятельность
образовательная –
является источником знаний
подготовка презентаций
учащимися
контролирующая –
позволяет осуществлять
контроль и самоконтроль знаний
использование
Интернет – ресурса
Использование компьютера на уроке развивает у детей
учебно-интеллектуальные
умения
анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать
работать по алгоритму, оценивать результаты своей работы
работать с источником информации
учебно-организационные
умения
учебно-информационные
умения
Контроль является неотъемлемым элементом образовательного процесса. Проводимый с использованием новых информационно-коммуникативных технологий, он основывается на традиционных принципах.