«Линейная функция и ее график»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.
Задачи:
1) образовательная: выработка у учащихся умения обобщать изученный ранее материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы, переносить знания в измененную ситуацию;
2) воспитательная: повышение интереса к изучаемой теме, познавательного интереса к предмету, воспитание аккуратности при выполнении работы; формирование чувства ответственности за результат работы;
3) развивающая: развитие умения применять ранее полученные знания, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
III. Устная работа
1. Фронтальный опрос.
- Какой формулой задается график линейной функции? (у = kx + b)
- Что обозначает х в данной формуле? (Это независимая переменная.)
- Что такое k и b (Некоторые числа, причем к - угловой коэффициент)
- Дайте определение линейной функции. (Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = k х + b, где х - независимая переменная, k и b некоторые числа.)
- Является ли линейной функция, заданная формулой:
а) ; б) ;
в) ; г) ;
д) ?
Для этих формул укажите коэффициенты k и b. (Формулы, таблицы проецируются на экран)
- Что является графиком линейной функции? (Прямая)
- Сколько точек необходимо для построения прямой? (Две точки)
2. Заполните пустые графы таблицы, если известна функция у = 3х -2
х
-3
•
•
0
•
2
•
у
•
-8
-5
•
1
•
7
х
-3
-2
-1
0
1
2
3
у
-11
-8
-5
-2
1
4
7
3. Не строя графика, найдите координаты точек, через которые проходит график линейной функции у = -2х + 5, если известны абсциссы 3 и -2.
Решение: если х = 3,то у= -2•3 + 5 = -1. Значит, координаты точки с абсциссой 3 (3; -1). Если х = -2, то у = -2 • (-2) + 5 = 9. Значит, координаты точки с абсциссой -2 (-2; 9).
Ответы: (3; -1), (-2; 9).
IV.Выполнение заданий (выполняем задания на доске и в тетрадях)
- Линейная функция задана формулой у = - 0,3х + 7.
Найдите:
1) Значение у, если х = -2; 3; 1.
Решение:
Если х = -2, то у = -0,3• (-2) + 7 = 7,6.
Если х = 3, то у = -0,3 • 3 + 7 = 6,1.
Если х =1, то у = -0,3•1 + 7 = 6,7.
Ответы: 7,6; 6,1; 6,7.
2) Значение х, при котором у = - 9 ,8; 0.
Решение:
Если у = -9,8, то -9,8 = - 0,3х + 7. Решим полученное уравнение:
-0,Зх + 7 = -9,8;
-0,Зх = -9,8 -7;
-0,3х = -16,8;
х = 56.
Если у = 0, то 0 = - 0,Зх + 7.
Решим полученное уравнение: - 0,3 х + 7=0;
-0,Зх = -7;
х = 23 1/3
Ответы: 56; 231/3.
2. Постройте график функции у = - х + 5.
Решение: составим таблицу значений:
х
-2
4
у
7
1
Построим график функции:
3. Проходит ли график функции у = 2х + 4 через точки А (1;6), В (-5; 7)?
Решение:
Если А (1; 6), то х = 1, а у = 6. Подставим одно из значений в формулу линейной функции.
Если х =1,то у = 2• 1+4 = 6. Значит, точка А (1; 6) принадлежит графику функции у = 2х+4.
Если В (-5; 7), то х = -5, а у = 7. Подставим одно из значений в формулу линейной функции.
Если х = -5, то у = 2 • (-5) + 4 = -6. Значит, точка В (-5; 7) не принадлежит графику функции у = 2х + 4.
Следовательно, график функции у = 2х + 4 проходит через точку А(1;6).
Ответ: А (1; 6).
4. Не выполняя построения графика функции у = 2,5х - 3, найдите координаты точек пересечения с осями координат.
Решение:
Если график функции пересекает ось ординат, то абсцисса равна 0.
Если х = 0, то у = 2,5 • 0 - 3 = -3. Следовательно, график функции пересекает ось ординат в точке (0; -3).
Если график функции пересекает ось абсцисс, то ордината равна 0.
Если у = 0, то 0 = 2,5х-3.
Решим получившееся уравнение: 2,5х -3 = 0; 2,5х = 3; х = 1,2.
Следовательно, график функции пересекает ось абсцисс в то (1,2; 0).
Ответ: (0; -3), (1,2; 0).
5. Определите графически, пересекаются ли графики функций у = —2х + 4 и у = х – 5 Решение:
составим таблицу значений для первого графика у = -2х + 4.
Х
-1
4
У
6
- 4
Составим таблицу значений для второго графика: у = х-5.
X
0
4
У
- 5
-1
Построим графики функций на одной координатной плоскости:
Графики пересекаются, точка пересечения имеет координаты (3; -2).
Ответ: (3; -2).
V. Выполнение заданий. Практическая работа (групповая)
В одной системе координат построить графики функций.
1)у = х+16, 0 ≤ х ≤6;
2) х = 6, 10 ≤ у ≤ 22;
3) у = - х + 16, 6 ≤ х ≤ 12;
4) у = 4, 6 ≤ х ≤ 12;
5) х = 6, -2 ≤ у ≤ 4;
6) у = - 2, 6 ≤ х ≤ 11;
7) у = х – 13, 7 ≤ х ≤ 11;
8) у = - 6, - 1≤ х ≤ 7;
9) у = - х – 7, -5 ≤ х ≤ - 1;
10) у = - 2, -5 ≤ х ≤ 0;
11) х = 0, - 2 ≤ у ≤ 1;
12) у = 1, - 11 ≤ х ≤ 0;
13) у = х + 12, - 11 ≤ х ≤ 0;
14) х = 0, 12 ≤ у ≤ 16.
При построении графиков должны получиться контуры парусника.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание: домашняя контрольная работа №2, выполнить номера 3,5,8 и доделать задание из V части.