Цель урока: формирование навыков решения квадратных уравнений по формуле. Формализация математической задачи через программный код и вычислительные таблицы.
Компетенции, формируемые на уроке:
- Информационная компетенция: умение самостоятельно интерпретировать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; умение представлять информацию в различных формах;
- Информационно-технологическая компетенция: готовность пользователя воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде, пользоваться современными компьютерными технологиями.
- Проблемная компетенция: умение находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; в случае появления затруднений формулировать, осмысливать их и принимать решение о выборе других путей и средств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Квадратные уравнения »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 51 имени Ф.А. Абрамова»
Цель урока: формирование навыков решения квадратных уравнений по формуле. Формализация математической задачи через программный код и вычислительные таблицы.
Задачи урока (алгебра):
Обобщение теоретического материала по теме: Квадратные уравнения.
Отработка алгоритма решения квадратных уравнений с применение формул нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения.
Развитие навыков счета.
Совершенствование навыков оформления задач при решении полных квадратных уравнений.
Задачи урока (информатика):
Отработка навыков составления решения задачи в электронных таблицах и в среде Pascal ABC, запуска на исполнения, просмотра результата.
Совершенствование умений перевода одной формы записи в другую (задачу, сформулированную на математическом языке записать и решить с помощью электронных таблиц или с применением программного кода на языке программирования Pascal).
Развитие логического и аналитического мышления.
Формирование культуры работать с электронными таблицами и в программной среде - единого стиля записи программы.
Повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами.
Компетенции, формируемые на уроке: - Информационная компетенция: умение самостоятельно интерпретировать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; умение представлять информацию в различных формах; - Информационно-технологическая компетенция: готовность пользователя воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде, пользоваться современными компьютерными технологиями. - Проблемная компетенция: умение находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; в случае появления затруднений формулировать, осмысливать их и принимать решение о выборе других путей и средств.
Тип урока:урок закрепления знаний.
Материальное обеспечение:
- компьютеры с ОС MS Windows XP;
- приложение MS Windows электронные таблицы MS Excel;
- приложение MS Windows – процессор MS Power Point;
-приложение Pascal ABC;
- раздаточный материал, подготовленный учителем файл MS Excel, содержащий форму для заполнения при решении задач.
Ход урока:
Слайд 1
I Организационный момент.
Слайд 2 Сообщение темы урока, целей, задач.
II Разминка.
На слайде 3 даны уравнения: 1) х2 – 5х3 + 8 = 0
2) 1,7х2 +1 – 4x = 0
3) 7x2 – 3x = 0
4) 0,03x2 = 0
5) 3x2 + 16 = 0
7) 4x – x2 + 1 = 0
8) x2 – 7x +6 = 0
Вопросы по алгебре:
Назовите уравнение, не являющееся квадратным
Полные квадратные уравнения
Неполные квадратные уравнения
Приведенные квадратные уравнения
Во втором уравнении укажите коэффициенты
Слайд 4 Повторение алгоритма структуры ветвления.
Слайд 5 Повторение понятий по информатике
Слайд 6 Программный код – это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде пригодном для обработки компьютером.
Слайд 7 Вычислительные таблицы – это программа для математической, статистической и графической обработки текстовых и числовых данных в прямоугольных таблицах, которые позволяют автоматизировать выполнение однотипных вычислений и пересчета с изменяющимися исходными данными.
Слайд 8 Формализация – процесс построения информационной модели с помощью формальных языков.
Формализация – это процесс выделе-ния и перевода внутренней структуры предмета, явления или процесса в определенную информационную структуру – форму.
III Слайд 9 Игра «Математическое бюро»
Ученики делятся на четыре команды. Класс выбирает четырех «экспертов», двое из которых будут писать программу на языке Pascal для вычисления корней квадратного уравнения на компьютере, и двое решают эту же задачу с помощью электронных таблиц MS Excel, остальные решают квадратные уравнения обычным способом, после чего делают проверку, консультируясь с «экспертами».
Форма для заполнения (выдается каждой команде)
№
Уравнение
Коэффициенты
D
Кол-во корней
x1
x2
а
b
c
1
x2 − 8x + 12 = 0
2
5x2 + 3x + 7 = 0
3
x2 − 6x + 9 = 0
4
x2 − 2x − 3 = 0
5
15 − 2x − x2 = 0
6
x2 + 12x + 36 = 0
7
25x2 − 30x + 9 = 0
8
5x2 + 9x + 4 = 0
9
− 12x − 5x2 + 32 = 0
10
3x2 - 18x + 24 = 0
11
2x2 - 9x + 9 = 0
№
Уравнение
Коэффициенты
D
Кол-во корней
x1
x2
а
b
c
1
20x2 − 12x + 1 = 0
2
-1x2 + 26x - 25 = 0
3
x2 − 2x − 3 = 0
4
2x2 − 5x - 3 = 0
5
0,2x2 + 0,4x - 7 = 0
6
5x2 − 16x + 3 = 0
7
x2 + 2x - 80 = 0
8
4x2 + 1x - 33 = 0
9
1x2 − 3x - 4 = 0
10
0,7x2 + 1,3x + 2 = 0
11
5x2 + 11x + 2 = 1
№
Уравнение
Коэффициенты
D
Кол-во корней
x1
x2
а
b
c
1
− 12x − 5x2 + 32 = 0
2
2x2 − 5x - 3 = 0
3
x2 + 4x + 96 = 0
4
5x2 − 16x + 3 = 0
5
x2 − 2x − 3 = 0
6
20x2 − 12x + 1 = 0
7
2x2 + 7x - 30 = 0
8
1x2 − 3x - 4 = 0
9
x2 + 2x - 80 = 0
10
0,2x2 + 0,4x - 7 = 0
11
2x2 + 7x + 3 = 0
№
Уравнение
Коэффициенты
D
Кол-во корней
x1
x2
а
b
c
1
3x2 - 18x + 24 = 0
2
1x2 - 3x + 3 = 0
3
2x2 - 7x + 6 = 0
4
2x2 - 5x - 2 = 0
5
25x2 - 30x + 9 = 0
6
1x2 - 5x + 4 = 0
7
1x2 + 4x - 12 = 0
8
1x2 -6x + 8 = 0
9
5x2 -9x - 2 = 0
10
2x2 - 11x + 5 = 0
11
2x2 - 3x - 2 = 0
В течении 35 минут каждая команда решает предложенные уравнения, заполняя форму. В это время эксперты в течение того же времени пишут программу на компьютере или создают форму в электронной таблице.
Учитель проверяет по своей таблице:
1
x2 − 8x + 12 = 0
6
2
2
5x2 + 3x + 7 = 0
нет реш-й
3
x2 − 6x + 9 = 0
3
4
x2 − 2x − 3 = 0
3
-1
5
15 − 2x − x2 = 0
-5
3
6
x2 + 12x + 36 = 0
-6
7
25x2 − 30x + 9 = 0
0,6
8
5x2 + 9x + 4 = 0
-0,8
-1
9
− 12x − 5x2 + 32 = 0
-4
1,6
10
0,2x2 + 0,4x - 7 = 0
нет реш-й
11
20x2 − 12x + 1 = 0
0,5
0,1
12
x2 + 4x + 96 = 0
нет реш-й
13
-1x2 + 26x - 25 = 0
1
25
14
2x2 − 5x - 3 = 0
3
-0,5
15
0,7x2 + 1,3x + 2 = 0
нет реш-й
16
5x2 − 16x + 3 = 0
0,2
3
17
x2 + 2x - 80 = 0
-10
8
18
1x2 − 3x - 4 = 0
1
-4
19
4x2 + 1x - 33 = 0
-3
2,75
20
2x2 + 7x - 30 = 0
-6
2,5
21
3x2 - 18x + 24 = 0
2
4
22
1x2 - 3x + 3 = 0
нет реш-й
23
2x2 - 7x + 6 = 0
1,5
2
24
2x2 - 5x - 2 = 0
0,5
2
25
25x2 - 30x + 9 = 0
0,6
26
1x2 - 5x + 4 = 0
1
4
27
1x2 + 4x - 12 = 0
-6
2
28
1x2 -6x + 8 = 0
2
4
29
5x2 -9x - 2 = 0
-0,2
2
30
2x2 - 11x + 5 = 0
0,2
5
31
2x2 - 9x + 9 = 0
1,5
3
32
2x2 + 7x + 3 = 0
-0,5
3
33
2x2 - 3x - 2 = 0
-0,5
2
34
5x2 + 11x + 2 = 1
-0,2
2
Рефлексия.
Обсуждение преимуществ и недостатков использования информационных ресурсов при решении математических задач.
IV Домашнее задание
Алгебра № 543
Информатика повторить определения и структуру алгоритма ветвления.
VII Игра на проверку знаний терминов по математике и информатике.
У каждого ребенка карточка с буквами, учитель называет вопрос, ребята вычеркивают из таблицы буквы слова-ответа
Слайд 10
Д
М
К
П
Н
И
Е
К
Р
С
О
О
К
Э
Ф
И
Р
П
О
И
Ф
О
Л
В
Ц
И
И
О
Е
М
Л
Д
Н
И
Н
Р
Д
Н
О
Е
Е
Е
Ц
Е
Н
А
Н
Т
Н
О
Н
Е
Ы
Т
Ь
Слайд 11 Вопросы: 1) Что позволяет определить число корней уравнения (дискриминант)
2) Что означает в информатике запись sqrt (корень)
3) Полное квадратное уравнение, в котором а=1 (приведенное)
4) Квадратное уравнение, в котором b = 0, с = 0. (неполное)
5) Число, которое стоит впереди переменной (коэффициент).
Слайд 12 Из оставшихся букв дети составляют слово “МОЛОДЦЫ”. Карточки сдают. Оценки выставляются, когда проверены листочки и карточки с буквами.
Список использованной литературы.
Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков, С. Б. Суворова ; под. ред. С. А. Теляковского. – 15-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2007. – 271 с. : ил.
Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 341с. : ил.