Просмотр содержимого документа
«конспект урока по математике по теме "Тонна. Центнер"»
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 имени А.М. Городнянского
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
по математике
Единицы массы. Тонна. Центнер
4 класс, автор учебника М.И. Моро и др.
Разработан учителем
первой квалификационной категории
Фадеевой Ольгой Алексеевной
Смоленск, 2015 г
Тема «Единицы массы. Тонна. Центнер»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления учащимися новых единиц массы: тонна, центнер; учить выполнять преобразования с именованными числами, соотносить новые единицы измерения с известными; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Задачи урока:
познакомиться с единицами массы – тонна, центнер;
учиться соотносить новые единицы с известными;
систематизировать знания детей о единицах измерения массы;
работать над умением переводить величины из одних единиц измерения в другие;
Ш. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы
- Ребята, на столе у каждого из вас лежит карточка, возьмите её.
Посмотрите, чего в ней не хватает? (Единиц измерения) Каких? (Единиц массы).
- Дополните самостоятельно единицы массы. А за доской эту же работу будет выполнять ещё один ученик.
1. Яблоко весит 50 ………..
2. Арбуз весит 5 ………….
3. Кольцо весит 2………..
4. Тюлень весит 3 …………
5. Учебник весит 500 ……….
6. Автомобиль весит 2…………..
7. Мешок картофеля весит 45 …………
- Для проверки обменяйтесь листочками, а также проверяем работу ученика, работавшего за доской.
- Какие предметы вызвали у вас затруднение при определении их единиц массы? (Масса льва и автомобиля).
- Кто-нибудь из вас знает ответ?
- Тогда будем искать ответ по данной проблеме вместе, а заодно и узнаем новые единицы массы.
IV. Изучение нового материала
- На доске записан ряд слов (на карточках), обозначающих различные единицы измерений:
Час, килограмм, метр, тонна, минута, кв. сантиметр, центнер, месяц, грамм, литр.
- Найдите среди всех единиц измерений только единицы, относящиеся к массе. Обсуждайте в микрогруппах (4 чел.).
- Итак, получился ряд: килограмм, тонна, центнер, грамм.(Если дети затрудняются и не знают (не слышали) ничего о центнере, предлагаем заглянуть в толковый словарь, или сообщает учитель:«Центнер – мера веса»).
- Мы выяснили, что есть ещё две меры веса: тонна и центнер. Интересно, а что тяжелее: 1 тонна или 1 центнер?
1 тонна
- Обратимся к нашему тесту на листочках. Присваиваем имена числам, указывающих на массу тюленя
Тюлень весит 3 центнера (подсказывает учитель)
Автомобиль весит 2 тонны
- Итак,
масса тюленя
- Если автомобиль тяжелее, чем тюлень, значит:
3 центнера
- Значит, сделайте вывод:
1 тонна ? 1 центнер
1 тонна 1 центнер
- Теперь остаётся выяснить соотношение новых единиц массы (тонна, центнер) к уже известным единицам (грамм, килограмм).
килограмм, тонна, центнер, грамм
- Снова работаем с тестом. Масса какого предмета указана в килограммах?
(Арбуза)
- Масса какого предмета указана в тоннах? (автомобиля)
- Масса какого предмета указана в центнерах? (тюленя)
- Масса какого предмета указана в граммах? (кольца)
Арбуз, автомобиль, тюлень, кольцо.
- Расположите эти предметы в порядке увеличения их массы.
- В математике приняты следующие сокращения (без точек):
1 г
- Соотношения каких единиц массы вы уже знаете?
1 кг = 1 000 г
- Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 000 г гвоздей?
- Итак, будем работать в микрогруппах. Вот вам карточки:
Бурый медведь весит 7 центнеров – это 700 кг / 7 ц = … кг /
Лев весит 2 центнера - это 200 кг / 2 ц = … кг /
Тигр весит 3 центнера - это 300 кг / 3 ц = … кг /
Вывод: 1 ц = …… кг
Бегемот весит 4 000 кг – это 4 тонны / 4 000 кг = … т /
Слон весит 7 000 кг – это 7 тонн / 7 000 кг = … т/
Вывод: 1 т = …… кг
1 ц = 100 кг
1 т = 1000 кг
- Сравните свой вывод с данными в учебнике на с. 49 № 233
V. Первичное закрепление
- Теперь вам нужно научиться применять полученные знания на практике.
- Давайте устно выполним № 236 на с. 49
- Для чего нам необходимо знать единицы массы и их соотношения между собой?
- Где мы встречаемся с такими единицами массы как грамм? килограмм? центнер? тонна?
VI. Физминутка
VII. Закрепление ранее изученного материала
1. Решение задачи.
- Не только знания единиц массы нам пригодятся в жизни, но и умение находить доли нам тоже уметь очень важно. Где в жизни нам приходится что-то делить на части и находить их величины?
- Обратимся к учебнику и попробуем решить задачу № 237. Прочитайте её.
- Давайте начертим схематический чертёж и по чертежу выясним, какой вопрос будет более подходящим. Кто хочет поработать у доски?
- Какой вопрос напрашивается к этой задаче? (Сколько было парников с огурцами?)
- Сколько вопросов (неизвестных данных) в задаче? (3)
- Какой вопрос главный? (Сколько было парников с огурцами?)
- Посовещайтесь в парах и наметьте план решения этой задачи, начиная рассуждать от главного вопроса.
- Чья пара выскажет своё мнение? (Чтобы найти, сколько парников было с огурцами, надо из общего количества парников вычесть количество парников с луком и салатом. Но у нас неизвестно количество парников ни с луком, ни с салатом. Найти количество парников с салатом сразу нам не удастся, потому что сказано, что их в 2 раза меньше, чем с луком. Значит, вначале надо узнать, сколько парников было с луком. Это мы можем сделать).
- Итак, оформлять решение задачи за доской будут два ученика. После следует проверка.
2. Работа над совершенствованием навыка устного счёта.
Самостоятельно. Взаимопроверка.
VIII. Рефлексия
- Итак, кто скажет, что нового узнали на уроке? (Ответы детей)
- Поднимите руку, кто оценивает свою работу на уроке на «5», на «4», кто не уверен в полученных знаниях?
- Сейчас я раздам вам листочки, и вы будете выполнять задания, чтобы я могла посмотреть, как вы усвоили новый материал.
- Самостоятельно прочитайте задания.
Задания:
1. Какие единицы массы ты знаешь. Запиши.
2. Расположи известные тебе единицы массы в порядке убывания.
3. Запиши названия предметов, которые ты бы измерял в граммах, тоннах.
4. Составь равенства (неравенства), используя разные единицы массы.