9 КЛАСС
Тема урока « Степенная функция».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием « степенная функция», рассмотреть свойства функции при чётном и нечётном n, учить описывать свойства функции на основе их графического представления, изображать схематически график функции при четном и нечетном n, решать задачи, опираясь на свойства степенной функции, развивать умение аргументировать, доказывать, работать в группе, способствовать развитию связной математической речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица « Степенная функция», чертежные инструменты.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности ( тема, цели, задачи, план урока).
ІІІ. Изучение нового материала.
- Понятие степенной функции.
Функцию, заданную формулой у = х?, где х- независимая переменная, а n- натуральное число, называют степенной функцией с натуральным показателем.
Степенные функции при n =1, 2, 3 т.е. функции у = х, у = х², у = х³ мы с вами уже рассматривали и их свойства и графики вам уже известны, поэтому…
- Объединить класс в три группы. Каждая группа получает задание.
- На подготовку отводится 5 мин.)
1 группа - подготовить сообщение о функции у = х ( свойства, график).
- группа - подготовить сообщение о функции у = х ² ( свойства, график)
- группа - подготовить сообщение о функции у = х³ ( свойства, график).
Сообщение группа готовит у доски.
1 гр. Функция у = х
- (х) - множество всех действительных чисел, Е(у) - множество всех действительных чисел. График проходит через начало координат, точку О (0; 0). Графиком функции есть прямая, возрастающая на всей области определения, функция нечетная.
у
х
2 гр. Функция у = х ²
- (х) - множество всех действительных чисел, Е(у) - множество всех неотрицательных чисел. График проходит через начало координат, точку О (0; 0). Графиком функции есть парабола, возрастающая на промежутке (0;+∞), убывающая на промежутке (-∞;0), функция четная.
у
х
3гр. Функция у = х³
- (х) - множество всех действительных чисел, Е(у) - множество всех действительных чисел. График проходит через начало координат, точку О (0; 0). Графиком функции есть кубическая парабола, возрастающая на всей области определения, функция нечетная.
у
х
- Работа с классом.
Найдите общее у всех представленных функций.
( График проходит через начало координат, точку О (0; 0),
Д (х) - множество всех действительных чисел ).
Различие у функций с четным и нечетным n.
- Свойства функции у = х? при чётном n.
( использовать таблицу, график степенной функции).
1. D(х) - множество всех действительных чисел.
2.Если х = 0, то и у = 0. График проходит через начало координат.
3. Если х≠0, то у > 0. Это следует из того, что чётная степень как положительного, так и отрицательного числа положительна. График расположен в первой и второй координатных четвертях.
4. Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции. Функция чётная.
5. Функция возрастает на промежутке (0;+∞) и убывает на промежутке
- ∞;0).
6. Область значений функции есть множество неотрицательных чисел.
( Рассмотреть примеры графиков функций по таблице и по учебнику стр. 51, рис. 38).
- Свойства функции у = х? при нечётном n.
- D (х) - множество всех действительных чисел.
2. Если х = 0, то и у =0. График проходит через начало координат.
3. Если х >0, то у > 0 ; если х <0, то у <0. График расположен в первой и третьей координатных четвертях.
4. Противоположным значениям аргумента соответствуют противоположные значения функции. Функция нечётная.
5. Функция возрастает на всей области определения.
6. Область значений функции есть множество действительных чисел.
( Рассмотреть примеры графиков функций по таблице и по учебнику стр. 52, рис. 40).
- V. Тренировочные упражнения.
№ 136, № 146, № 147,№ 148( устно),
№ 138 ( самостоятельно),
№ 141, №142, № 149(у доски).
- . Подведение итогов.
- Какую функцию называют степенной функцией с натуральным показателем?
- Сформулируйте свойства степенной функции с чётным показателем. Покажите схематически, как выглядит график этой функции.
- Сформулируйте свойства степенной функции с нечётным показателем. Покажите схематически, как выглядит график этой функции при п > 1.
VІ. Домашнее задание.
Выучить свойства, определение п. 8, решить №140, № 143, № 150.