Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Деление двузначного числа на однозначное"»
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель ТОНКМ с методикой
преподавания: ________/ С.В. Мельникова/
Согласовано:
Учитель ______/ Лазутова Н.В./
Конспект
урока математики
«Деление двузначного числа на однозначное»
Провела студентка группы ПНК-31: Остерман В. Э.
Место проведения: 3 «Г» класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»
Дата проведения: 21.10.14
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В. Мельникова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Лазутова Н.В./
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В. Мельникова /
Тамбов
2014
Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное.
Цели урока:
1. Организовать построения детьми нового способа деления двузначного числа на однозначное число, зафиксировать в речи новый способ деления.
2. Формировать навык рациональных вычислений
Тип урока: урок открытия новых знаний УУД:
Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебника.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучаемого
Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.
- Здравствуйте! Меня зовут Валерия Эдуардовна, и сегодня этот урок проведу у вас я!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Начнем нашу работу с устного счета. Внимание на слайд! Работаем по цепочке. Прочтите выражение и найдите его значение.
Частное чисел 14 и 7 равно двум
3.Выявление места и причины затруднения.
Молодцы! Вы очень быстро работали. Почему остановились на последнем выражении?
Чем отличается последнее выражение от предыдущих?
Верно. Это новый прием. Как можно назвать число 75, учитывая, что оно записано двумя цифрами?
Как можно назвать число 5, учитывая, что оно записано одной цифрой?
Как думаете, какова тема урока, если этот прием должен быть изучен нами сегодня?
Верно, тема сегодняшнего урока: «Деление двузначного числа на однозначное»
Какую задачу поставим перед собой?
А как же найти значение этого выражения?
Предыдущие выражения относятся к табличному делению, а последнее нет.
Двузначное
однозначное
Научится делить двузначные числа на однозначные.
Предположение детей.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Обратимся к учебнику
Откроем учебник на стр. 48, прочитаем задание 2.
Денис выполнил это задание так: (50+25) :5= 10+5=15.
Мишка так: (45+30):5=9+6=15.
Кто из мальчиков прав?
Какое свойство деления использовали мальчики?
В чем заключается это свойство?
Верно. Прочтите правило в рамочке на странице 48.
В случае, если двузначное число не делится на однозначное сразу ( внетабличное деление) , то можно попытаться выполнить деление, используя правило деления суммы на число: представить делимое в виде суммы удобных для деления слагаемых.
Так, что сделали мальчики, чтобы разделить 75 на 5?
Правильно. Мальчик Денис представил число 75 в виде суммы удобных слагаемых 50 и 25, разделил каждое слагаемое на 5 , и сложив полученные результаты, получил ответ.
Миша представил число 75 в виде суммы удобных слагаемых 45 и 30, разделил каждое слагаемое на 5, и сложив полученные результаты, получил ответ.
Есть ли ещё какой-нибудь способ представить число 75 в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на 5?
Молодцы! Сформулируйте ответ на основной вопрос урока. Как найти значение внетабличного частного?
Оба
Свойство деления суммы на число.
При делении суммы на число можно каждое слагаемое разделить на это число и полученные результаты сложить.
Дети записывают выражения в свои тетради.
Деление суммы на число.
75 : 5 = (40 + 35) : 5.
Представить делимое в виде суммы разрядных или удобных слагаемых, разделить каждое слагаемое на делитель и сложить полученные результаты.
5.Реализация проекта выхода из затруднения
-Ребята, попробуем выполнить задание №3 на странице 48, пользуясь нашими новыми знаниями. Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Вычислите. Представьте делимое в виде суммы двумя способами. Один способ проверьте умножением.
( 44: 8 48:2 85:5 72:6 )
Кто хочет пойти к доске?
Молодцы! А теперь посмотрим задание номер 4.
Как мог рассуждать Денис, подбирая слагаемые? Как записи пропущены?
Кто желает пойти к доске?
Умницы, ребята! Самый быстрый способ внетабличного деления: Представить делимое в виде суммы разрядных или удобных слагаемых, одно из которых наибольшее круглое число, которое делится на данное, разделить каждое слагаемое на делитель и сложить полученные результаты.
Посмотрите на слайд, назовите наибольшее круглое слагаемое , которое делится на данное. Прочитайте полученное выражение.
44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 10 + 1 = 11
44:4= (36 + 8) : 4 = 9 + 2 = 11
Проверка: 11 х 4 = (10 + 1) х 4 = 44
48 : 2 = (40 + 8) : 2 =20+4=24
48: 2= (32+ 16): 2= 16+8=24.
Проверка: 24 х 2 = (20 + 4) х 2= 48
44: 4= (40+4):4= 10+1=11
Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 4.
48:2=(40+8):2=20+4=24
Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 4.
85:5= (50+35):5=10+7=17
Денис подобрал самое большое круглое слагаемое, которое делится на 5.
72:6=(60+12)=10+2=12
Подобрали самое большое круглое слагаемое, которое делится на 6.
Представим 45 в виде суммы удобных слагаемых 30 и 15. Получим выражение: сумму чисел 30 и 15 разделить на 3.
Представим 69 в виде суммы разрядных слагаемых 60 и 9. Получим выражение: сумму чисел 60 и 9 разделить на 3.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Ребята, посмотрите на задание номер 5. Вычислите, представляя делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом. Сделайте проверку.
