kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщающего повторения по алгебре в 7-м классе на тему: "Линейная функция и ее график"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщающего повторения по алгебре в 7-м классе на тему:

"Линейная функция и ее график"

Цели урока:

1.Образовательные:

  • повторить и обобщить изученное по теме;
  • закрепить взаимное расположение графиков в процессе выполнения практической работы;
  • расширить знания по теме путём решения нетипичных задач.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях.

3. Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщить учащимся цели урока; записать в тетрадь число, классная работа, тему урока.

II. Устная работа с целью актуализации знаний

(Учащиеся записывают в тетрадь только ответы. Обсуждение проводится после выполнения всех заданий).

На доске:

№1. у = 3х - 5; у = 7 - 5х; у = 3х + 8; у = х/5 + 8; у = 5/х - 8; у = (2х+3)/2.

Задание: выпишите формулы, которые задают линейную функцию.

Вопросы при обсуждении.

1.Какие функции называются линейными?

2. Что является графиком линейной функции?

3. Как называется число “k” в формуле линейной функции?

4. Что показывает угловой коэффициент прямой?

№2. у = 21х - 29; у = 7/11х + 35.

Задание: назовите координаты точки пересечения графиков данных линейных функций с осью Оу.

Вопросы при обсуждении.

Что показывает число “в” в формуле, задающей линейную функцию?

№3. у = 5х + 7; у = 2/3х - 9; у = 1,2х - 3; у = 2/3х; у = 7; у = 7х + 2/3.

Задание: Выпишите формулы, которые задают линейную функцию, график которой: а) параллелен графику функции у=2/3х+7; б) пересекает ось Оу в той же точке, что и заданная функция.

Вопросы при обсуждении.

1. В каком случае графики двух линейных функций параллельны?

2. В каком случае графики двух линейных функций проходят через одну и ту же точку на оси Оу?

№4. А(0,5;2)

а) С(-4;16)

б) В(3/4;3).

Задание: Принадлежат ли точки А и С; В и С графику одной и той же прямой пропорциональности?

Вопросы при обсуждении.

1. Что называется прямой пропорциональностью?

2. Что является графиком прямой пропорциональности?

3. Как определить, принадлежат ли две точки графику одной и той же прямой пропорциональности?

До обсуждения собрать тетради у нескольких учеников. Оценить ответы.

III. Практическая работа

Задания 1–3 выполняются на заранее приготовленных учащимися координатных плоскостях, начерченных на половинках листочка в клетку (3 листочка, по одному на каждое задание). Там же выполняются письменно все задания. После выполнения учащимися задания №1 учитель собирает первые листочки и сразу же, пока ученики выполняют задание №2, проверяет их и т.д. Это даёт возможность обеспечить “обратную связь”.

Практическая работа.

№1. Постройте в одной системе координат графики функций у = 3х - 1, у = 3х + 2, у = 3х. Ответьте на вопросы:

а) чему равен угловой коэффициент прямой;

б) каково взаимное расположение графиков функций;

в) каковы координаты точек пересечения каждого графика с осями координат?

№2. Постройте в одной системе координат графики функций у = х - 4, у = -2х - 4, у = -4. Ответьте на вопросы:

а) в какой точке каждый график пересекает ось Оу;

б) каково взаимное расположение графиков?

№3. В одной системе координат постройте графики функций у = 2х + 4, у = -2х + 4, у = 2х - 4, у = -2х - 4.

Укажите пары параллельных прямых.

№4. Пересекаются ли графики функций а) у = 6х - 3 и у = -3х + 6; б) у = 5х - 2 и у = 5х + 2?

Если да, то найдите координаты точки пересечения графиков.

Ответы на вопросы практической работы.

№1.

а) к=3

б) графики параллельны

№2. Все графики пересекаются в точке (0;4), лежащей на оси Оу.

№3. у = 2х + 4 и у = 2х - 4; у = -2х + 4 и у = -2х - 4.

