Организационный этап (2 минуты) | Приветствие и проверка подготовленности обучающихся к уроку. -Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. У Вас на столе обязательно должны лежать линейка и карандаш. Если Вы уже приготовились, то можете присаживаться и включаться в работу. | Включаются в деловой ритм урока. Приветствуют учителя и одноклассников. Готовятся к работе. | Личностные: - самоопределение. Коммуникативные: - планирование ученического сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные: соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; -умение устанавливать аналогии. Логические: - анализ объекта с целью выделения признаков; - актуализация мыслительных операций. |
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5-7 минут) | Задает вопросы по пройденному материалу. -Какую тему мы с Вами начали изучать на прошлом уроке? На экране слайд 1. -Сейчас мы с Вами повторим пройденный материал. Заполните пропуски в предложении на экране. Просит определенного ученика проговорить вслух предложение, которое получилось. -Ребята, а что называется секущей по отношению к прямым a и b. -Молодцы. Какие пары углов на рисунке называются накрест лежащие? На экране слайд 2. - Ребята, прошу Вас обратить внимание на экран. Заполните пропуски в предложении. Отвечает один ученик. -Чем является данное предложение? | Отвечают на вопросы. -Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. Заполняют пропуски и записывают в тетрадь ответ. Проговаривает свое предложение. -Прямая с называется секущей по отношению к прямым a и b, если она пересекает их в двух точках. -Накрест лежащими называются углы 3 и 5, 4 и 6. Прочитывает предложение и вставляет пропущенные слова. -Теоремой. Это первый признак параллельности прямых. | Личностные: -самоопределение-мотивация учения. Познавательные: -умение ориентироваться в своей системе знаний; -умение структурировать знания, логическое выдвижение. Коммуникативные: -умение слушать и понимать речь других; -умение устанавливать аналогии; -умение классифицировать и систематизировать. |
Изучение нового материала (15-20 минут) | -Посмотрите внимательно на экран. Какие пары углов на рисунке называются соответственными? На экране слайд 3. -Молодцы. А теперь мы с Вами решим задачу. Запишем в тетрадь условие задачи. -Внимательно прочитайте задачу еще раз. Что нам дано в условии задачи? -Что требуется доказать в данной задаче? -Что нам достаточно доказать, чтобы прямые a и b были параллельны? На экране слайд 4. -Хорошо. Посмотрите на наш чертеж и скажите, какие углы равны углу 2? -Какой вывод можно сделать об углах 1 и 3? -А что следует из этого утверждения? На экране слайд 5. -Мы решили задачу? -Можем ли мы сделать какой-то вывод о соответствующих углах при двух прямых и секущей? Сформулируйте предложение. -Чем является данное предложение? -Молодцы. Сможем ли мы доказать данную теорему при помощи решенной задачи? Проговорите вслух Ваше доказательство. -Дома вы должны будете правильно оформить доказательство. На экране слайд 6. -Посмотрите внимательно на экран и укажите на рисунке пары углов, которые называются односторонними. -Хорошо. Мы с Вами вспомнили, какие углы называются односторонними. Теперь давайте попробуем решить задачу 2. На экране слайд 7. Запишем в тетрадь условие задачи. -Внимательно прочитайте задачу еще раз. Что нам дано в условии задачи? -Что требуется доказать в данной задаче? -Что нам достаточно доказать, чтобы прямые a и b были параллельны? На экране слайд 8. -Как называются углы 3 и 4? -Какой угол образуют углы 3 и 4? -Чему равна сумма смежных углов? -Что из этого следует? -Какую градусную меру имеет угол 3? -Как называются углы 1 и 3? -Какой вывод мы можем сделать? -Мы решили задачу? -Какой вывод мы можем сделать об односторонних углах при двух прямых и секущей? Сформулируйте предложение. На экране слайд 8. -Чем является данное предложение? - Сможем ли мы доказать данную теорему при помощи решенной задачи? Проговорите вслух Ваше доказательство. -Хорошо. Дома вы должны будете правильно оформить доказательство и этой теоремы. | -Соответственными являются следующие пары углов: 1 и 5, 4 и 8, 2 и 6, 3 и 7. Записывают в тетрадь условие задачи. -Нам даны прямые a и b, секущая с, ∠1=∠2=110°. -Требуется доказать, что aǁb. -Что накрест лежащие углы равны (по первому признаку параллельности) -∠2=∠1=110° (по условию задачи); ∠2=∠3 (вертикальные). -Они накрест лежащие. -Мы доказали, что ∠1=∠3 и они накрест лежащие. Поэтому мы можем утверждать, что прямые a и b параллельны. -Задача решена. -Можем. