Учитель | Ханюченко Наталья Анатольевна, учитель начальных классов |
Предмет | Математика |
УМК | «Школа России» |
Класс | 4 |
Тип урока | Открытия нового знания |
Тема | Чтение и запись многозначных чисел |
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений читать и записывать числа, которые больше 1000, находить закономерность в построении ряда чисел, решать задачи, находить периметр треугольника, усвоению структуры многозначных чисел, формированию вычислительных умений и навыков |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | Книгопечатная продукция Для обучающихся: 1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. Для учителя: 1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. 2. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2014 г. 3. Поурочные разработки по математике . 4 класс. М. : ВАКО, 2014 г. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 4. http://rusfolder.com/32474579 5. http://www.proshkolu.ru/user/rina72/file/481715 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; нумерационные таблицы (таблицы классов), счеты. |
Основные понятия и термины | Разряд, класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, натуральный ряд чисел. |
Планируемые результаты |
Предметные умения Научатся записывать и читать числа, которые больше 1000; находить закономерность в построении ряда чисел, определять количество разрядов и классов в числе, разрядное место цифры в данном числе; решать задачи, выполнять устные приемы сложения и вычитания. | Личностные УУД: применение правила общения, осваивание навыка сотрудничества в учебной деятельности, уважение чужого мнения и права на ошибку, формирование умения адекватно определять свою активность и свое участие в коллективном процессе. Регулятивные УУД: формирование способности понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, нахождение и исправление ошибок, соотношение собственного результата с решения с эталоном. Познавательные УУД: перерабатывать полученную числовую и текстовую информацию: сравнивать и группировать факты; выделять опорные слова, анализировать, классифицировать, выявление места затруднения и строить алгоритм записи многозначного числа. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение формулировать выводы, вступать в диалог, обмениваться мнениями. |
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
|
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Цель этапа – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; - зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
|
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); - предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; - выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); - выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
|
5 | Реализация построенного проекта | Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: - на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; - при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; - вывести алгоритм записи многозначных чисел, используя таблицу; - применить новый способ действий для записи чисел в пределах миллиона, вызвавших затруднение; - зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
|
6 | Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) | Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - записали многозначные числа в таблицу; - при этом проговаривали вслух выполненные шаги и алгоритм действия. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Основной целью этого этапа является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Для этого необходимо: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий с многозначными числами; - организовать самопроверку учащимися своих действий по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Основной целью является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующей темы, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в решении задач; - доведения его до уровня автоматизированного навыка; - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
|
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Основной целью является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | УУД |
I. Моти- вация к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
| | | | | |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы и знаки; используют различные способы поиска информации для решения учебных задач. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; планируют, контролируют учебные действия. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника, высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; признают возможность существования различных точек зрения на проблему. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета К-владеют устной и письменной речью, умеют вступать в диалог, работают в парах. П-умеют выбирать эффективный способ решения, обобщать, классифицировать. Л-осознают свои возможности. Р-принимают и сохраняют учебную задачу. К-умеют выражать свои мысли. П-умеют делать анализ. Сравнивать, устанавливать аналогии, классифицировать. Л-имеют установку на здоровый образ жизни. |
| 2. Устный счет: 1) Решение примеров (запись на доске). | Работа по рядам (в группах) Упражнение «Скалолазы» 720 : (2 + 7) + (140 – 90)18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50 400 – (80 + 180 : 3) + 60(18 + 36) : 9 + 6 · 8 – 50 | Устно с комментированием решают примеры. |
| 2) Задача на смекалку | Бревно длиной 5 м распилили на поленья по 1 м каждое. Чтобы распилить бревно 1 раз, нужно 4 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы распилить все бревно? | – Потребуется 16 минут | Фронтальная |
III. Выявление места и причины затруднения | Математический диктант | Запись многозначных чисел: 640. 347,999, 1000, 12000 и т.д. -Какие возникли трудности? -Как называют числа, в которых много знаков? -Какую учебную цель мы перед собой поставим? -Какова тема сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы. Определяют тему, учебную цель. | |
IV. Изучение нового материала | 1. Практическая работа (под руковод-ством учителя). | – Сегодня перед нами стоит такая задача: научиться читать и записывать многозначные числа. Для работы нам будут нужны нумерационные таблицы (таблицы классов) и разрядные цифры. – Положите перед собой конверты со всем необходимым. – Опираясь на таблицу, составьте число 165. – К какому классу мы отнесем это число? – Сколько в нем сотен? десятков? единиц? – Запишите число в тетрадь, дугой указывая класс. (165.) – Составьте число, в котором 5 десятков тысяч 2 единицы тысяч, 1 сотня 6 десятков и 5 единиц. Запишите его в тетрадь. (52 165.) – Выделите классы справа налево. – Кто сможет прочитать это число? (Пятьдесят две тысячи сто шестьдесят пять.) | Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная. |
