Тема: «Меры длины – дециметр».
Цель: знакомство обучающихся с мерой длины - дециметр.
Задачи.
Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр; - учить переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков с помощью линейки, учить устанавливать соотношение между единицами длины 1дм =10см;
- закреплять знание образования, называния, записи чисел второго десятка.
Развивающие: - развивать практические навыки измерения и построения отрезков различной длины, развивать пространственные представления; - развивать зрительную память и внимание, слуховое восприятие через слуховую инструкцию.
Воспитательные: - воспитывать дисциплинарные навыки, аккуратность, самостоятельность, интерес к учебе, предмету.
Коррекционные: - корректировать отдельные стороны мыслительной деятельности: операции анализа и синтеза, выявление главного, установление логических и причинно-следственных связей, культуру математической речи; - совершенствовать движения и сенсомоторное развитие: мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений); - корректировать и развивать тактильное восприятие, память.
Оборудование: презентация к уроку, предметные картинки, линейки, карандаши, счеты, счетный материал, карточки с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
Математику друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Интересная наука
Эта математика.
1. Гимнастика для рук.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел очень важный гость.
- Отгадайте загадку и вы поймёте кто это:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш) (Слайд 2)
- Этот весёлый карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится ни один урок математики.
-Подпишите сегодняшнее число.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Задания на концентрацию внимания.
- Сейчас наш гость проверит, кто же из вас самый внимательный.
«Цифры потерялись» (Слайд 3)
- А сейчас задание для самых внимательных: найдите лишнюю фигуру.
(Слайд 4)- лишний 4-ый треугольник выделяется увеличением.
2. Зрительная гимнастика.
3.Минутка чистописания. (Слайды 5-7)
- Запишите красиво в тетрадь число 17.
- Работа с числовым рядом.
- Запиши числа в порядке убывания (Слайд 8)
- Назови соседей. (Слайд 9)
- Разложите числа на десятки и единицы:
12, 15, 17, 19, 20. (Учитель показывает числа. Дети отвечают)
- Нахождение значений выражений.
- Чтобы нашему карандашу было веселей, давайте ему поможем собрать друзей. (Слайд 10)
6. Работа с геометрическим материалом.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой (Слайд 11)
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (Слайд 12)
- Объяснение нового материала.
- А теперь карандаш предлагает перейти к следующему заданию. (Слайд 13)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка) (Слайд 14)
- Начертите прямую линию.
- Начертите отрезки 7см, 5см.
- Какой единицей измерения вы пользовались? (сантиметром)
(Учитель выдаёт детям мерки равные 1 сантиметру)
- Измерьте длину этой мерки. Чему она равна? (1 сантиметру)
- Я предлагаю вам измерить этой меркой длину вашего учебника, тетради, парты.
- Что вы замечаете? Вам удобно измерять?
- Да, действительно, очень неудобно пользоваться в этом случае сантиметром для измерения длины. Поэтому у людей возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения – дециметр.
- Тема нашего урока: Меры длины – дециметр. (Слайд 15)
(Учитель выдаёт новую мерку – 1 дециметр)
- Рассмотрите меру длины. Эта мера длины называется – дециметр. В дециметрах можно измерять длину отрезков и длину предметов. (Слайд 16)
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.)
- Возьмите линейку и измерьте длину полоски.
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
- Запомните 1 дм. = 10 см. (Слайд 17)
- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 сантиметр вмещается в 1 дециметре. (Дети считают по стрелкам на слайде).
- Посмотрим на линейку. Сколько сантиметров содержится в 1 дециметре?
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.= 10 см.)
Зарядка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
- Закрепление нового материала. (Слайд 18)
- Сравните полоски длиной 1 см и 1 дм. Какая из них длиннее? Какая короче?
- Начертите отрезок длиной 10 см. Можно ли сказать, что получился отрезок длиною 1 дм?
- Работа с учебником на стр. 58 №4
- Сравни длину различных предметов с дециметром).
- Работа с учебником на стр. 58 №5. - Начертите отрезки 5см, 12 см. Сравните их длину с 1 дециметром. (5см < 1 дм, 12 см > 1 дм.)
- Работа с именованными числами. ( по карточкам)
2см+ 5см= 10дм-5 дм=
10дм+4дм= 14см- 4 см=
- Подведение итогов.
- С какой новой мерой длины мы сегодня знакомились?
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
-В какой мере длины измеряли?
-Что можно измерить при помощи 1 дм?
- Оценка деятельности.
-Молодцы, карандаш очень доволен вашей работой на уроке.