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. -Данное предложение является теоремой. Это второй признак параллельности прямых. Ученик проговаривает вслух доказательство. -Односторонними являются следующие пары углов: 4 и 5, 3 и 6. -Нам даны прямые a и b, секущая с, ∠1=110°, ∠4=70°. -Требуется доказать, что aǁb. -Что накрест лежащие углы равны (по первому признаку параллельности) -Углы 3 и 4 называются смежными. -Углы 3 и 4 образуют развернутый угол. -Сумма смежных углов равна 180°. -Из этого следует, что ∠1+∠3=180°. -∠3=110°. -Углы 3 и 4 называются накрест лежащие. -Мы доказали, что ∠1=∠3 и они накрест лежащие. Поэтому мы можем утверждать, что прямые a и b параллельны. -Задача решена. -Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180°, то прямые параллельны. -Данное предложение является теоремой. -Один ученик проговаривает вслух доказательство теоремы. | Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий. |
Первичное закрепление нового материала | -Мы с Вами изучили два новых признака параллельности прямых. Теперь нужно закрепить полученные знания в решении задач. Прежде чем начать решать задачи, мы проверим вашу готовность. Поднимите руку те, кто уже готов решать задачи. Теперь поднимите руку те, у кого еще остались вопросы. Вы можете задать свой вопрос ребятам, которые поняли нашу сегодняшнюю тему. У Вас на это есть 2 минуты. -Сейчас уже все готовы решать задачи? -Мы с Вами сейчас займемся творческим заданием. Геометрические понятия встречаются в жизни человека? А встречается ли в жизни человека понятие параллельных прямых? Сегодня вы будете математическими художниками. Разделимся с Вами на пять команд. Каждой команде приготовлена определенная картина. Ваша задача собрать данную картину из кусочков, решая задачи по теме урока, и рассказать, чем связана эта картина с понятием «параллельные прямые». Всем понятна Ваша задача? Учитель делит учеников на 5 команд и раздает первый кусочек картины (первые задачи). | Анализируют свою готовность решать задачи. Консультация между учениками. -Все готовы. -Да. Геометрические понятия создавались человеком из образов. Ученики организуют работу в группе. Решают задачи, сдают их учителю на проверку, получают новый кусочек картины (новые задачи). | Познавательные: -умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, коррекция, оценка действий. Регулятивные: - контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Контроль и коррекция знаний | Проверяет правильность решения задач. Слушает и оценивает выступления учеников по заданным картинам. Картины: Железная дорога; Трамвайные пути; Архитектура (дом); Разметка на дороге; Дизайн комнаты (мебель). | Делают работу над ошибками. Собирают картинку. Готовят презентацию своей картины. Представители от групп представляют полученные результаты. | Регулятивные: - умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: -умение классифицировать и систематизировать; уметь действовать по алгоритму. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; слушать и понимать речь других. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Как Вы оцениваете свою активность? Если Вам было интересно, и Вы все поняли, то поднимите руку. Если у Вас остались вопросы, то поднимите руку и задайте свой вопрос. | Поднимают руку. Анализируют свою работу на уроке. | Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: -установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |