Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Конспект урока: Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Цель урока:
Систематизация и совершенствование знаний учащихся по теме: «Параллельные прямые».
Задачи:
1.Мотивация: видеоролик Ералаш «Аксиома»(5 мин)
(последняя фраза: «я понял, что они не пересекаются, но я не понял почему они не пересекаются?»
Слова учителя: Как вы думаете какая тема и какая цель урока у нас сегодня будет? Мальчик в фильме не понял почему параллельные не пересекаются, а мы с вами постараемся это понять.
2.Доклад обучающейся: «Аксиома параллельных прямых»
Слайд 4Такой подход к построению геометрии зародился в глубокой древности и был изложен в сочинении «Начала» древнегреческого учёного Евклида
Некоторые из аксиом Евклида (часть из них он называл постулатами) и сейчас используются в геометрии
Слайд 5 От всякой точки до всякой точки можно провести прямую.
Слайд 6 Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной
Слайд 7 Следствия из Аксиомы параллельных прямых
Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую.
Слайд 8 Следствия из Аксиомы параллельных прямых
Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.
3.Решение задач по учебнику
Слайд 9Задачи из учебника №198
Слайд 10Задача из учебника №199
4.Слова учителя: А теперь ответьте на такой вопрос: Можно ли через точку, не лежащую на прямой, провести еще одну прямую, параллельную данной прямой?
С докладом на эту тему выступит.
Доклад обучающейся Слйд №11
«Николай Иванович Лобачевский
Дедуктивная теория, исходящая из тех же понятий и аксиом, что и эвклидова геометрия, с единственным фундаментальным исключением − V постулат заменён аксиомой Лобачевского: «К данной прямой через данную точку, не лежащую на прямой, можно провести по крайней мере две параллельные прямые». При этом, в теории нет противоречий, все доказательства безупречны.
В этой геометрии кривизна плоскости отрицательна. При изменении кривизны плоскости до нуля, получается геометрия Евклида»
Слайд 12 Решение задачи устно: НАЙДИ ЛОГИЧЕСКУЮ ОШИБКУ
Пете и Маше на уроке геометрии учительница дала задание найти на чертеже куба параллельные прямые. Петя сказал: «Я думаю, что это прямые СС1 и АD ». Маша ответила: «Но они совсем не похожи на параллельные прямые. Ведь одна расположена вертикально, а другая – горизонтально». Петя предложил: «Давай посмотрим определение в учебнике.
Смотри: «Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются». Прямые CC1 и AD не пересекаются, следовательно, они параллельны».
(Эти прямые называются скрещивающимися, изучать их мы будем в 10 классе)
5.Самостоятельная работа по вариантам Слайд №13
1 вариант
1. Если при пересечении двух прямых секущей---углы равны, то прямые параллельны.
2. Через данную точку, не лежащую на данной прямой, проходит единственная прямая--данной.
3. Если при пересечении двух прямых секущей сумма---углов равна 180 градусов, то прямые параллельны.
4.Если при пересечении двух прямых--накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
5.При пересечении двух прямых секущей---углы равны, то прямые параллельны.
1.Если при--– двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
2.Если при пересечении двух прямых секущей ---односторонних углов равна 180 градусов, то прямые параллельны.
3.Если две прямые параллельны --– прямой, то они параллельны.
4.Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она ---– и к другой прямой.
5.две прямые на плоскости называются---, если они не пересекаются.
6.Слайд №14-№17
Решение задач по готовым чертежам
Доказать: а ll b
Накрест лежащие углы равны - прямые параллельны
Доказать: а ll b
Сумма односторонних углов 1800 - прямые параллельны
Доказать: а ll b
Соответственные углы равны- прямые параллельны
Слайд №18 На доске с объяснением, в тетрадях письменно.
Доказать: DE ll AC
Слайд №19, 20 Работа с компьютером
7. Физкультминутка
Слайд №22Зарядка для глаз
8.Новая тема.
Слайд №23 Практические способы построения параллельных прямых
(практическая работа в парах)
Слова учителя: признаки параллельности прямых лежат в основе способов построения параллельных прямых с помощью различных инструментов, используемых на практике.
(инструкция на партах)
Слайд 23
1 способ построение с помощью линейки и треугольника.
Чтобы постоить прямую, проходящую через точку М и параллельную данной прямой a, приложим чертежный треугольник к прямой а, а к нему линейку. Затем, передвигая треугольник вдоль линейки, добьемся того, чтобы точка М оказалась на стороне треугольника и проведем прямую b. Две прямые будут параллельны т.к. соответственные углы равны.
Слайд 24.
2 способ с помощью циркуля и линейки.
1. Построим окружность с центром в О ∈ а и радиусом ОА. Окружность пересечет прямую а в точках M1 и М2.
2. Построим окружность с центром в точке М1 и радиусом ОА. Она пересечет первую окружность в точке А1.
3. Проведем через точки А и А1 прямую. АА1 || а.
Слайд №25.
3 способ: с помощью столярного инструмента, который называется малка. (две деревянные планки, которые скрепляются шарниром.)
9.Итог урока: Где в жизни мы встречаемся с параллельными прямыми и можем ли мы без них обойтись?
Слайд №27, №28.
10.Рефлексия.
Урок понравился, у меня все получилось
Урок понравился, но у меня не все получалось
Урок не понравился, потому что я ничего не понял
Урок не понравился, потому что мне было неинтересно
11.
Домашнее задание. № 218; 200
пункты 27, 28 учебника
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт