Конспект урока "Решение задач по теме "Признаки параллельности двух прямых"
Конспект урока "Решение задач по теме "Признаки параллельности двух прямых"
Конспект урока: Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Цель урока:
Систематизация и совершенствование знаний учащихся по теме: «Параллельные прямые».
Задачи:
Осмысление условий применения признаков и свойств параллельных прямых (научиться увидеть, когда в задаче нужно применить признак, а когда свойство);
Развитие грамотной математической речи, используя специальную терминологию;
Формирование операций пространственного и логического мышления.
1.Мотивация: видеоролик Ералаш «Аксиома»(5 мин)
(последняя фраза: «я понял, что они не пересекаются, но я не понял почему они не пересекаются?»
Слова учителя: Как вы думаете какая тема и какая цель урока у нас сегодня будет? Мальчик в фильме не понял почему параллельные не пересекаются, а мы с вами постараемся это понять.
Слайд 4Такой подход к построению геометрии зародился в глубокой древности и был изложен в сочинении «Начала» древнегреческого учёного Евклида
Некоторые из аксиом Евклида (часть из них он называл постулатами) и сейчас используются в геометрии
Слайд 5 От всякой точки до всякой точки можно провести прямую.
Ограниченную прямую можно непрерывно продолжать по прямой.
Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг.
Все прямые углы равны между собой.
Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние односторонние углы, в сумме меньшие двух прямых, то продолженные неограниченно, эти две прямые встретятся с той стороны, где углы в сумме меньше двух прямых.
Слайд 6 Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной
Слайд 7 Следствия из Аксиомы параллельных прямых
Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую.
Слайд 8 Следствия из Аксиомы параллельных прямых
Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.
3.Решение задач по учебнику
Слайд 9Задачи из учебника №198
Слайд 10Задача из учебника №199
4.Слова учителя: А теперь ответьте на такой вопрос: Можно ли через точку, не лежащую на прямой, провести еще одну прямую, параллельную данной прямой?
С докладом на эту тему выступит.
Доклад обучающейся Слйд №11
«Николай Иванович Лобачевский
Дедуктивная теория, исходящая из тех же понятий и аксиом, что и эвклидова геометрия, с единственным фундаментальным исключением − V постулат заменён аксиомой Лобачевского: «К данной прямой через данную точку, не лежащую на прямой, можно провести по крайней мере две параллельные прямые». При этом, в теории нет противоречий, все доказательства безупречны.
В этой геометрии кривизна плоскости отрицательна. При изменении кривизны плоскости до нуля, получается геометрия Евклида»
Слайд 12 Решение задачи устно: НАЙДИ ЛОГИЧЕСКУЮ ОШИБКУ
Пете и Маше на уроке геометрии учительница дала задание найти на чертеже куба параллельные прямые. Петя сказал: «Я думаю, что это прямые СС1 и АD ». Маша ответила: «Но они совсем не похожи на параллельные прямые. Ведь одна расположена вертикально, а другая – горизонтально». Петя предложил: «Давай посмотрим определение в учебнике.
Смотри: «Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются». Прямые CC1 и AD не пересекаются, следовательно, они параллельны».
(Эти прямые называются скрещивающимися, изучать их мы будем в 10 классе)
5.Самостоятельная работа по вариантам Слайд №13
1 вариант
1. Если при пересечении двух прямых секущей---углы равны, то прямые параллельны.
2. Через данную точку, не лежащую на данной прямой, проходит единственная прямая--данной.
3. Если при пересечении двух прямых секущей сумма---углов равна 180 градусов, то прямые параллельны.
4.Если при пересечении двух прямых--накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
5.При пересечении двух прямых секущей---углы равны, то прямые параллельны.
вариант
1.Если при--– двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
2.Если при пересечении двух прямых секущей ---односторонних углов равна 180 градусов, то прямые параллельны.
3.Если две прямые параллельны --– прямой, то они параллельны.
4.Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она ---– и к другой прямой.
5.две прямые на плоскости называются---, если они не пересекаются.
Слова учителя: признаки параллельности прямых лежат в основе способов построения параллельных прямых с помощью различных инструментов, используемых на практике.
(инструкция на партах)
Слайд 23
1 способ построение с помощью линейки и треугольника.
Чтобы постоить прямую, проходящую через точку М и параллельную данной прямой a, приложим чертежный треугольник к прямой а, а к нему линейку. Затем, передвигая треугольник вдоль линейки, добьемся того, чтобы точка М оказалась на стороне треугольника и проведем прямую b. Две прямые будут параллельны т.к. соответственные углы равны.
Слайд 24.
2 способ с помощью циркуля и линейки.
1. Построим окружность с центром в О ∈ а и радиусом ОА. Окружность пересечет прямую а в точках M1 и М2.
2. Построим окружность с центром в точке М1 и радиусом ОА. Она пересечет первую окружность в точке А1.
3. Проведем через точки А и А1 прямую. АА1 || а.
Слайд №25.
3 способ: с помощью столярного инструмента, который называется малка. (две деревянные планки, которые скрепляются шарниром.)
9.Итог урока: Где в жизни мы встречаемся с параллельными прямыми и можем ли мы без них обойтись?
Слайд №27, №28.
10.Рефлексия.
Урок понравился, у меня все получилось
Урок понравился, но у меня не все получалось
Урок не понравился, потому что я ничего не понял
Урок не понравился, потому что мне было неинтересно
11.
