Пробудить интерес к дальнейшему изучению положительных и отрицательных чисел;
Вызвать стремление к изучению истории математики;
Развивать математическую речь учащихся.
Оборудование: презентация, средства программы Smart Note Board.
Этапы урока:
Организационный момент 1 минута;
Актуализация знаний 5 минут;
Изучение нового материала 13 минут;
Упражнения на закрепление знаний 5 минут;
Динамическая пауза 2 минуты;
Историческая справка 4 минуты;
Работа по учебнику 4 минуты;
Подведение итогов урока 3 минуты;
Организация работы дома 2 минуты;
Рефлексия 1 минута.
Ход урока
I. Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать положительные и отрицательные числа. Вы уже умеете складывать отрицательные числа, а сегодня научитесь складывать числа с разными знаками. Итак, тема нашего урока «Сложение чисел с разными знаками». Это первый урок по данной теме. Цель нашего сегодняшнего урока – сформулировать правило по сложению чисел с разными знаками и научиться складывать числа с разными знаками, а также развивать память, логическое мышление и математическую речь.
(Слайд 1)
II. Актуализация знаний:
– Повторим материал прошлого урока. Найдите модуль числа:
Правильно ли расположены числа в порядке возрастания? Проверьте:
-21,5; -11; -10,2; -10,5; -7; 3,2; 10?
(Слайд 9)
– Какими правилами вы пользовались при сравнении чисел?
– Как сравнивают положительные и отрицательные числа?
– Как сравнивают два отрицательных числа?
III. Изучение нового материала:
– Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока «Сложение чисел с разными знаками».
– Сейчас давайте разберём сложение чисел с разными знаками сначала на термометре, а затем на координатной прямой.
– На интерактивной доске, используя виртуальный термометр программы Smart Board, сложим числа 9+(-6) и 9+(-12), объясним сложение и запишем примеры на интерактивной доске.
– На интерактивной доске, используя виртуальную координатную прямую программы Smart Board, покажите сложение этих же чисел 9+(-6) и 9+(-12), объясните сложение и запишите на интерактивной доске. Сделайте вывод. (Учащиеся отвечают).
–Да, действительно, в результате сложения чисел с разными знаками может получиться как отрицательное, так и положительное число.
– Как вы считаете, ребята, от чего зависит знак суммы? (Учащиеся отвечают).
– Правильно, от знака большего модуля.
– Кто из вас может уже сейчас сформулировать правило сложения чисел с разными знаками?
– Откройте учебник на странице 180, выучите правило и расскажите друг другу.
– На практике чаще поступают по-другому: сначала определяют знак и ставят его, а затем из большего модуля вычитают меньший. Давайте посмотрим, как правильно нужно оформлять такие примеры: -19 + 14 = - (19 - 14) = -5.
(Слайд 10)
– Выполните задание: разделите следующие примеры, не выполняя вычислений, на две группы: с положительными и отрицательными ответами. (Учащиеся выполняют задание).
– Что можно сказать о модулях слагаемых?
– Какой знак имеет сумма?
(Слайд 11)
– Объясните решение примеров: 26 + (-6); -5,7 + 3,4
(Слайд 12)
IV. Упражнения на закрепление знаний:
– Предлагаю вам выполнить примеры на закрепление нового материала. Первый пример мы разберем с вами вместе, а остальные вы решите в тетради самостоятельно. Для проверки один ученик будет работать на интерактивной доске.
(Слайд 13)
V. Динамическая пауза:
– Пора немного отдохнуть. Предлагаю всем встать на «физминутку». Постарайтесь выполнять упражнения активно, так, как это показано на интерактивной презентации.
VI. Историческая справка:
– Ребята, проверьте свои записи, сравнив их с ответами на доске. Поднимите руку, у кого все правильно.
– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).
– Теперь предлагаю вам заменить ответы соответствующими буквами и расшифрованное слово записать в тетради.
– Какое слово получили? Правильно, Брахмагупта.
(Слайд 14)
– Как вы думаете, что обозначает это слово? Оказывается Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги». Вот как в рукописях VII в. излагались правила сложения и вычитания:
«Сумма двух имуществ есть имущество»;
«Сумма двух долгов есть долг»;
«Сумма имущества и долга равна их разности».
– Переведите эти древнеиндийские правила на современный язык математики. У вас получилось правило сложения положительных чисел, отрицательных и чисел с разными знаками.
(Слайд 15-16)
VII. Работа по учебнику:
– Закрепление материала продолжим по учебнику. Откройте учебники на странице 181, найдите и выполните №1066 (1,2 строчки). Решайте самостоятельно, а если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку – я подойду и помогу вам разобраться.
– Проверяем устно по цепочке.
– Ребята, поднимите руку, у кого все правильно.
– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).
– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).
VIII. Подведение итогов урока:
– Давайте подведем итоги урока. Вначале урока мы ставили цели. Сумели ли их достичь?
Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?
– Вы молодцы все работали хорошо. Оценки за урок получают самые активные.
IX. Организация работы дома:
– Дома для закрепления изученного материала вам необходимо выполнить задания: п. 33 (читать, учить правило, устно ответить на вопросы на стр. 181), № 1081 (а – л); № 1083.
X. Рефлексия:
– Сегодня вы работали очень хорошо. А как каждый из вас оценивает свою активность и работу на уроке, мы сейчас узнаем. На интерактивной доске рисунок солнца и смайлики. Кто доволен своей работой на уроке, выберите смайлик с хорошим настроением. А если вы были не совсем активны, то поднимите смайлик с грустным настроением, все смайлики нужно прикрепить к лучику солнца.
– Спасибо за урок. Успехов вам в изучении математики. Урок закончен.