| | – Что изменилось в чтении числа? | – После числительного «пятьдесят два» появилось слово «тысяч». | |
Построение проекта выхода из затруднения | | – Где об этом можно найти информацию прочитать? – Прочитай в учебнике на стр. 25 вверху как записать числа, состоящие из единиц Ι и ΙΙ классов. – Сегодня на уроке мы будем учиться записывать числа больше 1000. Такие числа записывают, начиная с высшего класса. Предлагает учащимся в парах составить алгоритм записи многозначных чисел. Совместно с детьми составляют схему-опору. | | | | | | | | | • | • | • | • | • | • | • | • | • |
| Читают объяснения. Слушают учителя. Работают в парах. Предлагают свой алгоритм. – 1.Справа отсчитываем по 3 цифры: единицы, десятки, сотни. 2.Это классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д. 3.При чтении и записи называем единицы каждого класса начиная с наивысшего. | Индивидуальная Работа в парах |
Реализация построения проекта | Работа с таблицей классов | –Прочитайте многозначные числа при помощи таблицы классов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b96c49-ca38-4184-b238-be532cbf280b/ResFile.PDF – Выбери правильное чтение числа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b4d-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf Физкультминутка. Предлагает выполнить движения. Игра « Делай как я!» Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите – ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните, Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните. | – 165 165 – сто шестьдесят пять тысяч сто шестьдесят пять. – 1100 – одна тысяча сто. Выбирают правильный способ. Выполняют упражнение. | Фронтальная, групповая. Работа в парах Фронтальная |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 100, с. 25 учебника. | Коллективное выполнение с записью на доске. | Фронтальная. | П – владеют базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 97. I вариант – первая задача, II вариант – вторая задача. – Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. I вариант. На сколько метров высота липа больше, чем яблони? 1) 3 · 4 = 12 (м). 2) 12 – 3 = 9 (м). Ответ: на 9 метров высота липа больше, чем яблони. II вариант. На сколько лет мама моложе бабушки? 1) 62 : 2 = 31 (г.). 2) 62 – 31 = 31(г.). Ответ: Мама моложе бабушки на 31 год. | Решают по вариантам самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; используют знаково - символические средства для решения учебно-практических задач; устанавливают причинно-следственные связи; используют математическую терминологию; владеют базовыми предметными понятиями. Р – осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуа- ции затруднения. К – строят речевое высказывание в устной форме. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса |
| 2. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | | Предлагает самостоятельно выполнить № 101. Организует самопроверку, демонстрирует образец выполнения задания. Организует самостоятельное выполнение №96. Предлагает сравнить с заданием из №101. Выборочно проверяет. Предлагает устно выполнить № 104. – Объясните, что означают выражения | Выполняют задания самостоятельно, проверяют, исправляют ошибки, если они есть. Выполняют самостоятельно задание. Читают и записывают равенства. Решают устно с комментированием. | Индивидуальная Индивидуальная Работа в парах. | П-осуществляют логические действия. Р-работают самостоятельно. К-умеют контролировать свои действия, оценивать действия одноклассников. Л- учатся самостоятельно применять полученные новые знания. |
Включение в систему знаний и повторение | | 1группа. – Выбери наибольшее число. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b50-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 2 группа. – Выбери последующее число. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b4f-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 3 группа. – Выбери предыдущее число. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b4e-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf – Как можно назвать все эти числа одним словом? – А будут ли называть многозначными трехзначные числа, например 264? Будем решать задачу с многозначными числами. 2.Организует работу над задачей № 103. Предлагает сравнить решения. – Какай удобнее? Почему? 3.№106.Задание на смекалку. | Выполняют задания в группах. Ответы. – Многозначными. Отвечают на вопросы. 2. Анализируют текст задачи. Один учащийся решает у доски с комментированием, а остальные в тетрадях. Решают. Сверяют ответ с доской. Второй учащийся записывает другой способ решения. 3.Высказывают с комментированием свое мнение – Последняя таблетка будет принята через 4 часа. | Работа в группах. Работа в парах. Фронтальная | П-владеют базовыми предметными понятиями, осуществляют логические действия. Р-планирование деятельности, оценивают собственную деятельность на уроке. К- выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владение монологической контекстной речью. П-проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д). Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к получению знаний |
VII. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Вспомните тему урока. – Какие числа называются многозначными? – Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число? – По сколько цифр мы отсчитываем? Почему? – С какой стороны начинаем отсчитывать? – Где пригодятся эти знания и умения? – Как записать многозначное число? – Как при записи числа покажем отсутствие числа десятков? – Продолжите. – Единицы, десятки, сотни – это… – Разряды объединяются в… – Чтобы прочитать многозначное число его надо разбить на … – Какие классы вы знаете? – Какая информация для вас показалась новой? – Что хотели бы уточнить? Оцените свою работу на уроке. Упражнение «Лесенка». | Отвечают на вопросы Оценивают свои учебные достижения. | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
VIII. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 24-25, 1 вариант - № 99, 2 вариант - № 99, № 102. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |