Конспект урока математики "Деление суммы на число. Внетабличное деление: 72 : 6"
Конспект урока математики "Деление суммы на число. Внетабличное деление: 72 : 6"
Данный урок поможет сформировать сформировать представление о способе деления суммы на число, умение выполнять деление двузначного числа на однозначное число.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2) эталоны к уроку 31, части 3, М-2 из пособия «Построй свою математику»;
3) «лестница успеха» для самооценки на этапе 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
В начале урока я хочу рассказать вам такую историю.
Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением девочек из набора Д-1.
В одной деревеньке жили две подружки Маша и Алёнка. Они были хорошими подругами: всё делали вместе, помогали друг другу и всё делили поровну. Как-то раз решили они пойти в лес за грибами.
Сказано – сделано. Долго собирали девочки грибы, набрали почти полные корзинки и направились по дороге к дому.
Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением мальчика из набора Д-1.
На одной из полянок Маша и Алёнка повстречали Митю. Мальчик жил в этой же деревеньке. Оказалось, что Митя тоже ходил в лес за грибами. Но его поход оказался неудачным: он не нашёл грибных полян. Митя выглядел усталым и огорчённым.
Узнав, почему огорчён Митя, девочки быстро о чём-то договорились. Затем, они подозвали Митю к себе…
Как, по вашему мнению, решили поступить девочки в данной ситуации? (Они отдали Мите часть своих грибов, девочки разделили все грибы поровну на троих, …)
Продолжение этой истории вы узнаете чуть позже. А пока скажите, какое математическое действие могли выполнить девочки, предложив Мите грибы? (Вычитание, деление.)
Сегодняшний урок вы посвятите одному из этих действий – делению.
Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» что-то новое.)
С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знание распределительное свойство умножение ввести способ деления суммы на число;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Распределительного свойства умножения.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
(20 + 4) ∙ 3
7 ∙ (10 + 2)
4 ∙ (10 + 5)
Что нужно сделать? (Нужно вычислить, применив распределительное свойство умножения.)
Выполним это задание.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием, остальные работают в тетрадях.
Итак, какие ответы вы получили? (72, 84, 60.)
В чём суть распределительного свойства умножения? (Чтобы умножить сумму на число, надо каждое из слагаемых умножить на число и полученные результаты сложить.)
Учитель открывает на доске эталон Д-3.
Расположите полученные результаты в порядке убывания. (84, 72, 60.)
Установите закономерность и продолжите числовой ряд на два числа. (Числа уменьшаются на 12; дальше идут 48 и 36.)
Назовите делители числа 36. (1, 2, 3, 6, 36, …)
Является ли делителем числа 36 число 8? (Нет.)
Почему? (36 не делится на 8, т.е. нет такого числа, которое при умножении на 8 даст 36.)
2) Выведение правила деления суммы на число.
А теперь настало время для продолжения вашей истории.
Девочки пригласили Митю присесть на пенёк и высыпали все свои грибы на траву возле пня. У Маши в корзинке оказалось 30 грибов, а у Алёнки – 18 грибов.
Вы сказали, что девочки, решив угостить Митю, могут выполнить два математических действия: вычитание или деление. При каком условии это действие можно назвать вычитанием? (Если бы Маша и Алёнка отдали Мите небольшую часть грибов.)
При каком условии они выполнят деление? (Если разделят все грибы поровну на троих.)
Верно, но они пригласили Митю присесть и высыпали всё, что у них было в корзинках на траву, а не отдали ему часть грибов, предполагая, что, взяв их, Митя пойдёт своей дорогой. А значит, девочки решили… (Разделить всё поровну.)
Да, это так. Им осталось только решить, как же разделить на троих поровну 30 Машиных грибов и 18 грибов Алёнки?
Как это можно сделать? Найдите два способа решения, составив выражения. (Можно сложить грибы девочек и разделить на 3 равные части; можно сначала разделить на 3 части 30 Машиных грибов, затем разделить на три 18 Алёнкиных грибов и результаты сложить.)
Учащиеся по одному выходят к доске и записывают равенства, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях:
(30 + 18) : 3 (гр.)
30 : 3 + 18 : 3 (гр.)
