5) Самостоятельная работа учеников (письменная работа, выполнение творческого
задания).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Для учителя - демонстрационный материал: угольник, раздвижная модель
угла, карточки с заданиями.
Для ученика - учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, раздвижная модель угла,
модели веселого и задумчивого человечков, цветные карандаши.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь,
пора начинать.-
- Урок у нас сегодня необычный. Во-первых, необычность нашего урока в том, что к
нам пришла сама Царица наук – Математика, во-вторых, вы будете выполнять необычные задания и даже играть в необычную игру, получите необычное домашнее задание; ну, и в-третьих, тема нашего урока звучит необычно: как?.... Через пару минут вы узнаете.. А пока откройте тетради, запишите дату, вид работы. Помните о правильной посадке при письме.
Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
Геометрическая фигура, имеющая радиус и диаметр. (Круг).
Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
- Прочтите слово, получившееся по вертикали. (Угол).
III. Постановка цели урока.
– Подумайте, можно ли по содержанию этого кроссворда определить тему нашего урока.
(Дети предлагают свои варианты).
– Тема сегодняшнего урока (как я и обещала) необычная – «Математика в углу». Но мы Математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим
в угол. Да не в простой угол, а в «красный угол». Издавна дорогих гостей усаживали на
лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро
и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда
украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику
Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим на почетное место. Математика будет зорко
следить за вашей работой на уроке, поможет мне при оценке выполненных вами заданий.
Почему так звучит тема – догадаетесь в процессе урока и поделитесь мне своими
догадками. На уроке мы повторим ранее изученное об углах, познакомимся с новыми
понятиями – видами углов.
– Как вы думаете, какова будет учебная задача урока?
– Задача урока – научиться находить и различать углы, чертить углы различных видов.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.
1) Актуализация знаний.
– Какая геометрическая фигура называется углом? Дайте определение. (Угол — это
геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки).
– Покажите на ваших моделях угол. Покажите лучи. Покажите точку. А теперь
продолжите высказывание
Лучи — это …( стороны ) угла.
Точка — это …( вершина) угла.
– Начертите в тетради угол. На доске это же задание выполнит…(ученик).
– Обозначьте его. Проверьте правильность выполнения данного задания. Запишите
обозначение угла (уч-ся, стоящий у доски также записывает).
– А можно ли обозначение этого же угла записать по-другому? (Можно, например,
АОВ, ВОА).
2) Подготовка к восприятию и осмыслению новой информации. Игра «Угол дал им имена». (Слайд 4)
– Какая фигура «лишняя»? (прямоугольник). Почему? (Все фигуры получили свое «имя» по количеству углов, прямоугольник – по виду углов).
– Какие углы у прямоугольника? (Прямые).
– Начертите в тетради прямой угол. С помощью какого инструмента вы будете выполнять задание? (Угольника).
Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один учащийся – на доске.
– Обозначьте его. (Учитель проверяет, проходя по рядам, учащиеся – у выполнявшего ученика на доске).
3) Восприятие и осмысление новой информации.
– Наша гостья приготовила вам задание.
М.: - Какой угол прямой?
У.: - Каким образом вы будете находить прямой угол среди других углов? ( С помощью
угольника).
М.: - Какой из углов больше прямого? Меньше прямого? Правильно.
– Эти углы имеют свое название.
У.: - Спасибо тебе, Царица наук. Думаю, ребята запомнили их названия и смогут находить их среди множества углов.
V. Первичная проверка понимания.
– Сейчас я это и проверю. Возьмите модели углов, покажите на них острый угол, тупой
угол.
– У вас на партах лежат карточки. Вам нужно закрасить красным цветом прямые углы,
синим – тупые и зеленым – острые.
– Проверьте .
– Молодцы! Немного устали? Пора отдохнуть.
Физминутка.
У.: – Я не ошибусь, если скажу, что одна из любимых вами спортивных игр – баскетбол.
Предлагаю сыграть, но в необычный. А математический баскетбол. Верный ответ – и мяч
в корзине. Наша гостья мне поможет (правильный ответ – мяч в корзину).
Продолжи высказывание: « угол – это…».
Стороны угла – это …(лучи)
Вершина угла – это …(точка)
Углы бывают… (Прямые. Острые. Тупые)
Тупой угол – угол, который…(больше прямого)
Острый угол – угол, который…(меньше прямого)
Какая геометрическая фигура называется многоугольником? (…три и более углов)
Истинно ли высказывание: « Если фигура АВСD – квадрат, то фигура АВСD –
прямоугольник? (Да)
У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения
информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).
1) Работа в тетрадях на печатной основе.
– Откройте рабочие тетради на стр. 71. Выполните №211, 212..(Проверка).
2) Упражнение на построение углов.
– Открыли обычные тетради. Поставьте произвольно точку. Проведите от нее 2 луча так,
чтобы между ними образовался острый угол. Закрасьте его лучи зеленым цветом.
Аналогично идет построение прямого (красным цветом) и тупого(синим цветом) углов.
Трое учащихся по очереди выходят к доске и выполняют данное задание цветными
мелками.
VII. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности
путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений (применение знаний и умений в новой ситуации).
– Наша гостья Математика вам сейчас раздаст листы бумаги. Но прежде послушайте
задание.
Попробуйте смоделировать понятия прямой угол, тупой и острый углы в технике оригами.
Задание творческое. Вы много изготовляли поделок с применением такой техники. Вам
нужно вспомнить или представить какие-либо изделия, в которых были бы видны
изучаемые нами виды углов. Предлагаю разделиться на группы: 1-я смоделирует прямой
угол., 2-я – острый и третья – тупой.
(Учащиеся изготовляют модели и показывают на них вид угла).
VIII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
– Трудное было задание, но вы с ним справились. Молодцы! Предлагаю немного
отдохнуть.
– Совсем недавно отмечался День космонавтики. Вы, наверно, помните, как выглядит созвездие Большой медведицы.
– Какую геометрическую фигуру вам напоминает созвездие? ( четырехугольник).
– Назовите и запишите в тетради все углы. Какого они вида?
– Сравните их.
IX. Контроль и самопроверка знаний.
– Какая была тема нашего урока? Почему она так необычно называлась?
– Какую учебную задачу мы поставили перед началом изучения нового материала?
– Расскажите о чём говорили на уроке по плану:
Что такое угол?
Какие виды углов изучили?
– Какого достигли результата?
– Что помогло достижению успеха?
– Чью работу на уроке вы могли бы отметить?
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
М.: – Ребята, я внимательно следила за тем, как вы работали на уроке. Мне понравилось,
молодцы! Справились со всеми заданиями. А потому я приготовила для вас сюрприз,
внутри которого вы найдете домашнее задание. (Разноуровневое). Мои отметки за урок
такие: … (называет Ф.И. уч-ся и балл)
У.: - Я согласна с Царицей Математикой, поэтому ставите себе в дневник следующие
отметки: …. .
XI. Рефлексия (подведение итогов). Работа с предложениями.