Домашнее задание. № 218; 200
пункты 27, 28 учебника
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Решение задач по теме "Признаки параллельности двух прямых"»
Конспект урока: Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Цель урока:
Систематизация и совершенствование знаний учащихся по теме: «Параллельные прямые».
Задачи:
Осмысление условий применения признаков и свойств параллельных прямых (научиться увидеть, когда в задаче нужно применить признак, а когда свойство);
Развитие грамотной математической речи, используя специальную терминологию;
Формирование операций пространственного и логического мышления.
1.Мотивация: видеоролик Ералаш «Аксиома»(5 мин)
(последняя фраза: «я понял, что они не пересекаются, но я не понял почему они не пересекаются?»
Слова учителя: Как вы думаете какая тема и какая цель урока у нас сегодня будет? Мальчик в фильме не понял почему параллельные не пересекаются, а мы с вами постараемся это понять.
Слайд 4Такой подход к построению геометрии зародился в глубокой древности и был изложен в сочинении «Начала» древнегреческого учёного Евклида
Некоторые из аксиом Евклида (часть из них он называл постулатами) и сейчас используются в геометрии
Слайд 5 От всякой точки до всякой точки можно провести прямую.
Ограниченную прямую можно непрерывно продолжать по прямой.
Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг.
Все прямые углы равны между собой.
Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние односторонние углы, в сумме меньшие двух прямых, то продолженные неограниченно, эти две прямые встретятся с той стороны, где углы в сумме меньше двух прямых.
Слайд 6 Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной
Слайд 7 Следствия из Аксиомы параллельных прямых
Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую.
Слайд 8 Следствия из Аксиомы параллельных прямых
Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.
3.Решение задач по учебнику
Слайд 9Задачи из учебника №198
Слайд 10Задача из учебника №199
4.Слова учителя: А теперь ответьте на такой вопрос: Можно ли через точку, не лежащую на прямой, провести еще одну прямую, параллельную данной прямой?
С докладом на эту тему выступит.
Доклад обучающейся Слйд №11
«Николай Иванович Лобачевский
Дедуктивная теория, исходящая из тех же понятий и аксиом, что и эвклидова геометрия, с единственным фундаментальным исключением − V постулат заменён аксиомой Лобачевского: «К данной прямой через данную точку, не лежащую на прямой, можно провести по крайней мере две параллельные прямые». При этом, в теории нет противоречий, все доказательства безупречны.
В этой геометрии кривизна плоскости отрицательна. При изменении кривизны плоскости до нуля, получается геометрия Евклида»
Слайд 12 Решение задачи устно: НАЙДИ ЛОГИЧЕСКУЮ ОШИБКУ
Пете и Маше на уроке геометрии учительница дала задание найти на чертеже куба параллельные прямые. Петя сказал: «Я думаю, что это прямые СС1 и АD ». Маша ответила: «Но они совсем не похожи на параллельные прямые. Ведь одна расположена вертикально, а другая – горизонтально». Петя предложил: «Давай посмотрим определение в учебнике.
Смотри: «Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются». Прямые CC1 и AD не пересекаются, следовательно, они параллельны».
(Эти прямые называются скрещивающимися, изучать их мы будем в 10 классе)
5.Самостоятельная работа по вариантам Слайд №13
1 вариант
1. Если при пересечении двух прямых секущей-------------углы равны, то прямые параллельны.
2. Через данную точку, не лежащую на данной прямой, проходит единственная прямая---------данной.
3. Если при пересечении двух прямых секущей сумма----------------углов равна 180 градусов, то прямые параллельны.
4.Если при пересечении двух прямых------------накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
5.При пересечении двух прямых секущей--------------углы равны, то прямые параллельны.
вариант
1.Если при------------– двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
2.Если при пересечении двух прямых секущей ----------------односторонних углов равна 180 градусов, то прямые параллельны.
3.Если две прямые параллельны --------– прямой, то они параллельны.
4.Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она -------------– и к другой прямой.
5.две прямые на плоскости называются------------------, если они не пересекаются.
Слова учителя: признаки параллельности прямых лежат в основе способов построения параллельных прямых с помощью различных инструментов, используемых на практике.
(инструкция на партах)
Слайд 23
1 способ построение с помощью линейки и треугольника.
Чтобы постоить прямую, проходящую через точку М и параллельную данной прямой a, приложим чертежный треугольник к прямой а, а к нему линейку. Затем, передвигая треугольник вдоль линейки, добьемся того, чтобы точка М оказалась на стороне треугольника и проведем прямую b. Две прямые будут параллельны т.к. соответственные углы равны.
Слайд 24.
2 способ с помощью циркуля и линейки.
1. Построим окружность с центром в О ∈ а и радиусом ОА. Окружность пересечет прямую а в точках M1 и М2.
2. Построим окружность с центром в точке М1 и радиусом ОА. Она пересечет первую окружность в точке А1.
3. Проведем через точки А и А1 прямую. АА1 || а.
Слайд №25.
3 способ: с помощью столярного инструмента, который называется малка. (две деревянные планки, которые скрепляются шарниром.)
9.Итог урока: Где в жизни мы встречаемся с параллельными прямыми и можем ли мы без них обойтись?
Слайд №27, №28.
10.Рефлексия.
Урок понравился, у меня все получилось
Урок понравился, но у меня не все получалось
Урок не понравился, потому что я ничего не понял
Урок не понравился, потому что мне было неинтересно