Задание №4 выполняется на доске и в тетрадях.

б) не пересекаются.

IV. Закрепление изученного путем применения знаний в нестандартных ситуациях

Решение заданий 1–5 на доске и в тетрадях.

Листочки с заданиями выданы каждому ученику. На них же дано домашнее задание и дополнительное задание.

Задание к уроку

№1. Найдите формулу функции, график которой проходит через точку А(6; -3) и параллелен графику функции у=-1/3х+5.

№2. График функции у = ах + а + 5 проходит через точку В(-2/3;-1). Найдите значение а.

№3. Постройте графики функций у = ах - 3 и у = (2а - 1)х + а, если эти графики параллельны.

№4. Найдите формулу функции у = кх + в, если её график проходит через точки А(0;3) и С(-2;0).

№5. Найдите ординату точки пересечения графиков функций у = (а + 1)х -3 и у = 3х +2а, если абсцисса этой точки равна 1.

Решение:

№1. у = -1/3х + 5. А(6;-3).

Т.к. график параллелен графику данной функции, то формула имеет вид: у = -1/3х + в.Т.к.график функции проходит через точку А(6;-3), то её координаты должны удовлетворять формуле, задающей данную функцию. Т.о.

Ответ: у = -1/3х - 1.

№2. у = ах + а + 5. В(-2/3;-1).

-1 = -2/3а + а + 5,

-1 = 1/3а + 5,

1/3а = -1 - 5,

1/3а = -6,

а = -6:1/3,

а = -18.

у = -18х - 18 + 5 = -18х - 13.

Ответ: у = -18х - 13.

№3. у = ах - 3, у = (2а - 1)х + а.

Т.к. графики параллельны, то угловые коэффициенты прямых должны быть равны.

а = 2а - 1; 2а - а = 1; а = 1.

Т.о. у = х - 3 и у = х + 1.

№4. у = кх + в; А(0;3) С(-2;0).

Т.к. точка А принадлежит графику данной функции, то она является точкой пересечения графика этой функции с осью Оу, следовательно, в = 3. Имеем у = кх + 3.

Т.к. точка С принадлежит графику функции у = кх + 3,то:

0 = -2к + 3, -2к = 0 - 3, к = 1,5.

Ответ: у = -1,5х + 3.

№5. у = (а + 1)х - 3

у = 3х + 2а

(а + 1)1 - 3 = 31 + 2а

а + 1 - 3 = 3 + 2а

а - 2 = 3 + 2а

а - 2а = 3 + 2

-а = 5

а = -5.

у = -41 - 3 =  -7.

Ответ: у = -7.

V. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Итог: повторили и закрепили изученное по теме; применили свои знания при решении нетипичных задач;

Выставляются оценки за урок. Домашнее задание роздано на листочках всем учащимся.

Дополнительное задание можно выполнить на дополнительную оценку.

Домашнее задание

1.Найдите координаты точки пересечения графиков функций: у = -1,5х + 4 и у = 2х - 3.

2. Проходит ли график функции у = -3,5х + 4 через точку: а) М(-0,8; 6,8); б) Т(2; -3).

3. Найдите формулу функции, график которой параллелен прямой у = 2х + 5 и проходит через точку А(-2;-3). Постройте график этой функции.

4. Найдите ординату точки пересечения графиков у = (2 - а)х + а и у = ах + 3, если абсцисса этой точки равна -1.

Дополнительное задание

1. Графики линейных функций у = -2х + 1, у = 0,5х + 4, у = -2х + 9, у = 0,5х - 1 пересекаются в точках А, В, С, Д. Постройте четырехугольник АВСД.

2. График линейной функции проходит через точки С(0;2) и Д(6;0). Задайте формулой прямую пропорциональность, если известно, что её график параллелен графику данной линейной функции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения по алгебре в 7-м классе на тему: "Линейная функция и ее график" »

Урок обобщающего повторения по алгебре в 7-м классе на тему: "Линейная функция и ее график"

Цели урока:

1.Образовательные:

  • повторить и обобщить изученное по теме;

  • закрепить взаимное расположение графиков в процессе выполнения практической работы;

  • расширить знания по теме путём решения нетипичных задач.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях.

3. Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщить учащимся цели урока; записать в тетрадь число, классная работа, тему урока.

II. Устная работа с целью актуализации знаний

(Учащиеся записывают в тетрадь только ответы. Обсуждение проводится после выполнения всех заданий) .

На доске:

№1. у = 3х - 5; у = 7 - 5х; у = 3х + 8; у = х/5 + 8; у = 5/х - 8; у = (2х+3)/2.

Задание: выпишите формулы, которые задают линейную функцию.

Вопросы при обсуждении.

1.Какие функции называются линейными?

2. Что является графиком линейной функции?

3. Как называется число “k” в формуле линейной функции?

4. Что показывает угловой коэффициент прямой?

№2. у = 21х - 29; у = 7/11х + 35.

Задание: назовите координаты точки пересечения графиков данных линейных функций с осью Оу.

Вопросы при обсуждении.

Что показывает число “в” в формуле, задающей линейную функцию?

№3. у = 5х + 7; у = 2/3х - 9; у = 1,2х - 3; у = 2/3х; у = 7; у = 7х + 2/3.

Задание: Выпишите формулы, которые задают линейную функцию, график которой: а) параллелен графику функции у=2/3х+7; б) пересекает ось Оу в той же точке, что и заданная функция.

Вопросы при обсуждении.

1. В каком случае графики двух линейных функций параллельны?

2. В каком случае графики двух линейных функций проходят через одну и ту же точку на оси Оу?

№4. А(0,5;2)

а) С(-4;16)

б) В(3/4;3).

Задание: Принадлежат ли точки А и С; В и С графику одной и той же прямой пропорциональности?

Вопросы при обсуждении.

1. Что называется прямой пропорциональностью?

2. Что является графиком прямой пропорциональности?

3. Как определить, принадлежат ли две точки графику одной и той же прямой пропорциональности?

До обсуждения собрать тетради у нескольких учеников. Оценить ответы.

III. Практическая работа

Задания 1–3 выполняются на заранее приготовленных учащимися координатных плоскостях, начерченных на половинках листочка в клетку (3 листочка, по одному на каждое задание). Там же выполняются письменно все задания. После выполнения учащимися задания №1 учитель собирает первые листочки и сразу же, пока ученики выполняют задание №2, проверяет их и т.д. Это даёт возможность обеспечить “обратную связь”.

Практическая работа.

№1. Постройте в одной системе координат графики функций у = 3х - 1, у = 3х + 2, у = 3х. Ответьте на вопросы:

а) чему равен угловой коэффициент прямой;

б) каково взаимное расположение графиков функций;

в) каковы координаты точек пересечения каждого графика с осями координат?

№2. Постройте в одной системе координат графики функций у = х - 4, у = -2х - 4, у = -4. Ответьте на вопросы:

а) в какой точке каждый график пересекает ось Оу;

б) каково взаимное расположение графиков?

№3. В одной системе координат постройте графики функций у = 2х + 4, у = -2х + 4, у = 2х - 4, у = -2х - 4.

Укажите пары параллельных прямых.

№4. Пересекаются ли графики функций а) у = 6х - 3 и у = -3х + 6; б) у = 5х - 2 и у = 5х + 2?

Если да, то найдите координаты точки пересечения графиков.

Ответы на вопросы практической работы.

№1.

а) к=3

б) графики параллельны

№2. Все графики пересекаются в точке (0;4), лежащей на оси Оу.

№3. у = 2х + 4 и у = 2х - 4; у = -2х + 4 и у = -2х - 4.

Задание №4 выполняется на доске и в тетрадях.

б) не пересекаются.