Найдем значения первых четырех выражений.
Кто хочет пойти к доске?
Другие записывают свои ответы в тетрадях.
39:3= (30+9):3=10+3=13.
Проверка:
13х3=(10+3)х3=30+9=39
42:3=(30+12):3=10+4=14
Проверка: 14х3=(10+4)х3=30+12=42
52:4=(40+12):4=10+3=13
Проверка:
13х4=(10+3)х4=40+12=52
84:4=(80+4):4=20+1=21
Проверка
21х4=(20+1)х4=80+4=84
Музыкальная физкультминутка
.
7.Самостоятельная работа
А теперь самостоятельно поработаем с заданием №5.
1 вариант
Вычислите, представьте делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом, сделайте проверку умножением, 3 столбик.
2вариант
Вычислите, представьте делимое в виде суммы наиболее удобным для вас способом, сделайте проверку умножением, 4 столбик.
Сравните с эталоном.
Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку?
Молодцы!
Кому было трудно? В чем состояла сложность?
1 вариант
91:7=(70+21):7=10+3=13
Проверка: 13·7=(10+3)·7=70+21=91
84:7=(70+14):7=10+2=12
Проверка: 12·7=(10+2)·7=70+14=84
2 вариант 72:2=(60+12):2=30+6=36
Проверка: 36·2=(30+6)·2=60+12=72
82:2=(80+12):2=40+6=46
Проверка: 46·2=(40+6)·2=80+12=82
8. Включение в систему знаний и повторение.
Ребята, посмотрите задачу номер 6. Прочитайте задачу под буквой а.
Корова Дарья дала 69 л молока. Из его приготовили 3 кг масла. Сколько литров молока должна дать корова Дарья, чтобы можно было приготовить 4 кг масла?
О ком говорится в задаче?
Что о ней сказано?
Что приготовили из молока?
Что нужно узнать в задаче?
Кто хочет выйти к доске и записать краткую запись задачи?
Можем ли мы ответить на вопрос задачи сразу?
Почему?
А можем ли мы это узнать?
Почему?
Во сколько действий это задача?
Что мы найдём в первом действий?
Какой знак мы используем в первом действии?
Что мы найдём во втором действии?
Какой знак мы используем во втором действие?
Запишем решение по действиям с пояснениями
Теперь посмотрим на задачу под буквой б.
Кто может прочесть её?
Фермеры из деревни Уткино положили приготовленный творог в 4 фляги, по 22 кг творога в каждую флягу. Сметаны они приготовили столько же, сколько творога, и разлили её в 8 одинаковых бидонов. Сколько килограммов сметаны в каждом бидоне?
О ком говорится в этой задаче?
Что о них говорится?
Что говорится о твороге?
Что говорится о сметане?
Что нужно узнать в задаче?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос?
Почему?
А можем ли мы это узнать?
Почему?
Кто хочет записать задачу кратко?
Во сколько действий это задача?
Что мы узнаем в первом действии?
Какой знак мы используем в первом действие?
Что мы узнаем во втором действие?
Какой знак мы используем во втором действии?
Запишем решение по действиям с пояснениями
Молодцы! Мы справились!
О корове Дарье.
Что она дала 69 л молока.
Из него приготовили 3 кг масла.
Сколько литров молока должна дать корова Дарья, чтобы можно было приготовить 4 кг масла?
69 л
?л
Нет.
Мы не знаем, сколько надо литров молока, чтобы приготовить 1 кг масла.
Да.
Потому что мы знаем, что на 3 кг масла израсходовано 69 л молока
В два.
Сколько нужно литров молока, чтобы получить 1 кг масла.
Разделить.
Сколько литров молока нужно, чтобы можно было приготовить 4 кг масла.
Умножить.
1)69: 3=(60+9):3=20+3=23 (л) – потребуется на 1 кг масла.
2)23х4=(20+3)х4=80+12=92( л)- потребуется на 4 кг масла.
Ответ: 92 литра.
О фермерах из деревни Уткино.
Что они приготовили творог и сметану.
Творог положили в 4 фляги, по 22 кг в каждую флягу.
Сметаны приготовили столько же, сколько творога, и разлили её в 8 одинаковых бидонов.
Сколько кг сметаны в каждом бидоне?
Нет.
Мы не знаем сколько кг творога приготовили всего.
Да.
Потому что мы знаем, сколько было фляг с творогом и сколько творога в каждой фляге
Краткая запись будет в виде таблицы.
Масса творога в одной фляге (кг) – 22
Количество фляг - 4
Масса всего творога (кг)одинаковая
Масса сметаны в одном бидоне (кг)?
Количество бидонов (кг)8
Масса всей сметаны (кг) одинаковая
В два.
Сколько кг творога приготовили всего.
Умножить.
Сколько кг сметаны в каждом бидоне.
Разделить.
1)22х4=88(кг)- масса всего творога или сметаны.
2)88:8=11(кг)- сметаны в каждом бидоне.
Ответ: 11 кг.
9. Рефлексия
С какой новой темой познакомились?
В чем она заключается?
Какое задание было для вас особенно сложным?
Домашнее задание у вас будет стр.48 №33, 4ст., стр. 49 №7