ТЕМА УРОКА: РОМБ. КВАДРАТ
Цели:
Образовательные :
- создать условия для введения понятий ромба и квадрата как частных видов параллелограмма
- рассмотреть свойства и признаки ромба и квадрата
- научится использовать знания на практике, понять значимость полученных знаний в процессе решения задач и в повседневной жизни
Развивающие
- Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, развивать мышление
- Развивать коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии
- Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, показать значимость полученных знаний в жизни
Воспитательные
- расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности, развивать познавательный интерес к предмету.
- Способствовать формированию сотрудничества и взаимовыручки в классном коллективе.
Ход урока
- Организационный этап. (Самоопределение к деятельности)
Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, дорогие мои. Рада вас всех видеть, садитесь, пожалуйста. Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. И пожелать вам удачи и новых открытий. Сегодня мы продолжим путешествие по прекрасной стране Геометрия. Пройдемся по ее памятным местам - определениям и теоремам. В геометрии много разных тропинок, но главная из них та, которая начинается за школьной партой и учебной книгой.
2. Мотивация деятельности
Французский писатель 19 века Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.» Давайте последуем этому совету, будем активны и внимательны на уроке.
3. Актуализация опорных знаний.
Д ля того, чтобы вы могли быстро и активно работать
у вас на столах лежит подготовленный заранее раздаточный материал.
Раздаточный материал (работа парами): заполнение кластера "Прямоугольник"
О какой фигуре пойдет речь?
Используя кластер
- дайте определение прямоугольника
- перечислите свойства прямоугольника
- перечислите признаки прямоугольника
Решение задач: № 403 учебник, № 20 рабочая тетрадь
4. Этап изучения новых знаний
Учитель предлагает начать самостоятельно заполнить кластер ( Раздаточный материал )
"ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ"
У учащихся возникают затруднения.
Учитель показывает альбомный лист.(изображен ромб)
- Что по вашему мнению изображено?
-ТУЗ бубновый
Учитель поясняет, что ассоциации не случайны:
термин «ромб» происходит от греческого rhombos – бубен, поскольку
ромб похож на древний четырёхугольный бубен. Отсюда и название карточной масти-«бубны».
Существует и другое объяснение: слово romb означало «вращающееся тело», «веретено», и в геометрию данный термин вошёл потому, что сечение, проведённое в обмотанном веретене, действительно имеет форму ромба.
Учитель просит записать в тетрадь тему урока, изображает ромб на доске. Ученики самостоятельно, используя кластер, дают определение ромба.
Так как ромб – параллелограмм, то какими свойствами он обладает?
Какими особыми свойствами обладает ромб?
Ученики самостоятельно доказывают: диагонали ромба взаимно перпендикулярны, диагонали являются биссектрисами углов. (один ученик у доски, остальные помогают товарищу и делают записи в тетрадь )
5. Этап закрепления нового материала.
Совместная деятельность.
Задача 24 из рабочей тетради
Задача №406 из учебника
Продолжаем заполнять кластер ( квадрат)
Ученики самостоятельно, используя кластер, дают определение квадрата.
Самостоятельно делают выводы: Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны. Так как стороны квадрата равны, то он является также ромбом. Поэтому квадрат обладает свойствами прямоугольника и ромба.
Перечисляют все свойства квадрата, признаки квадрата . (Записываем в тетрадь)
Решаем устные задачи.
ЗАДАЧА № 1. Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?
ЗАДАЧА № 2. Другой паркетчик проверял свою работу иначе: он мерил не стороны, а диагонали. Если обе диагонали оказывались равными, паркетчик считал квадрат вырезанным правильно. Вы тоже так думаете?
Итог урока. Обобщающий кластер по теме " Четырехугольники"
Учитель: Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!
А теперь оцените вашу работу на сегодняшнем уроке.
Оцени свою работу по пятибалльной шкале.
- Я предлагал идеи по решению задач –
1 2 3 4 5
- Я задавал уточняющие вопросы –
1 2 3 4 5
- Я принимал участие в создании кластера –
1 2 3 4 5
- Я внимательно выслушивал всех одноклассников
1 2 3 4 5
Домашнее задание: составить кластеры «РОМБ», «КВАДРАТ», задачи 412,413