IV. Закрепление изученного путем применения знаний в нестандартных ситуациях

Решение заданий 1–5 на доске и в тетрадях.

Листочки с заданиями выданы каждому ученику. На них же дано домашнее задание и дополнительное задание.

Задание к уроку

№1. Найдите формулу функции, график которой проходит через точку А(6; -3) и параллелен графику функции у=-1/3х+5.

№2. График функции у = ах + а + 5 проходит через точку В(-2/3;-1). Найдите значение а.

№3. Постройте графики функций у = ах - 3 и у = (2а - 1)х + а, если эти графики параллельны.

№4. Найдите формулу функции у = кх + в, если её график проходит через точки А(0;3) и С(-2;0).

№5. Найдите ординату точки пересечения графиков функций у = (а + 1)х -3 и у = 3х +2а, если абсцисса этой точки равна 1 .

Решение:

№1. у = -1/3х + 5. А(6;-3).

Т.к. график параллелен графику данной функции, то формула имеет вид: у = -1/3х + в.Т.к.график функции проходит через точку А(6;-3), то её координаты должны удовлетворять формуле, задающей данную функцию. Т.о.

Ответ: у = -1/3х - 1.

№2. у = ах + а + 5. В(-2/3;-1).

-1 = -2/3а + а + 5,

-1 = 1/3а + 5,

1/3а = -1 - 5,

1/3а = -6,

а = -6:1/3,

а = -18.

у = -18х - 18 + 5 = -18х - 13.

Ответ: у = -18х - 13.

№3. у = ах - 3, у = (2а - 1)х + а.

Т.к. графики параллельны, то угловые коэффициенты прямых должны быть равны.

а = 2а - 1; 2а - а = 1; а = 1.

Т.о. у = х - 3 и у = х + 1.

№4. у = кх + в; А(0;3) С(-2;0).

Т.к. точка А принадлежит графику данной функции, то она является точкой пересечения графика этой функции с осью Оу, следовательно, в = 3. Имеем у = кх + 3.

Т.к. точка С принадлежит графику функции у = кх + 3,то:

0 = -2к + 3, -2к = 0 - 3, к = 1,5.

Ответ: у = -1,5х + 3.

№5. у = (а + 1)х - 3

у = 3х + 2а

(а + 1)1 - 3 = 31 + 2а

а + 1 - 3 = 3 + 2а

а - 2 = 3 + 2а

а - 2а = 3 + 2

-а = 5

а = -5.

у = -41 - 3 =  -7.

Ответ: у = -7.

V. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Итог: повторили и закрепили изученное по теме; применили свои знания при решении нетипичных задач;

Выставляются оценки за урок. Домашнее задание роздано на листочках всем учащимся.

Дополнительное задание можно выполнить на дополнительную оценку.

Домашнее задание

1.Найдите координаты точки пересечения графиков функций: у = -1,5х + 4 и у = 2х - 3.

2. Проходит ли график функции у = -3,5х + 4 через точку: а) М(-0,8; 6,8); б) Т(2; -3).

3. Найдите формулу функции, график которой параллелен прямой у = 2х + 5 и проходит через точку А(-2;-3). Постройте график этой функции.

4. Найдите ординату точки пересечения графиков у = (2 - а)х + а и у = ах + 3, если абсцисса этой точки равна -1.

Дополнительное задание

1. Графики линейных функций у = -2х + 1, у = 0,5х + 4, у = -2х + 9, у = 0,5х - 1 пересекаются в точках А, В, С, Д. Постройте четырехугольник АВСД.

2. График линейной функции проходит через точки С(0;2) и Д(6;0). Задайте формулой прямую пропорциональность, если известно, что её график параллелен графику данной линейной функции.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Конкина Юлия Юрьевна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Индивидуально-групповые консультации по математике в 8 классе по подготовке к ГИА "
    ["seo_title"] => string(89) "individual-no-ghruppovyie-konsul-tatsii-po-matiematikie-v-8-klassie-po-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "195544"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства