развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету, устную речь, умение ставить и разрешать проблемы, математическую речь, мелкую моторику, двигательную сноровку, умение действовать по инструкции и без, внимание, память.
Воспитывающий аспект:
воспитывать дисциплинированность и собранность, активность, добросовестность, доброжелательность и ответственность, навык оценки и самооценки;
расширять знания учащихся о космосе.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Вид урока: урок- путешествие.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: презентация “Путешествие в космос”, рисунок солнца, лучи по числу учеников, , наборы геометрических фигур, портреты первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина, казахстанских космонавтов.
Методы обучения:
-наглядный (использование учебной презентации);
-репродуктивный (повторяли название и порядок чисел);
-проблемный (придумать вопрос к задаче, подобрать схему к задаче);
-стимулирование(похвала);
-контроля и самоконтроля (взаимопроверка, самопроверка, сверка с доской).
Ход урока
Орг. момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Добрый день!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Здравствуйте! Ребята, поприветствуйте гостей.
- Ребята, какое у нас время года? Какой месяц?
А какое число было вчера?
- Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
- Почему 12 апреля?
( 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день в 1961 году Юрий А.Г. совершил первый космический полет.)
- А каких казахстанских космонавтов вы знаете? (Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев.)
С того времени многие мальчишки и девчонки мечтают стать космонавтами.
- Как вы думаете, нужно ли космонавтам и людям, делающим космические корабли знать математику?
- Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, т. к. обнаружили в программе действий ракеты ошибку. Был пропущен знак. Казалось бы, 1 знак, а он мог обернуться катастрофой. Поэтому, будь внимателен, когда считаешь!
-Сегодня на уроке, мы будем считать, решать разные задачи, повторим геометрические фигуры, и узнаем много интересного и нового.
А вы, будьте очень внимательными!
II. Ребята, кто из вас любит путешествовать? Сегодня вам предлагаю отправиться в космическое пространство, путешествие по Солнечной системе, по пути будем делать остановки.
Путешествие, не простое, а математическое. А отправимся мы на космическом корабле.
- Представьте, что мы космонавты.
До старта нашей ракеты осталось 5 секунд. Отсчитываем: 5, 4, 3, 2, 1, старт!
(Мультимедийная заставка. Взлет.)
-Открыть бортовые журналы, записать дату полета!
(Дети записывают дату .)
13 апреля
Классная работа
Станция-Планетная.
Мы прилетели на станцию « Планетная ».
Работа с числовым рядом: 90,30, 10, 17, 20, 11, 70, 9, 60.
Назовите числа.
На какие группы их можно разделить?
Назови соседей числа 10, 90.
Самое наименьшее двузначное число (9)
Назови лишнее число(9,17,11)
Расставив и записав числа в порядке возрастания, вы узнаете порядок удаления планет от солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
- Молодцы, с заданием справились, отправляемся дальше
2 Станция – Сосчитай-ка.
- С нашей планеты были запущены космические спутники. У каждого спутника свое задание. Решив математические выражения, мы узнаем на какую планету был запушен каждый спутник.
-Прочитайте выражение « 50-20» по разному.
9-5=
6+4=
50-20=
20+80=
80-0=
100-60=
0+70=
70+20=
Станция – Думай-ка. (Физминутка )
А сейчас поиграем в день и ночь. Днем мы хорошо поработали, наступила ночь, нужно отдохнуть. Посчитав устно, вы узнаете сколько спутников имеет планета Юпитер.
3+3-1+5+20-30+4+10=14
Молодцы!
- Планета Юпитер, состоит почти из одних облаков. Сама планета небольшая. У Юпитера 14 спутников и 2 из них как наша луна.
4 Станция – Задачкина.
Летим дальше. Это станция Задачкина. Вам нужно внимательно послушать,
посмотреть, подумать и подобрать схему к задаче.
С космодрома Байконур был осуществлён запуск спутников . В первый день запустили 3 спутника, во второй день 4. Сколько всего спутников запустили за два дня?
Для полета в космос подготовили 90 космонавтов. Из них 60 мужчин , остальные женщины. Сколько женщин подготовили для полета в космос?
__________________ __________________
Физминутка.
-Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку? Даже в полете они находят время для спортивных упражнений.
Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. Повернулись все кругом, Упражнения начнем. – А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете.
Потянулись. Улыбнулись.
Влево- вправо повернулись.
Руки вверх, сомкнули ручки.
Улетели мы за тучки.
(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты".)
Ну , ребята, а теперь
– Аккуратно всем сидеть, Чтоб приборы не задеть.
Продолжаем работать.
-- Какой схемы не хватает? (Схемы на разностное сравнение.)
Прочитайте текст.
Вокруг Солнца вращаются планеты. Из них 4 больших планеты, 5 маленьких. (Сколько всего планет вращается вокруг Солнца?)
Можно ли назвать это задачей? Почему?
Сейчас поработаем в парах. Задание такое. Сформулируйте вопрос, чтобы получилась задача на разностное сравнение чисел. И решите эту задачу.
На сколько МЕНЬШЕ больших планет , чем маленьких, вращается вокруг Солнца?
На сколько Больше маленьких планет , чем больших, вращается вокруг Солнца?
Ребята, а какое правило надо использовать при решении этой задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число меньше (больше)другого надо из большего числа вычесть меньшее). Правильно!
_______________-
_______________-
Ответ : ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Станция – Геометрическая. Работа в парах.
Наше путешествие подходит к концу. Но что это? Наш корабль сломался пока мы решали задачи. Как нам быть, корабль долетит только до станции Геометрическая.
Чтобы вернуться домой, нам необходимо самим построить космический корабль из геометрических фигур.
- А какие вы знаете геометрические фигуры?
- Что такое квадрат?
- Прямоугольник?
- Чем они отличаются?
- Что общего?
Возьмите эти фигуры, и насчет три начинаем строить ракету по образцу. РАЗ, ДВА, И НАЧИЛИ.
БЫЛИ трудности? В чем?
Что лишнего увидели?
Что такое отрезок ?
Луч ?
Молодцы!
Мы справились со всеми заданиями, теперь можем лететь на нашу планету.
7. Остановка “Земля”.Подведение итога.
Следующая остановка Земля. Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и может быть , сделать ее еще прекраснее!
Прочитайте слова первого космонавта : «Земля наша – голубая планета!И еенадо беречь!»
- Что необходимо для того , чтобы сохранить нашу Землю чистой и красивой? (Ответы детей) Молодцы !
Пока наш корабль приземляется, давайте вспомним:
- Что нового узнали? Чему научились?
Я научился…
Я узнал….
Я вспомнил….
Я закрепил…….
Что особенно понравилось?
Вот и прилетели на нашу планету.
Молодцы !
8. Домашнее задание.
- Теперь, используя все свои полученные знания, дома решите задачу на разностное сравнение чисел, и придумать и решить одну обратную задачу.
Рефлексия:
-Сегодня, мы были активными. Показали свои знания .Я увидела, какие мы дружные и умные. Я соберу ваши маршрутные листы , проверю и выставлю оценки.
- Центр нашей вселенной - Солнце. Оно большое и теплое. У каждого из вас на столе лежат лучики. Если вы сегодня на уроке узнали и запомнили много интересного , закрепили свои знания ,то прикрепите свой лучик близко к солнышку,
а если не все запомнили , и у вас возникают вопросы, то подальше от солнца.