Тема: Квадрат. Определение и свойства квадрата
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: В ходе практической работы и наблюдений познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника;
Задачи: формировать у обучающихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата; научить чертить квадрат, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, составлять и решать задачи; развивать внимание и логическое мышление, создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз, корригировать
аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе упражнений в составлении целого, воспитывать мотивацию к учению.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
УУД. Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки.
Предметные: читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; находить периметр квадрата; решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.
Метапредметные (Регулятивные): проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Познавательные: анализировать условие задачи; достраивать часть до заданной геометрической фигуры.
Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; организовывать взаимопроверку; высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Оборудование урока: слайдовая презентация, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы.
Для обучающихся: учебник, рабочие тетради, сигнальные карточки, счетный материал.
Ход урока
I Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся. Тихо садитесь.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в математическое путешествие в лес. В путешествие далекое, интересное, но трудное. В дорогу мы с собой возьмем смекалку, внимание, свои знания. Чтобы отправиться в путешествие нам надо повторить правила поведения в лесу.
Продолжите предложения: (Слайд)
- Нельзя ломать…
- Нельзя разорять…
- Нельзя говорить …
- Нельзя оставлять…
- Нельзя разжигать…
II Актуализация опорных знаний. Устный счет
Чтобы путешествие прошло без заминки
Его начнем, конечно, с разминки.
1. Минутка чистописания. Работа в тетради. Запишите дату (Слайд)
15 февраля.
Классная работа.
– Как называется число 15?
- Назовите соседей числа 15.
- Как можно получить число15?
- Сколько десятков и сколько единиц содержится в числе 15?
– Напишите красиво число 15 (Слайд)
2. Устный счёт. (Слайд) «Геометрические фигуры»
Посмотрите внимательно на числа. Какие числа пропущены?
Найдите закономерность (+5)
Какие фигуры вам знакомы? Назовите их по номерам. 3. Решение цепочки примеров ( Слайд )
- 5 +7 +22 +7 +9 -12 +4 +35
4. Графический диктант «Дом» (Карточка №1) Слайд
От начальной точки 4 клетки вниз, 5 клеток вправо, 4 клетки вверх, 6 клеток влево, 1 клетка вверх,1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево.
5. Ребята, что у нас получилось? А домик оказался не простой, а сказочный (Слайды).
А живут в нем старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, Колобок. Старуха по амбару намела, по сусекам наскребла муки 2 горсточки, замесила тесто на сметане. Испекла бабушка Колобок. Положила его на лавку остудиться, а он – прыг на окно, с окна - на травку, да и покатился по двору. Очутился Колобок на птичьем дворе.
У трех куриц, трех соседок, (Слайд)
Вышла ссора из-за деток:
На лужайке утром этим
Перепутались все дети.
Кто поможет нам отыскать цыпленка?(Слайд )
6. Покатился Колобок дальше. А тут его ЗАЯЦ чуть с ног не сбил.
- Куда торопишься, Косой? – Спрашивает Колобок. (Слайд ).
- Да вот от Лисы убегаю,- отвечает Заяц.
- А почему петляешь?
- Следы запутываю.
Взялся Колобок помочь Зайцу, да и сам запутался.
Ребята, давайте поможем Колобку. Нужно решить примеры, ответы поставить в порядке увеличения, составить слово (Работа в парах)
11 – 4 = К
18 - 9 = А
15 - 7 = В
17 - 7 = Д
8 + 3 = Р
9 + 4 = Т
6 + 6 = А
Получилось слово КВАДРАТ.
IV. Работа по теме урока
Тема нашего урока «Квадрат».
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Мы узнаем, что такое квадрат, чем квадрат отличается от других четырехугольников. Научимся чертить квадрат и находить его периметр.
1. Практическая работа
Возьмите в руки квадрат (раздаточный материал)
- Сколько углов у квадрата, какие углы?
- Сколько сторон у квадрата? Сравните противоположные стороны квадрата. Согните по диагонали.
