Просмотр содержимого документа
«Конспект урока открытия новых знаний по математике "Периметр прямоугольника"»
Периметр прямоугольника
Цель: научить, находить периметр прямоугольника разными способами
Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты: вычислять периметр прямоугольника; решать задачи на нахождение периметра прямоугольника; анализировать ситуацию; выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.
Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе.
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.
Мотивация к учебной деятельности
«Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок».
2.Актуализация знаний (определение темы и цели урока) (слайд 2)
Прочитайте высказывание математика А. Д.Александрова «Окружающий нас мир – это мир геометрии»
- Как понимаете это высказывание?
- Как оно связано с нашим уроком?
- На уроке будем говорить о геометрии, геометрических фигурах…
- Действительно, геометрия – это большой раздел математики, исследующий геометрические фигуры и их свойства.
- Мы уже встречались с такими фигурами, но всё ли вы знаете о них?
II. Устный счет.
Чтобы нам умнее стать,
Устно мы должны уметь считать.
1. Игра «День-ночь» (дети показывают ответ)
Найдите сумму: Найдите разность:
45 +18 = 63 34 + 17 = 51 80 - 53 = 27
Сосчитайте «цепочку» 40 - 25 + 24 – 18+ 12= 33 ( дети показывают ответ на индив. планшетах)
Посчитай (слайд 3)
2. Замените сумму умножением. Прочитайте по-разному: (слайд 4)
4 + 4 + 4 + 4 =( 4х4=16)
13 + 13 + 13 =(13 х 3 = 39)
27 + 27 =(27 х 2 =54)
b + b + b =(3 х b)
x + x + x + x + x = (x х 5)
8 + 8 + 8 + 4 + 4 = (8 х 3+4 х 2= 32)
3.Замените умножение сложением: (слайд 5)
15 х 4
35 х 2
С х 4
4. Я внимательный (слайд 6)
Найдите 6 треугольников, 8 прямых углов
Оцените себя на этом этапе работы.
(Комментирую, как можно оценить на данном этапе)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске рисунок.)
Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (Многоугольники и круг.)
(Учитель стирает круг.)
Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (Треугольники и четырехугольники.)
(Учитель стирает треугольники.)
Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (Четырехугольники.)
На какие две группы их можно разделить? (Фигуры с прямыми углами и без прямых углов.)
(Учитель стирает трапецию.)
Какие фигуры остались? (Прямоугольники.)
Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники. (4стороны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны равны.)
Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2.)
Можем ли мы заменить сложение одинаковых длин сторон прямоугольника умножением?
Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? периметр.)
Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Вывод формул (практическая работа)
Постройте прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см и подпишите длину его сторон. (слайд 7)
Это первый способ нахождения периметра прямоугольника.
Сумму каких слагаемых можно заменить умножением? (3 + 3 и 6 +6.)
Замените. (3 • 2 + 6 • 2 = 18(см).) Запись учеником на доске.
Это второй способ нахождения периметра прямоугольника.
Но можно по-другому записать это решение.
Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него? (Две: длина и ширина.)
Запишите их сумму. (3 + 6.)
Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? (2.) (Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.) (3 + 6) х 2 = 18 (см)
Это третий способ нахождения периметра.
Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а, а ширину — буквой b. Подставим в наши решения.
Проверьте так ли получилось
P = a + b + a + b(слайд 8)
P = ax 2+ bx 2
P = (a + b) x 2
Мы получили три формулы нахождения периметра прямоугольника.
Какой из этих способов нахождения периметра самый рациональный, быстрый?
Запишите формулы в тетрадь.
V. Работа по учебнику № 1 (с. 52). (слайд 9)
Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.
Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы с вами только что вывели?
Какой из этих способов нахождения периметра самый рациональный, быстрый.
Что нужно было сделать сначала? Потом что делали?
Алгоритм вычисления периметра (слайд 10)
1. Измерить соседние стороны.
2. Вычислить периметр (сложить длины соседних сторон, сумму умножить на 2 или другим способом ).
3. Записать ответ.
Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы с вами только что вывели?
Какой из этих способов нахождения периметра самый рациональный, быстрый.
VI. Физминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.