Зависит ли количество грибов у каждого из ребят, от способа, которым они будут делить грибы? (Количество грибов у каждого после деления не зависит от способа деления.)
Почему?(Потому что общее количество грибов не изменится, изменится лишь способ деления.)
Какой знак можно поставить между этими двумя выражениями? (Знак равенства.)
Запишите это.
Учитель записывает на доске, учащиеся – в рабочие тетради:
(30 + 18) : 3 = 30 : 3 + 18 : 3
Какое действие выполняется с суммой в левой части? (Сумма делится на число.)
Объясните, глядя на запись, как сумму делят на число? (Каждое из слагаемых делят на это число, затем полученные результаты складывают.)
Можно ли разделить на число только одно из слагаемых? Почему? (Нет, т.к. задача будет решена неверно и результат изменится.)
Изменится ли способ рассуждений, если вы возьмёте другие числа, или он останется таким же по отношению к любым числам? (Способ рассуждений будет одинаков для любых чисел.)
Значит, вы можете заменить числа… (Буквами.)
Запишем буквенное равенство.
Один из учащихся записывает равенство на доске, остальные – в рабочие тетради:
(a +b) :c =a: c+b:c
Глядя на это равенство, сформулируйте правило деления суммы на число. (Чтобы разделить сумму на число, можно каждое слагаемое разделить на это число и полученные результаты сложить.)
Учитель вывешивает на доску эталон Д-4.
3) Пробное действие.
Что вы повторили и узнали? (Мы повторили, распределили свойство умножения, открыли способ деления суммы на число.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-5:
48 : 3 =
Что нужно сделать в данном задании? (Найти частное чисел 48 и 3.)
Что нового в нем? (Это внетабличное деление.)
Какую цель вы перед собой поставите? (Научиться выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное число.)
Какая тема урока? (Деление вила 48 : 3.)
Учитель открывает или записывает тему на доске.
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках Р-1.
У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти частное чисел 48 и 3.)
Кто выполнил это задание, какое число вы записали?
Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.
Обоснуйте свои действия.
Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти частное чисел 48 и 3.)
Чем вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться таблицей умножения и деления на 3, разложить число 48 на сумму разрядных слагаемых.)
В чем возникло затруднение? (В таблице умножения на 3 такого случая нет, а разрядные слагаемые не делятся на 3.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила внетабличного деления двузначного числа на однозначное число.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило внетабличного деления двузначного числа на однозначное число.)
Кто из вас внимательный, при выполнении каких заданий вам встретился случай 48 : 3? (Когда девочки делили грибы.)
Значит, что вам может помочь? (Нам может помочь способ деления суммы на число.)
Какие наши действия? (Мы восстановим записи, по ним составим эталон.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в группах. Какие обязанности выполняет ответственный? (Ответственный следит за выполнением правил работы в группах, за выполнение результата, …)
Кто назначает ответственного? (Учитель.)
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.
Восстановите вычисление и выведите правило.
Учащиеся работаю в группах. Свой вывод оформляют на индивидуальных планшетках. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог:
Какой первый шаг в плане? (Восстановить вычисления.)
Один из учащихся записывает на доске, остальные в рабочие тетради:
48 : 3 = (30 + 18) : 3= 30 : 3 + 18 : 3 =
Расскажите по записи, как можно разделить двузначное число на однозначное число. По ходу рассуждений выстройте алгоритм этого деления.
Учитель вывешивает на доску первый шаг алгоритма Д-6:
Какой первый шаг? (Надо разбить двузначное число на слагаемые, которые делятся на данное число, затем каждое из слагаемых разделить на это число и результаты сложить.)
Назовём слагаемые, которые делятся на данное число – удобными слагаемыми.
Учитель вывешивает на доску второй шаг алгоритма Д-6:
Обратите внимание, на числа, которые выбраны в качестве удобных слагаемых. Что вы можете о них сказать? (Одно из них круглое число, другое – нет.)
Я хочу добавить, что круглое число 30 является самым близким числом, делящимся на 3, к числу 42.
С чего же будете начинать подбор удобных слагаемых? Какое слагаемое должно быть первым? (Круглое число, близкое к делимому, кратное делителю.)
Каким должно быть второе слагаемое? (Оно тоже должно быть кратно делителю.)
Итак, как же разделить двузначное число на однозначное, выполняя внетабличное деление? (Надо разбить двузначное число на удобные слагаемые, затем применить правило деления суммы на число: каждое из слагаемых разделить на это число и результаты сложить.)
Учитель вывешивает на доску третий шаг алгоритма Д-6:
Закончите решение задачи. Найдите значение выражения.
Один из учащихся записывает на доске, остальные в рабочие тетради:
Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результатов. Вариант представления результат группой: представитель от группы показывает планшетку с рассуждениями и комментирует:
Мы восстановили вычисления, выяснили, что, чтобы разделить двузначное на однозначное число, нужно двузначное число представить в идее суммы таких слагаемых, чтобы каждое делились на однозначный делитель. Удобно, чтобы первое слагаемое было круглое число. Затем нужно каждое слагаемо разделить на делитель, а полученные результаты сложить.
Остальные группы дополняют сказанной данной группы. После согласования проектов, учитель вывешивает на доску эталон Д-6.
Какая из групп сделала это же открытие?
Что вы можете сказать о своей работе? (Мы смогли сделать открытие сами.)
Какая из групп не смогла, не расстраивайтесь, у вас все впереди! Главное вы пытаетесь сделать самостоятельное открытие.
Далее работа организуется фронтально.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное число.)
Далее раздает учащимся эталоны Р-2.
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи правило внетабличного деления двузначного числа на однозначное число.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 4 (1, 2, 3 пр.), стр. 82
Найдите № 4 на странице 82. Прочитайте задание.
Найдите значения первых трех выражений.
Учащиеся выполняют задание по цепочке с места с комментированием. Вариант комментирования:
Чтобы разделить 39 на 3, нужно число 39 представить в виде суммы удобных слагаемых. Удобно разложить 39 на сумму разрядных слагаемых 30 и 9. Затем нужно каждое число разделить на 3. 30 разделить на 3 будет 10, 9 разделить на 3 будет 3. Осталось найти сумму: 10 плюс 3 будет 13.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4 (4, 5 пр.), стр. 82
Закончите выполнять это задание в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение выполнять внетабличное деление на 3.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 5 (1, 2, 3 примеры), стр. 82
Найдите № 5 на странице 82.
Найдите значения первых трех выражений.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях. Проверка организуется по эталону Д-8. Учитель вывешивает эталон рядом с таблицей Д-6.
Проверьте.
У кого возникли затруднения?
В каком шаге алгоритма вы ошиблись?
В чём причина вашей ошибки?
Кому всё удалось?
Сделайте вывод.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать текстовые задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
При выполнении, каких заданий вам понадобиться правило внетабличного деления на однозначное число? (Примеры, задачи, …)
Я предлагаю потренироваться в решении задач.
№ 8, стр. 83
Найдите № 8 на странице 83 учебника.
Прочитайте первую задачу.
Один из учащихся читает задачу вслух.
Составьте выражение к первой задаче.
Один из учащихся работает у доски с комментированием. Вариант комментирования:
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно из всего количества страниц в книге вычесть количество прочитанных страниц. Чтобы найти количество прочитанных страниц, нужно количество прочитанныхстраниц за один день умножить на количество дней. Составляю выражение: а – (b · 5).
Далее работа организуется аналогично.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило внетабличного деления на однозначное число.)
Удалось ли достичь цели? Докажите.
Какое свойство вам помогло? (Свойство деления суммы на число.)
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Пожалуйста, приготовьте ваши лестницы успеха. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-3.
Вспомните, что случилось с одним из героев сегодняшнего урока, Митей? (Он пошёл за грибами, но поход его не удался, т.к. он не нашёл грибных мест в лесу.)
Как поступили девочки из его деревеньки, встретившиеся ему, когда он огорчённый и усталый шёл домой? (Они поделили собранные ими грибы на троих поровну.)
Какие же человеческие качества проявили Маша и Алёнка? (Доброту, справедливость, участие в неудачах другого человека, сочувствие…)
Учитель открывает пословицы Д-9:
Не устоять худу против добра.
Жизнь дана на добрые дела.
Какая из пословиц, по вашему мнению, подходит к этой ситуации? Почему?