Конспект урока математики
Дата проведения: 23. 09.2010 г.
Тема: Свойства диагоналей квадрата.
Тип урока: Расширение знаний о квадрате.
Цели урока:
Обучающие:
- совершенствовать письменные вычислительные навыки и умение решать задачи;
- показать практическую значимость математических знаний для решения задач в повседневной жизни;
- обеспечить усвоение учащимися свойств диагоналей квадрата.
Развивающие:
- развивать умение ясно выражать свои мысли, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения;
- развивать навыки по определению свойств квадрата.
Воспитательные:
- формировать способности к исследованию;
- формировать умение наблюдать и анализировать;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, переносной экран.
Структура урока.
I. Орг. момент. 1 мин.
II. Сообщение темы и целей урока. 1 мин.
III. Устный счет. 5 мин.
IV. Изучение нового материала. 10 мин.
V. Физкультминутка. 2 мин.
VI. Закрепление изученного. 11 мин.
- Подведение итогов, выставление оценок. 4 мин.
VIII. Домашнее задание. 1 мин.
Ход урока.
I. Орг. момент
Учитель: Встали все правильно. Спинки все выпрямили. Первый ряд – тихонечко сели, второй ряд – тихонечко сели, третий ряд – тихонечко сели.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу с диагоналями, но объектом нашего исследования будет квадрат.
III. Устный счет.
Найдите значения этих выражений.
2. Какие знаки можно поставить вместо снежинок и цифры вместо квадратиков так, чтобы получились верные равенства:
3. Замените суммой разрядных слагаемых следующие числа:
4. Стороны прямоугольника 7см и 5 см. Чему равна площадь квадрата, если периметр его равен периметру прямоугольника?
Ответ: 36см
IV. Изучение нового материала
Учитель: Что такое прямоугольник?
Дети: Прямоугольник –это четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.
Учитель: Что такое диагональ?
Дети: Диагональ – это прямая линия, соединяющая противоположные углы прямоугольника и расположена под острым углом к его сторонам.
Учитель: Назовите свойства диагоналей прямоугольника.
Дети: 1) Диагонали прямоугольника равны.
2) Все отрезки, которые получаются при пересечении диагоналей прямоугольника, равны.
Учитель: Что такое квадрат?
Дети: Квадрат – это четырехугольник, у которого все углы прямые и все стороны равны.
Учитель: Мы с вами знаем, что диагонали прямоугольника равны. Равны ли будут диагонали квадрата?
Дети: Диагонали квадрата тоже равны, т.к. квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Учитель: Если квадрат – это прямоугольник, значит и свойства диагоналей такие же.
- Диагонали квадрата равны.
2) Все отрезки, которые получаются при пересечении диагоналей квадрата, равны.
Ребята у квадрата есть ещё одно особенное свойство, которого у прямоугольника нет.
3) При пересечении диагоналей квадрата получаются четыре прямых угла.
Учитель: А сейчас давайте проверим все эти свойства на рисунке в учебнике.
Откроем учебник на странице 17. Наверху нарисованы 2 квадрата и в них проведены диагонали.
Назовите мне первый квадрат.
Дети: Первый квадрат АВСD
Учитель: Назовите диагонали квадрата АВСD
Дети: Диагональ BD и СА
Учитель: Что такое точка О?
Дети: Точка пересечения диагоналей.
Учитель: Назовите второй квадрат на рисунке.
Дети: Второй квадрат KLMN
Учитель: Назовите диагонали этого квадрата.
Дети: KM и LN
Учитель: Назовите точку пересечения диагоналей
Дети: Это точка Е
Учитель: Какие углы образуются при пересечении диагоналей?
Дети: Образуются прямые углы. Чтобы проверить, можно подставить линейку и убедиться в этом.
Учитель: Назовите мне эти углы
Дети: KEL, LEM, MEN, NEK
Учитель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
- Физкультминутка
Чудеса на белом свете –
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг стали.
Флюгер есть теперь у нас,
Завращается сейчас.
Ветер справа, ветер слева,
Флюгер вертится умело.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
- Закрепление изученного.
Учитель: Немного отдохнули, а сейчас давайте выполним № 81
(Дети читают задание. Один человек выполняет на доске, остальные в тетради)
Учитель: Выполняем № 84 (1,2) – на доске, 3,4 – самостоятельно в тетради.
(4 человека выполняют на доске, остальные выполняют в тетрадях).
832:9=92(ост.4) 641:3=213(ост.3) 587:8=73(ост.3) 667:7=94(ост.5)
Учитель: Читаем задачу № 82
Сначала скажите, сколько в 1ч минут?
- 60 минут
1ч 10 мин переведите в минуты
- получится 70 минут
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- нет, не можем
Почему?
- мы не знаем сколько времени он затратил на поездку в магазин и был в магазине
Как нам узнать это?
- мы к времени, которое затратил мальчик на дорогу в магазин прибавим время, которое он был в магазине
1) 25 + 15 = 40 (мин.)
Теперь мы можем узнать, сколько времени мальчик ехал назад
- 70 – 40 = 30 (мин.)
Ответ: 30 минут
- Подведение итогов, выставление оценок.
Учитель: Что такое прямоугольник?
Дети: Прямоугольник –это четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.
Учитель: Назовите свойства диагоналей прямоугольника.
Дети: 1) Диагонали прямоугольника равны.
2) Все отрезки, которые получаются при пересечении диагоналей прямоугольника, равны.
Учитель: Что такое квадрат?
Дети: Квадрат – это четырехугольник, у которого все углы прямые и все стороны равны.
Учитель: Назовите свойства диагоналей квадрата.
Дети:
- Диагонали квадрата равны.
2) Все отрезки, которые получаются при пересечении диагоналей квадрата, равны.
- При пересечении диагоналей квадрата получаются четыре прямых угла.
Учитель: Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали!
- Домашнее задание
Откроем дневники и запишем домашнее задание: №83, №85 стр.17
Урок окончен. Можете идти отдыхать.