Коррекционные карточки для 8 класса
Использование карточек-заданий
для активизации познавательной деятельности учащихся
(из опыта работы).
В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Заслуживают внимания те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания, самостоятельно их приобретать, использовать на практике. К ним можно отнести и различные виды дидактического материала, в т.ч. карточки-задания.
Функция дидактических карточек-заданий:
-
развитие умений логического мышления;
-
приобретение прочных знаний;
-
целенаправленный обучающий контроль.
Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, я рассматриваю не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а также приобретения умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений. Поэтому содержание карточек включает:
-
вопросы, требующие конкретных знаний фактического материала
(элементов, составляющих изучаемые события, определения понятий и т.д.);
-
задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала, т.е. задания с помощью которых осуществляется связь понятий данного курса;
-
задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного (например, задания, где необходимо умение делать выводы и обоснования в эволюционном плане).
Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны (умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения).
Степень сложности таких заданий может быть различной в пределах одной темы и возрастает постепенно, по мере развития изучаемых понятий и приобретения умений и навыков логического мышления. Это задания, требующие:
-
ответа по аналогии;
-
частичного построения или заполнения схемы или таблицы;
-
составления сравнительных схем или таблиц на основе знаний и умений делать выводы и обобщения из полученных данных.