Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Цели:
1. Обучающая – закрепление полученных знаний о четырехугольниках и их свойствах при решении задач.
2. Развивающая – развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимания, активности обучающихся на уроке.
3. Воспитывающая - воспитание познавательной активности,
формирование:
- личностных качеств:
точность и ясность словесного выражения мысли;
сосредоточенность и внимание;
настойчивость и ответственность,
- положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности.
Цель: создать условия для систематизации и закрепления знаний обучающихся при решении задач.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию,
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,
- умение применять теоретические знания на практике,
- развитие памяти, внимания, наблюдательности,
- развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий,
предметные:
- обобщить знания обучающихся о четырехугольниках,
- формировать умения решать задачи, с использованием признаков и свойств четырехугольников.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Время
(в мин)
I.Организационный момент.
Цель: Формирование навыка научной организации труда
Проверяет наличие чертежных принадлежностей, учебников, тетрадей, дневников
Проверяют наличие учебников и необходимого оборудования для выполнения работ
умение организовать рабочее место
1 мин
II.Актуализация знаний. Мотивация учащихся на предстоящую деятельность.
Цель: обобщить знания обучающихся о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом
15 мин
Мы закончили изучение темы: «Четырехугольники». Сегодня еще раз вспомним определения и свойства известных вам фигур.И расскажу я вам сказку. Сказки бывают волшебные, а наша еще и полезная. Почему, потом поймете. Вы будете помогать мне. Как называется сказка, вы должны угадать.
Жил был вот такой четырехугольник (Слайд 2).
Звали его (ответ обучающихся №1).
Давайте вспомним определение и свойства Параллелограмма (ответ обучающихся № 2).
Ходил Параллелограмм по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями, и решил Параллелограмм поискать родственников.
- Ежели встречу родственника, то я сразу узнаю его, - думал Параллелограмм, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.
Однажды встречает он на пути такую фигуру (Слайд 2). Как называется эта фигура? (ответ обучающихся №3).
Сейчас проверим, правильно ли вы ответили.
Стал Параллелограмм к ней приглядываться, что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре, и спросил он тогда:
- Как тебя зовут, приятель?
- Называют меня Прямоугольником.
Давайте вспомним определение и свойства Прямоугольника (ответ обучающихся №4).
Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали теперь они вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться и по белу свету шагать. Вот отдыхают они на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какие-то фигуры и направляются прямо к ним.
А вид они имели такой: (Слайд №3)
-Кто же вы?
-Да мы же родственники! - воскликнул Параллелограмм.
Как называются эти фигуры? (ответ обучающихся №5).
А почему они родственники? (ответ обучающихся №6).
Сформулируйте свойства ромба и свойства квадрата (ответ обучающихся №7).
Посмотрите на следующий слайд (Слайд №4) и ответьте на вопрос:
Как же мы теперь озаглавим эту сказку? (ответ обучающихся №8).
Ответ №1: Параллелограмм.
Ответ №2: Параллелограмм - это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
В параллелограмме противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Ответ №3: Прямоугольник.
Ответ №4: Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.
Прямоугольник обладает всеми свойствами параллелограмма (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам) и еще его диагонали равны.
Ответ №5:Это ромб и квадрат.
Ответ №6: Потому что ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны, а квадрат – это прямоугольник, у которого стороны равны.
Ответ №7: Ромб обладает всеми свойствами параллелограмма (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам) и еще его диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов.
Квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, диагонали равны) и свойствами ромба ( диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов).
Ответ №8: Параллелограммы.
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы,
умение применять теоретические знания на практике,
развитие памяти, внимания, наблюдательности,
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
III. Коррекция знаний.
Цель: применение полученных ранее знаний в знакомой и измененной ситуации, оценить уровень знаний по четырехугольникам.
7 мин
Опираясь на таблицу, представленную на слайде, попробуйте классифицировать параллелограммы (ответ обучающихся № 9).
Проверка усвоения материала с помощью диктанта с последующей самопроверкой (Слайд №5).
Проверяют правильность представленных в презентации определений, свойств и признаков. Выявляют различие и общие свойства фигур.
Ответ №9: Из множества параллелограммов можно выделить прямоугольники и ромбы.
Квадраты являются частью множества ромбов и множества прямоугольников.
Квадрат – это параллелограмм, ромб, прямоугольник.
Отвечают на вопросы диктанта письменно в тетрадях («да», «нет»).
Проверяют правильность выполнения работы.
умение сделать вывод о месте данного четырехугольника в семействе параллелограммов,
умения правильно выражать свои мысли,
формирование уважения и сотрудничества, готовности вести диалог,
самооценка и самоанализ собственных учебных достижений.
IVОпределение темы урока (мотивация).
Цель: развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий.
5 мин
А теперь Параллелограмм, Прямоугольник, Ромб и Квадрат загадают вам загадки. (Слайды №6 -№10).
Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь давайте, вернемся к сказке и попробуем ответить на вопрос:
О каком четырёхугольнике в сказке не упоминалось? (ответ обучающихся № 10).
Почему? (ответ обучающихся №11).
А какое определение можно дать трапеции? (ответ обучающихся №12).
И снова загадка (Слайд №11).
Что мы делали сегодня на уроке? (ответ обучающихся № 13).
А что мы еще не сделали? (ответ обучающихся №14).
И какова же она? (ответ обучающихся №15).
Анализируют чертеж, считывают данные с чертежа и решают задачу устно, устанавливая последовательность решения.
Класс работает с учащимся, отвечающим у доски.
Ответ №10: О трапеции.
Ответ №11: Трапеция не является параллелограммом.
Ответ №12: Трапеция – это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.
Ответ №13: Вспомнили о определения и свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Решали задачи на применение свойств этих фигур.
Ответ №14: Не сформулировали тему урока.
Ответ №15: Четырехугольники. Решение задач.
умения правильно выражать свои мысли в устной речи,
формирование уважения и сотрудничества, готовности вести диалог,
V. Контроль и коррекция знаний.
Цель: оценить уровень знаний и способов деятельности по решению четырехугольников,контроль и коррекция знаний
10 мин
А теперь поиграем. Игра называется «Догонялки». Надо внимательно рассмотреть представленный на слайде рисунок и дополнить его (Слайд №12), (ответ обучающихся №16).
Проводит кратковременную самостоятельную работу по трем вариантам из пяти заданий.
Приложение 1
Организует взаимопроверку с помощью представления ответов на слайде и оценивание по количеству выполненных заданий.
Ответ №16: Увидели закономерность.
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют правильность выполнения работы
формирование уважения и сотрудничества, готовности вести диалог,
самооценка и самоанализ собственных учебных достижений и достижений одноклассников
VI. Подведение итогов, домашнее задание.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов.
7мин
Домашнее задание.
Задача. Как проверить что у крышки стола углы прямые?
Проводит промежуточную рефлексию.
Таблица на слайде. (Слайд №13).
Записывают домашнее задание.
формулируют свое отношение к уроку, использую предложенные высказывания.
самооценка и самоанализ собственных учебных достижений и достижений одноклассников.