Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложение и вычитание рациональных чисел"»
Тема урока: «Сложение и вычитание рациональных чисел».
Цели и задачи урока:
- образовательная:отработка вычислительных навыков сложения и вычитания рациональных чисел;
- развивающая: развить позновательный интерес к предмету через игровую деятельность; наблюдательность, внимание; формировать потребность приобретения знаний;
- воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение, чувство уважения к науке, чувство товарищества.
Оборудование:
компьютерная программа с презентацией, карточки настроения, перфокарты для работы в парах, индивидуальные карточки с заданиями (по вариантам), слайды морских обитателей с музыкальным оформлением, карточки с ответами и буквами на магнитах, портрет М. В. Ломоносова.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Наш урок посвящен отработке навыков выполнения сложения и вычитания рациональных чисел. Мы обобщим наши знания о сложении, вычитании рациональных чисел в форме игры «Путешествие в подводный мир». Капитаном плавания буду я – ваш учитель и у меня будут три помощника капитана, они будут контролировать плавание, оценивать вашу работу, делиться новой информацией.
2. Рефлексия настроения.
Ребята. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.
Проверим теоретическую подготовку(опрос правил сложения и вычитания рациональных чисел).
Подготовимся к выходу в море. Для этого решим следующую задачу.
Наблюдая прилив и отлив, мы заметили, что при первом измерении уровень воды в порту был на отметке а , а при втором измерении – на отметке в. Найдите изменение уровня воды в порту.
а
в
Какое выражение позволит нам ответить на вопрос? а – в
Решим эту задачу для конкретных значений а и в.
На экране вы видете конкретные значения по вариантам ( вычисления делаете в тетраде, а ответы – в лист учета). Помощники капитана тоже получили карточки и работают у доски. Их ответы находятся на карточках с магнитом на доске.
Задания для помощников капитана:
1. а = - 3,2; в = 2 2. а = 20; в = 13,7 3. а = 12; в = 14,6
а = - 5; в = - 2,6 а = 7; в = 11, 5 а = 5; в = - 2,4
а = 1, 5; в = 1⅜ а = - 14; в = - 2¾ а = - 2¼; в = ½
Задания на экране:
Вариант 1 Вариант 2
а = 13; в = 4 а = 15; в = 13,8
а = 12; в = 15 а = 14; в = 17,3
а = 5; в = - 3, 1 а = 2, 7; в = - 3
а = - 3; в = 1½ а = - 2; в = 3/7
а = - 6,5; в = - 31/7 а = - 7,5; в = - 21/9
По мере выполнения помощники карточки переворачиваются – открываются буквы. Появляется фамилия выдающегося русского деятеля науки М. В. Ломоносова (выступают помощники капитана). На экран выводятся ответы и уч-ся сами ставят себе оценку.
Выступление помощников.(слайды на экране)
Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов - сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом.Он был одним из самых образованных людей тех мест.
Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в Москве. В 1735 году из Московской академии трое способных учеников (одним из которых был М. В. Ломоносов) были отправлены на учебу в Германию, в Марбургский университет, где изучали математику, физику, химию, металлургию и философию.
В 1741 году Ломоносов вернулся на родину и стал профессором Академии Наук. Главные его открытия касаются химии, физики, астрономии и океанографии.
М. В. Ломоносова по праву называют отцом русской океанографии. В этой науке, изучающей морские глубины, он достиг исключительных успехов. В своих научных трудах он впервые выдвинул идею Мирового океана. Изучал его происхождение, рельеф, свойства, приливы и отливы, течения. Изобрел измерительные приборы для морских путешествий.
5. Отработка вычислительных навыков.
Поднимаем якорь и отправляемся в путешествие. Сегодня мы знакомимся с океаном.
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок
И поискам предела нет!
Быть может, сегодня океан покорит вас, станет вашей мечтой. В одиночку выходить в открытое море нельзя. С собой необходимо взять верных друзей. Они помогут вам в трудную минуту, не бросят в беде. Совместно с соседом по парте выполните следующее задание.
Задание классу – работа в парах по перфокартам. Один ученик выполняет вычисления по верхней цепочке, другой – по нижней. В случае неверного ответа партнеры совместно исправляют ошибки. На этом этапе работы учитель и его помощники оказывают помощь учащимся (если они поднимают карточку с тучами), оценивают их работу, записывают оценки в отценочный лист.
Перфокарта:
+ 84,5 - 76,3
- 12,3 - 16, 9
+
- 89,8
+ 89,3
Результаты подготовительной работы показывают, что команда готова к погружению. Но перед трудной работой надо отдохнуть.
6. Разгрузочная пауза.
1. Физкульт минутка. Встали. Потянулись высоко вверх к солнышку. Опустили руки. Теперь отвели руки назад, потянулись, расправив плечи. Сели.
2. Тренировка ума. Мимо нашего корабля проплыли дельфины. Какого дельфина не хватает?(на экране)
7. Этап проверки знаний.
Внимание! Погружение!
Океан, как дом, - населены все этажи. На самый нижний не проникает солнечный луч. Наблюдать за этим миром можно только находясь в батискафе. Изучать его обитателей будет первая группа (вместе с первым помощником).
Выше – сумрак. И здесь свои обитатели. Их изучать будут исследователи из второй группы (вместе со вторым помощником). Сделать это можно с помощью батискафа или подводной лодки.
Верхний этаж полон света. здесь плавают стаи самых различных рыб. Наблюдать за этими обитателями можно, надев акваланг, водолазный кастюм или с борта судна. Это поручается исследователям третьей группы(вместе стретьим помощником).
Работаем по карточкам, результаты записываются в листах учета. В это время на экране – морские виды в сопровождении звуков моря (композиция – «восхищение дельфинов»).
Через 10 мин. результаты сдаются помощникам, а на карточках - названия морских обитателей. Пока помощники выставляют отценки, каждая группа рассказывает об одном из обитателе своего этажа ( слайды на экране).
Удильщик – хищная морская глубоководная рыба. Охотится на других обитателей подводного мира ему помогает специальный вырост на спине – «удочка» с огоньком. Если кто–нибудь из рыб бросится на огонек – распахивается огромная рыбья пасть: поминай как звали.
Осьминог–вампир – глубоководное животное с полустуденистым телом, восьми руками–щупальцыми. Все осьминоги ползают по дну, а этот плавает в толще воды. Свое страшное название получил за бархатно-черный или темно-фиолетовый цвет.
Латимерия – полуглубоководная, очень редкая рыба.Тело ее покрыто крупной чешуей, глаза светятся. Малоизучена т. к. обитает среди подводных скал и ведет малоподвижный образ жизни.
Большерот – полуглубоководная хищная рыба. Узкая хвостовая часть отделяется от рассширенного туловища. Имеет выдвигающуюся пасть в два раза большую маленького черепа.
Летучие рыбы обитают стаями в приповерхностном слое моря. Плавники их достигают больших размеров по сравнению с туловищем. Спасаясь от хищников, очень высоко выпрыгивает из воды и летит над водой несколько метров.
Рыба-луна достигает 3 м в длину и весом с корову. Короткое сильно сжатое с боков тело напоминает диск. Значительное время проводит лежа на боку у поверхности, ленива и малоподвижна.
8. Подведение итогов.
Помощники капитана объявляют о результатах работы и оценках. Что нового мы сегодня узнали? Что закрепили? Рефлексия настроения ( поднимите карточку: какое у вас настроение в конце урока?).