Вывод: Квадрат – это прямоугольник,
у которого все стороны равны.
2.Работа по учебнику (с. 34)
— № 1. Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые. Назовите номера этих фигур.
№ 2. Найдите прямоугольники, у которых все стороны равны. Назовите номера этих фигур.
№ 3.Начертите квадрат со стороной 4 см. Найдите его периметр.
Возьмите в руки прямоугольник (раздаточный материал)
- Сколько углов у прямоугольника, какие углы?
- Сколько сторон у прямоугольника? Сравните противоположные стороны прямоугольника.
Вывод: Прямоугольник – четырехугольник,
у которого все углы прямые.
3. Задача. Найдите периметр прямоугольника, стороны которого равны 9см и 6 см.
4. Спел Колобок песенку, а заяц ему и говорит:
«Хорошо поёшь, дружок.
Если ты решишь задание,
Я тебя без наказания
В путь – дорожку снаряжу и на волю отпущу».
А задание такое.
Нужно сравнить две фигуры: квадрат и прямоугольник. (Слайд)
Четыре признака сходства: 1. Четыре угла. 2. Все углы прямые 3. Четыре стороны. 4. Противоположные стороны равны.
Чем они отличаются?
V. Далеко укатился Колобок. Устал. И мы устали. Давайте немного отдохнем. Физминутка
- Сколько елочек зеленых, столько сделай ты наклонов.
(Слайд )
- Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты.
- Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (Слайд )
- Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.
Гимнастика для глаз (Слайд)
VI. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему ВОЛК. (Слайд )
В колобках он знает толк.
Чтобы волк его не съел,
Колобочек наш запел.
А волк отвечает:
«С песней, Колобочек, не спеши,
Если ты задание решишь,
Дальше смело побежишь».
Решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток (с. 34, № 4)
38+24 75-26 14+26 82-79
VII. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь с бочонком.
И рассказал медведь, что он очень любит мед. Ребята, откуда берется мед?
В Башкортостане издавна занимаются сбором меда. Сначала собирали мед диких пчел, а сейчас разводят пчел в ульях на пасеках и в личных хозяйствах. Башкирский мед очень вкусный и полезный, применяется в лечебных целях, его продают даже в другие страны. (Слайды)
Уж доволен КОСОЛАПЫЙ !
Говорит он Колобку:
Колобок, Колобок, подрумяненный бочок!
Повстречались на удачу, помоги решить задачу».
Выручаем нашего колобка, для него задача непроста.
Нужно составить задачу по выражению и решить её (с. 34, №6)
100 – (25 + 15)
Было -100 кг
Продали - 25 кг и 15 кг
Осталось - ?
1) 25+15=40(кг) – продали
2) 100-40= 60 (кг) – осталось
Ответ: 60 кг меда
VIII. Закрепление знаний
Покатился Колобочек дальше.
Вот и ЛИСОНЬКА идет
И такую речь ведет:
«Съем тебя я, Колобок!»
Мы, лиса, тебя проучим,
Колобочка не получишь,
Колобочка мы спасем,
Бабе с дедом унесем.
Но хитрая ЛИСА хочет с нами поиграть в игру «Да или нет»»
1. Верно ли, что у прямоугольника все углы прямые?
2. Верно ли, что любой прямоугольник является квадратом?
3. Верно ли, что у прямоугольника противоположные стороны равны?
4. Верно ли, что квадрат является прямоугольником?
5. Верно ли, что у квадрата все углы прямые?
6. Верно ли, что у квадрата все стороны равны?
Вот и вернулся КОЛОБОК домой.
IX. Рефлексия
- Что было самым интересным?
- А что было сложным, трудным?
Оцените свои знания. Зеленый квадрат «У меня все получилось».
Красный квадрат «Мне нужно немного постараться».
Итог урока.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Что мы с вами повторяли, помогая Колобку?
Мы сегодня вычитали,
Мы сегодня прибавляли,
И задачи мы решили,
И все числа мы сравнили.
Все сумели! Все смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Домашнее задание: с. 34, № 5